Усиление власти человека над природой происходит как его самоотчуждение, как превращение человека во все более частичное существо.
Следующая ступень – соседская община, первобытно-общинный СП. Само название говорит, что кровнородственные связи отступают на второй план. В такой общине возникают связи между его членами не как родственниками (хотя и это имеет место и играет немаловажную роль), а, в первую очередь, как между соседями, сообща владеющими и пользующимися территорией проживания и охраняющие её от чужих. Возросшая производительность труда имеет следствием появление внутри общинной собственности - собственностисемейной, т.е индивидуальной.
Индивидуальная собственность есть ОПО первобытно-общинного СП.
Появляется семейное хозяйство,т.есобственное жилище, хозпостройки, инвентарь, домашний обиход и животные, запасы кормов для скота, еды, одежды; ценные вещи – изделия умельцев, первых ремесленников, занятых исключительно изготовлением предметов охоты, сельского хозяйства, быта для обмена пока внутри общины. Главой и господином семейного хозяйства, а также жены (жён) и детей, является мужчина – муж и отец.
Но раз появилась собственность - общинная, а также индивидуальная (семейная) - неизбежно появляются желающие поживиться за чужой счёт. Так называемые «королевские роды», возможно не имеющие благоприятных условий для трудовой деятельности, начинают заниматься грабежом соседей с последующим обложением их данью. В свою очередь, завоеватели вынуждены защищать свою добычу от других грабителей. Появляются всякого рода владыки – деспоты, опирающиеся исключительно на военное насилие, собирающие дань, но и обеспечивающие защиту, а также выступающие в роли управленцев и судей при возникающих внутри общин конфликтах или над преступниками.
Появление деспотий (Азиатский СП) – очередная ступень в развитии общества. На этой ступени организующей жизнь общин силой выступает прямое, беззаконное насилие.
В цепочке жизненных укладов (индивидуальная собственность – кровное родство – ритуал – стереотип поведения) появляется новое, организующее звено – насилие, которое не может осуществляться без соответствующего аппарата принуждения. Т.е появляются классы эксплуататоров (меньшинство) и эксплуатируемых (трудящееся большинство). Вся дальнейшая история предстанет перед нами как борьба этих, меняющих свое название классов.
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
— В. И. Ленин. „Великий почин. Полн. собр. соч., т 39, стр 15
Однако грабеж – неэффективный способ получения и умножения собственности грабящего. В конце концов, на смену голому насилию в ходе углубления общественного разделения труда и классовой борьбы приходит рабовладельческий строй, регулирующим отношением в котором, основным производственным отношением в рабовладельческом способе производства является ЗАКОН. Насилие вводится в рамки закона, ограничивается им, становится упорядоченным. (ЗАКОН очередное звено в цепочке жизненных укладов).
Но развитие идёт дальше. Рабов становится слишком много, а свободных крестьян, составляющих основу армии, слишком мало: рабский труд в хозяйствах крупных рабовладельцев разоряет свободных крестьян, и они превращаются в плебс, живущий за счет подачек государства («ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ!»). Господствующий класс и плебс разлагаются в праздности и развлечениях, все более безнравственных. Завоевательные и оборонные возможности государства, перешедшего от ополчения к наемной армии ослабевают.
Новые, гораздо более сложные орудия труда (ветряная мельница и т.п.) невозможно доверить рабам, что также является фактором торможения и ослабления. Рабы восстают, варварские племена всё боле активно вторгаются в империю и в конце концов завоевывают её, основывая на её обломках свои, феодальные, государства.
На смену рабовладельческому СП закономерно приходит феодальный.
Феодалы – это владельцы земли (феодов) и работающих на них крестьян (крепостных). В отличие от рабов, крепостные крестьяне имеют семьи, земельные наделы (земля принадлежит феодалу – сеньору) и собственное хозяйство, платя феодалу оброк и отрабатывая для него барщину. Крепостные, таким образом, производят не только материальное богатство, но и новых крепостных.
Противоречивые отношения между феодалами регулируются феодальным правом (вассалитетом), устанавливающим равные права крупных феодалов (сеньоров) на эксплуатацию своих крестьян. (феодальное право - еще одно звено в цепочке жизненных укладов, существующих в обществе).
