Структура практической части контрольной работы
1 Общая характеристика муниципального образования (расположение, с какими муниципальными образованиями граничит, какое место занимает в регионе, административно-территориальное деление МО).
2 Анализ ресурсного потенциала (обеспеченность земельными ресурсами, структура земель МО, характеристика водных и лесных ресурсов, наличие и характер использования полезных ископаемых, характеристика рекреационных ресурсов; анализ человеческого капитала и современной демографической ситуации; характеристика трудовых ресурсов).
3 Анализ уровня развития социальной сферы муниципального образования (характеристика дошкольного, школьного и профессионального образования в МО, перечень основных проблем сферы образования; характеристика системы здравоохранения в МО, перечень основных проблем сферы здравоохранения; анализ реализации социальных программ и мер социальной поддержки граждан).
4 Анализ экономического развития и деловой активности муниципального образования (общая характеристика экономики МО и ее структуры; характеристика отраслей специализации, состояния сферы услуг и финансового сектора; анализ инвестиционной активности; анализ состояния муниципального бюджета; анализ состояния инфраструктуры МО (транспортной, инженерной, финансовой инфраструктуры); основные экономические проблемы МО).
5 Оценка конкурентных преимуществ муниципального образования (методика приведена ниже).
6 Анализ внутренней маркетинговой среды и внешней маркетинговой микросреды муниципального образования (итоговая матрица SWOT-анализа).
7 Анализ внешней маркетинговой макросреды муниципального образования (результаты PEST-анализа).
8 Анализ стратегий социально-экономического и инвестиционного развития муниципального образования. Достоинства и недостатки используемых стратегических подходов.
Пункты 1-4 выполняются на основе информации, которая представлена в официальных информационных источниках.
Пункт 5 (Оценка конкурентных преимуществ муниципального образования) выполняется по следующей методике.
В качестве конкурентов для всех исследуемых муниципальных образований мы берем города Новороссийск, Краснодар и Сочи. Кроме того, отдельно выбирается по 2 два основных конкурента.
Основные конкуренты – это максимально схожие муниципальные образования. Особое внимание следует обращать на такие факторы, как: месторасположение территории; административно-политический уровень (МО несопоставим с регионом); имеющиеся в наличии природные ресурсы; плотность населения и структура расселения по территории; основные виды деятельности, развитые на территории; производственная и социальная инфраструктура; формы социального партнерства и некоторые другие факторы.
В качестве основного источника информации для выявления муниципальных образований – основных конкурентов необходимо использовать статистический сборник «Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Краснодарского края».
Определив круг конкурентов (всего 5: 3 общие для всех и 2 выбираются отдельно для каждого муниципального образования), следует провести сравнительный анализ конкурентов.
Удобной формой проведения конкурентного анализа являются взвешенные оценки сравнения (определяется перечень критериев для сравнения, каждый фактор получает свой вес, эксперты (сами студенты) выставляют оценку каждой территории).
Можно использовать табличную форму сравнения муниципальных образований - конкурентов (таблица 1).
Территория, которая получит наивысшую сумму баллов за счет более высоких оценок по характеристикам сравнения, является наиболее привлекательной по сравнению с другими территориями с точки зрения условий проживания.
Проведение сравнительного анализа позволит выявить положительные характеристики территории и четко отразит те характеристики, по которым территория сегодня уступает своим основным конкурентам и в каких видах деятельности конкуренты наиболее сильны и смогут удержать свои позиции. А также позволяет определить приоритеты развития - какие из существующих относительных конкурентных преимуществ наиболее значимы для потребителей целевых сегментов.
Таблица 1 - Оценка конкурентных преимуществ муниципальных образований
№ | Факторы конкурентоспособности | Оценка фактора (1-5) | Значение (вес) фактора | Взвешенная оценка |
1. | Географическое положение | 0,15 | ||
2. | Природные ресурсы и эффективность их использования | 0,10 | ||
3. | Трудовые ресурсы и их качество | 0,10 | ||
4. | Инвестиционная привлекательность и привлекательный бизнес-климат | 0,05 | ||
5. | Конкурентоспособность расположенных на территории экономических субъектов | 0,05 | ||
6. | Качество государственного и муниципального управления | 0,05 | ||
7. | Уровень международной интеграции и кооперации территории | 0,03 | ||
8. | Экспортный потенциал территории | 0,06 | ||
9. | Наличие спроса на продукцию, производимую на территории | 0,04 | ||
10. | Качество законодательства | 0,01 | ||
11. | Уровень развития человеческого капитала | 0,07 | ||
12. | Качество образования | 0,05 | ||
13. | Развитие инновационной системы, инновационная активность | 0,02 | ||
14. | Уровень развития и качество инфраструктуры | 0,10 | ||
15. | Наличие сформированных кластеров и групп предприятий | 0,02 | ||
16. | Уникальность территории. Имидж и бренд территории | 0,10 |
Результаты оценки конкурентных преимуществ представляем в виде таблиц по каждому муниципальному образованию и итоговой лепестковой диаграммы.
