Тема 3. мировой рынок. конъюктура мирового рынка. цены международной торговли
1. Структура мирового рынка. Понятие и показатели конъюнктуры мирового рынка.
2. Ценообразование в международной торговле. Мировые цены и их установление. Цены международных контрактов. Соотношение спроса и предложения.
3. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на динамику мировых цен на товарных рынках.
Структура мирового рынка (понятие и показатели конъюнктуры мирового рынка)
Рынки: внутренний, национальный, международный и мировой.
Внутренний (отечественные продукты остаются и потребляются в стране)
Национальный (внутренний рынок + международный экономический обмен)
Международный (сегменты национального рынка + зарубежные рынки)
Структура мирового рынка (понятие и показатели конъюнктуры мирового рынка)
Мировой рынок
Синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое (узкое)
Целостное и внутренне взаимосвязанное общемировое единство рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также информации – единое рыночное пространство в общем комплексе государств современного мира (широкое)
Основные черты мирового рынка:
• Рыночное хозяйство (сферы и объекты сбыта на международном уровне);
• Межгосударственное перемещение товаров, услуг и основных факторов производства (внешние спрос и предложение);
• Факторы производства направлены в наиболее экономически эффективные сферы рынка;
• Роль «фильтра» или «санирующая» роль;
Международная стандартная промышленная классификация или же Международная стандартная классификация отраслей (ISIC – International Standard Industrial Classification, OOH)
Торгуемые товары - Неторгуемые товары
Межд. стандартная промышленная классификация
А. Торгуемые товары (группы 1-3)
1) Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция);
2) Продукция добывающей промышленности;
3) Продукция обрабатывающей промышленности.
Б. Неторгуемые товары (группы 4-9)
4) Коммунальные услуги и строительство;
5) Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;
6) Транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество;
7) Оборона и обязательные социальные услуги;
8) Образование, здравоохранение и общественные работы;
9) Прочие коммунальные, социальные и личные услуги
Конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающаяся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).
Текущая конъюнктура; кратко- и среднесрочная конъюнктура; долгосрочная конъюнктура.
КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА
Конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающаяся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).
Текущая конъюнктура; кратко- и среднесрочная конъюнктура; долгосрочная конъюнктура.
КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
(экономические, научно-технические, политические, социальные и др.)
- Постоянные и переменные;
- Циклические и нециклические;
- Стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;
- По срокам действия: кратко-, средне- и долгосрочные.
«конъюнктурные симптомы»
КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Длинные циклы (волны) Н. Д. Кондратьева (1892-1938), 25-30 лет.
«Цикл жизни» продукта
Гистерезис – текущие и временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменения на конкретном рынке.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА
Исследование:
1) «кабинетные исследования», 2) «на месте»
Методы прогнозирования:
- Экстраполяция;
- Экспертные оценки («мозговые атаки»);
- Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий.
«Верификация прогнозов»
2. Ценообразование в международной торговле. Мировые цены и их установление. Цены международных контрактов. Соотношение спроса и предложения.
ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
• Общеэкономические (фазы экономического цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем; соотношение спроса и предложения; динамика инфляции);
• Конкретно-экономические (особенности продукции, условий производства и реализации);
• Специфические (в отношении некоторых (отдельных) видов товаров);
• Специальные (действие особых механизмов и экономических инструментов);
• Внешнеэкономические (политические, военные и социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике).
Специфика ценообразования на различных типах мировых товарных рынках
Типы рынков
• Рынок совершенной (свободной) конкуренции;
• Рынок чистой монополии;
• Рынок монополистической конкуренции;
• Олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).
МИРОВЫЕ ЦЕНЫ И ИХ ВИДЫ
Мировые цены (World prices)
цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Характеристика
- Устанавливаются в СКВ;
- Цены на товары ведущих производителей и поставщиков;
- Крупномасштабные сделки (не связанные между собой);
- Цены базисных или репрезентативных рынков
ВИДЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН
- Контрактные цены (твердая фиксированная цена (ТФЦ), ТФЦ с возможностью последующей корректировки, цена с последующей фиксацией, скользящая цена, смешанная цена);Подвид – трансфертная цена.
- Справочные цены;
- Биржевые цены (биржевые котировки);
- Цены аукционов;
- Статистические цены (цены статистики внешней торговли).
ИНКОТЕРМС-2010 (INCOTERMS)
Группа E — Место отправки (Departure):
EXW. (Ex Works) (указанное место): товар со склада продавца.
Группа F— Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid):
FCA. (Free Carrier) (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.
FAS. (Free Alongside Ship) (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика.
FOB. (Free On Board) (указан порт погрузки): товар погружается на корабль заказчика.
Группа C — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):
CFR. (Cost and Freight) (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CIF. (Cost, Insurance and Freight) (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CPT. (Carriage Paid To) (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.
CIP. (Carriage and Insurance Paid to) (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.
Группа D — Доставка (Arrival):
DAP. (Delivered at Point): поставка в месте назначения.
DAT. (Delivered at Terminal): поставка на терминале. Экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала.
DDP. (Delivered Duty Paid) (указано место назначения): товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков.