Система рыночного управления
Рыночный менеджмент представляет особый тип гибкой организационной системы управления коммерческими организациями и негосударственными предприятиями, связанный с условиями и особенностями рыночной экономики. Рыночный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту в рыночной экономике. Он представляет собой гибкую систему предприимчивого и инновационного руководства, способного чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
Менеджмент в рыночной экономике представляет сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т.е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий.
Менеджмент в рыночной экономике характеризуется определенными тенденциями развития, которые можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, это объективные тенденции, тормозящие или ускоряющие развитие. Следовательно, менеджмент характеризуется определенным потенциалом. Поэтому необходимо своевременно выявлять объективные тенденции и умело их использовать в процессе управления. Потенциал определяется возможностями и объемом используемых ресурсов (материальных, финансовых, производственных, трудовых, информационных, организационных), структурой ресурсов и уровнем их использования.
Во-вторых, менеджмент в рыночной экономике рассматривается как элемент культуры, системы ценностей и убеждений. Современный рыночный менеджмент оказывает определенное влияние на развитие человека и общества, создающего свои ценности и формирующего социально-этические убеждения. Сердцевиной современного рыночного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская экономика. Поэтому главная задача менеджмента в рыночной экономике — сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.
Менеджмент в рыночной экономике формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс коллективной трудовой деятельности. Важнейшая задача рыночного менеджмента состоит в содействии развитию персонала, его обучению и гарантии роста.
6. Понятие, необходимость и содержание профессионального менеджмента
Профессиональный менеджмент является самостоятельным видом деятельности, для которой требуется наличие субъекта - профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект - хозяйственную деятельность организации в делом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).
Профессиональный менеджмент подразумевает генеральное управление и главную роль руководителя в процессе осуществления управления. Профессионализм менеджмента заключается в умении руководителя добиваться состояния предприятия, при котором оно начинает своевременно, стабильно, адекватно и с ожидаемыми итогами реагировать на поставленные цели и задачи. Профессиональный менеджмент – это умение грамотно проектировать и создавать организацию, которая способна успешно выдерживать конкуренцию, а также умение управлять этой организацией так, чтобы максимальным образом использовать ее внутренний и внешний потенциал при решении поставленных задач и целей. Для осуществления качественного и профессионального управления менеджер должен иметь ряд необходимых качеств: обладать развитыми умственными способностями, уметь анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы, брать ответственность на себя за принятие решений и процесс их исполнения, а также отлично понимать цели организации, уметь видеть и оперативно решать проблемы.
Профессиональный менеджмент – это также такой способ управления, при котором руководителем принимаются осознанные решения, в результате которых организация действует в соответствии с существующим положением и тенденциями внешней и внутренней среды, что в результате приводит организацию к высокому уровню конкурентоспособности, отличной финансовой устойчивости и оправдывает ожидания работников, потребителей, клиентов.