Пункт 6 (Анализ внутренней маркетинговой среды и внешней маркетинговой микросреды муниципального образования) проводится с использованием SWOT-анализа.
SWOT - это аббревиатурное обозначение сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), благоприятных возможностей (Opportunities), факторов угрозы (Threats).
На первом этапе необходимо проанализировать факторы внутренней и внешней микросреды муниципального образования. На основании проведенного анализа на втором этапе составляется матрица SWOT. Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа характеристики организации. В верхней части матрицы выделяются два раздела (возможности и угрозы), а на пересечении этих разделов образуются четыре поля для дальнейшего исследования:
− “СИВ” (сила и возможности);
− “СИУ” (сила и угрозы);
− “СЛВ” (слабость и возможности);
− “СЛУ” (слабость и угрозы).
Все соответствующие записи вносятся в эти поля в качестве предложений в результате анализа взаимодействия вышеперечисленных характеристик.
Пункт 7 (Анализ внешней маркетинговой макросреды муниципального образования) выполняется с использованием PEST-анализа. При его проведении выделяются политические и правовые, экономические, социальные и технологические компоненты внешней макросреды и предпринимается попытка рассмотреть, насколько изменение данных компонентов может сказаться на деятельности администрации муниципального образования.
В целом при характеристике внешней макросреды территории можно выделить следующие группы факторов:
- политико-правые факторы (нормативно-правовые документы, предусмотренные правила и процедуры принятия управленческих решений соответствующего уровня и др.);
- макроэкономические факторы (проводимая финансовая, бюджетная, налоговая политика соответствующего уровня и общие макроэкономические тенденции и др.);
- социокультурные факторы (качество и культура национальных отношений, сложившиеся культурные традиции, обычаи и др.);
- технологические факторы (уровень достижений научно-технического развития, развитие новых источников энергоресурсов и др.).
В пункте 8 (Анализ стратегий социально-экономического и инвестиционного развития муниципального образования. Достоинства и недостатки используемых стратегических подходов) необходимо проанализировать официальную Стратегию социально-экономического развития муниципального образования и Стратегию инвестиционного развития муниципального образования. На основе проведенного анализа, необходимо определить к какому виду стратегии маркетинга территории (по классификации Панкрухина А.П.) можно ее отнести.
В соответствии с классификацией Панкрухина А.П. выделяется четыре вида стратегий в маркетинге территорий:
1. Маркетинг имиджа
Суть: создание и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории;
Особенности: низкозатратная стратегия, концентрирует усилия на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде ранее созданных преимуществ территории;
Инструменты: коммуникационные мероприятия и средства, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать её, удостовериться в существенности имеющихся у неё преимуществ;
Разновидности: в зависимости от имеющегося и желаемого имиджа: устойчивый положительный, слабо выраженный, застойный, противоречивый, смешанный, негативный, чрезмерно привлекательный;
2. Маркетинг привлекательности
Суть: повышение притягательности данной территории для человека, гуманитарных конкурентных преимуществ;
Особенности: ориентация на человека, с учетом стилей жизни, поведения и потребностей отдельных категорий;
Механизмы: развитие и популяризация особых черт, гарантирующих преимущества в соперничестве территорий;
Разновидности: в зависимости от акцента на экономику, географию, климат, историю, архитектуру, конкретные достопримечательности, возможности медицины, индустрии туризма, отдыха и развлечений;
3. Маркетинг инфраструктуры
Суть: повышение притягательности для бизнеса;
Особенности: ориентация на бизнес-процессы и предпринимателей, высокую степень цивилизованности рыночных отношений на территории;
Механизмы: развитие и популяризация потенциала инфраструктуры, её правовое, научно-техническое и кадрово-организационное обеспечение;
Разновидности: в зависимости от типа бизнеса: торговый финансовый, научный, промышленный, строительный, сельскохозяйственный, сервисный, информационный и др.
4. Маркетинг населения, персонала
Суть: повышение притягательности территории для рабочей силы определенного профиля, специализации и квалификации, для отдельных категорий граждан;
Особенности: ориентация на группы людей по признакам профессиональной, этнической, религиозной и другой принадлежности для постоянного проживания;
Механизмы: развитие и популяризация потенциала занятости, образования, личной безопасности, экономичности и удобства проживания, реализации специфических потребностей;
Разновидности: в завистимости от потребности в кадрах, в соответствии с уровнем и структуры занятости, в том числе по отраслям, группам отраслей и уровням квалификации;
При определении вида стратегии необходимо помнить, что в чистом виде они практически не встречаются.
Определите достоинства и недостатки рассмотренных Стратегий социально-экономического и инвестиционного развития, соответствие задач поставленным целям, имеющимся ресурсам, подведомственности и пр.
Практическая часть должна содержать заключение, в котором отражаются краткие выводы по проделанной работе.