В борьбе со своеволием феодалов монархи шаг за шагом идут к установлению абсолютной власти. Очередная ступень – абсолютистский СП.
Монарх нуждается в армии и деньгах для содержания двора. Дворяне также нуждаются во всё больших деньгах для соответствющего их статусу образа жизни: пиры, турниры, кони и оружие, латы и шлемы, роскошные одеяния. Деньги можно получить у своих крестьян, но они нищие. Но уже появилось третье сословие (купцы, ремесленники владельцы мануфактур, банкиры. Нуждаясь в деньгах, монархи продают банкирам и промышленникам, богатым купцам дворянские титулы и привилегии. Крестьяне выкупают себя от крепостной зависимости. То есть происходит обмен денег на феодальные привилегии, а привилегий на деньги. Эти процессы размывают феодальный строй, пока он ни сгорит в огне буржуазной революции, в результате которой человечество вступает на последнюю ступень процесса самотчуждения - капитализм.
Этот СП основан на эксплуатации труда лично свободных, наёмных, рабочих. Если рабы и крепостные работали на господ бесплатно и были лично зависимыми от них, то труд наёмного рабочего оплачивается на основе трудового соглашения: свободный рабочий соглашается работать на предложенных ему работодателями условиях. При этом рабочих мест из-за очень высокого уровня эксплуатации на производстве всегда меньше, чем желающих получить работу. Возникает рынок труда. На этом рынке товар «рабочая сила» продается и покупается как любой другой товар по ценам, диктуемым спросом и предложением. При избытке товара на рынке цена на него падает до минимальной. В данном случае минимальной является та цена, при которой (при отсутствии трудового законодательства) обеспечивается физиологическое выживание самого рабочего и его детей. Иногда стоимость товара «рабочая сила» падала ниже уровня выживания, тогда работать приходилось не только женщинам, но и детям, начиная с 5-6-летнего возраста. Основным производственным в капиталистическом СП является КАПИТАЛ– система экономического рабства, способ с помощью денег получить большие деньги за счет неоплаченного труда наемных рабочих.
Окончательный вид цепочки способов производства (жизненных укладов) сверху вниз: капитал (капитализм) – товарно-денежные отношения (абсолютизм) – право (феодализм) – закон (рабовладение) – насилие (Азиатский СП) – индивидуальная собственность (п/о строй) - кровно-родственные связи (родовой строй) – ритуал (первичный коллектив) – обычай, стереотипы поведения (архаическая ступень).
Примечание: все жизненные уклады (ЖУ) существуют в снятом виде в верхнем, господствующем в данное время, основном производственном отношении (ОПО). Поэтому коммунистический тип развития заключается в том, чтобы целенаправленно, основываясь на теорию движения через слои отчуждения, снимать слой за слоем накопившееся отчуждение. Успешно руководить этим процессом может только марксистская партия, не допускающая при этом грубых ошибок. Любая такая ошибка отбрасывает общество на нижестоящие ступени.
Капитализм прошел в своем развитии несколько ступеней: ступень первоначального накопления капитала, на которой эксплуатация труда мужчин, женщин и детей была особенно жестокой, при отсутствии какого-либо законодательства о труде.
Ступень первой технической революции XVIII – XIX века. На этой ступени развитие техники и усиление размаха и организованности классовой борьбы рабочих против капиталистов привело постепенно к сокращению рабочего дня, улучшению условий труда и его оплаты. Но и к росту классовой борьбы, к появлению и укреплению профсоюзов, к началу политической борьбы рабочих, и, наконец, в середине XIX века, с появлением научного коммунизма (К.Маркс и Ф.Энгельс) к началу идеологической борьбы между классами.
В конце 19 – начале 20 веков капитализм как таковой (всевластие капитала) вступает в свою высшую и последнюю стадию развития – империализм. На этой стадии все противоречия капитализма обостряются до предела и подводят общество к возможности победы социалистической революции. Как известно, она произошла 7-8 ноября 1917 г. в России.
Капитализм - последняя ступень развития классового общества потому, что этот строй порождает своего могильщика – класс юридически свободных и равноправных наемных работников, занятых материальным производством на крупных предприятиях – организованный и сознательный пролетариат. Его историческая миссия заключена не в смене одной формы эксплуатации другой, а в уничтожении всякой эксплуатации вообще. Этот класс не может ограничиваться только экономическими требованиями, не останавливается на политических требованиях. Буржуазной идеологии он противопоставляет свою, пролетарскую, научную идеологию – марксизм-ленинизм.
В 20-е годы 20-го века произошло видоизменение обычного хода истории. Из-за предательства партий II Интернационала пролетарские революции потерпели поражение в Германии, Венгрии, не состоялись в Италии и тем более в Англии и Франции. В 1923 году капитализм в Европе стабилизировался, и Советский Союз остался один во враждебном окружении, имея разрушенную в двух войнах отсталую экономику и ограбленное, как нигде в Европе, в смысле образованности и культуры населением. При этом пролетариат России понёс очень большие потери своих передовых бойцов.
Однако, Ленин, а затем Сталин вместе с ВКП(б) сумели удержать советскую власть и начать успешное преодоление отсталости страны во всех областях. К 1939 году СССР достиг гигантских успехов в деле, говоря словами Ленина, «создания необходимых условий цивилизованности для того, чтобы открыть дверь социализма».
Одновременно в капиталистическом мире начался острейший мировой кризис, поставивший его вновь на порог пролетарских революций. Выход из этого тупика буржуазная олигархия искала в подготовке новой мировой войны между двумя группами империалистических государств и в социализации внутренней политики. В этом последнем случае две мощнейшие империалистические страны Германия и США пошли разными путями. В Германии к власти была приведена гитлеровская «Германская рабочая социалистическая партия». (на 10 лет раньше, в Италии, - фашистская партия Муссолини). «Социализм» в проводимой ими политике выражался в ликвидации безработицы за счет военных заказов, повышении уровня жизни рабочего класса при огосударствлении профсоюзов, умелой социальной и националистической демагогии, создании и укреплении репрессивного аппарата и ликвидации всякой демократии. При этом внешняя политика Германии и Италии была крайней агрессивной, нацеленной на завоевания и подчинение соседних государств.
США («Новый курс» Ф.Д.Рузвельта) в те же годы пошли по пути расширения рамок буржуазной демократии, прав профсоюзов, более прогрессивного законодательства о труде, развертывания социальных программ и т.д.
И в том, и в другом случае капитализм в его классическом виде перестал существовать. Он социализировался, сумел внушить рабочему классу иллюзии о возможности социального партнерства, тем самым снизив социальную напряженность в обществе. Олигархия, как и в Германии, слилась с государством и стала управлять экономикой в целях её регулирования и планирования. За счет этого власть буржуазной олигархии укрепилась.
Возник новый общественный строй с всевластием олигархической элиты. Поэтому его можно назвать элитаризмом. Разгром Германии во Второй мировой войне закрепил американский вариант элитаризма в качестве мирового в капиталистическом мире.
Элитаризм не есть капитализм. В этом строе капитал является подчинённым производственным отношением, ав качестве ОПО выступает государственное распределение. Большая часть тяжести эксплуатации трудящихся перенесена в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что позволяет снизить уровень социальной напряженности в обществе. Олигархическое управление экономикой как единым целым позволяет снизить анархию производства и остроту экономических кризисов до структурных, позволяющих ТНК произвести модернизацию производства перед новым подъёмом экономики.
Система элитаризма существовала из-за страха перед системой социализма. С её разрушением буржуазная олигархия приступила к наступлению на социальные права трудящихся, что мы и наблюдаем сегодня в Европе: режим жесткой экономии в зоне евро.
С разрушением СССР и социалистической системы государств элитаризм начал дрейф в сторону демонтажа социальных программ, т.е. к классическому капитализму на ступени империализма. Это вновь обостряет социальную напряженность и повышает уровень революционности трудящихся в основных странах элитаризма.
Итак, с позиций исторического материализма, развитие общества на протяжении многих тысяч лет подчинялось следующим закономерностям (сущностные категории истмата):
1-я сущностная категория исторического материализма - развивающийся процесс самотчуждения человека от его универсальности, от результатов его труда, превращение человека во все более частичное существо.