Тема 9. Специфика арт-менеджмента.

Роль и место искусства в социуме. Искусство: образование и развлечение. Проблема встроенности арт-менеджмента в экономику культуры. Маркетинговое определение понятия "искусство".

Специфика организации арт-менеджмента в сфере культуры.

Особенности сотрудничества с "медийными" персонами.

Технологии сотрудничества со СМИ.

Семинарское занятие № 9.

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика экономики и менеджмента шоу-бизнеса.

2. Принципы организации и функционирования искусства в информационном обществе.

3. Арт-пространство С-Петербурга: организационный аспект.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию преподавателя; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к контрольной работе;

- подготовку к экзамену.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

1. Менеджмент культуры как современная технология управления.

2. Развитие культурной ситуации в РФ.

3. Специфика организации в сфере культуры ‑ проблемы, преимущества, социальная ответственность.

4. Федерализм как культурная проблема.

5. Государственное регулирование сферы культуры.

6. Региональная специфика культурного развития государства.

7. Существующие модели культурной политики.

8. Основные субъекты всех уровней власти, действующие в сфере культуры.

9. Специфика национальных интересов в сфере культуры.

10. Принципы и механизмы формирования законодательства в сфере культуры.

11. Государственные и муниципальные органы исполнительной власти в сфере культуры и сфера их ответственности.

12. Культурная политика как разрешение задачи управления и регулирования.

13. Экономика культуры и ее составные элементы.

14. Проблема социальной эффективности деятельности институтов и учреждений культуры.

15. Финансирование учреждений и организаций культуры.

16. Проблема баланса интересов общества, организаций и граждан в сфере культуры.

17. Закон РФ «Об основах законодательства в сфере культуры» как механизм согласования интересов общества, организаций и граждан страны.

18. Культура менеджмента и культура бюрократического управления – позитивные и негативные тенденции.

19. Основы разработки управленческих решений в сфере культуры.

20. Работа с кадрами: подбор, расстановка, мотивация, контроль, проблема эффективности и ответственности

21. Конфликт - внутри и вовне. Работа в конфликте, преодоление конфликта, анализ и выводы.

22. Содержание деятельности руководителя организации культуры.

23. Стратегическое планирование организации культуры.

24. Механизмы культурного взаимодействия государства и общества.

25. Виды и деятельность общественных организаций в социально-культурной сфере.

26. Технология работы со спонсорами в культуре.

27. Культурные индустрии - их развитие в современный период.

28. Искусство управленческой конкуренции

29. Принципы и механизмы работы исполнительных органов в сфере культуры.

30. Лидер и команда проекта, примеры успешной проективной деятельности.

31. Социокультурное проектирование как основной метод инновационного развития культуры

32. Культурная политика современных западноевропейских обществ.

33. Культурные инициативы, способы их поощрения и реализации.

34. Тендеры в экономике культуры

35. Групповой (клановый, этноконфессиональный, бюрократический и т.д.) интерес как источник извращения общенационального интереса.

36. Сопоставление концепции национальных интересов с концепциями интересов других стран, с документами международных организаций (ООН, ЮНЕСКО).

37. Субъекты, участвующие в формировании и обсуждении системы национальных интересов.

38. 5-я конференция Международной Ассоциации Менеджмента Культуры и Искусств (AIMАС) и ее решения.

39. Зависимость и независимость арт-менеджмента от экономики культуры.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно - экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность менеджмента, его место в общей теории управления.2. Организация как объект менеджмента. Типы организаций.3. Развитие принципов менеджмента в условиях совершенствования рыночных отношений.4. Менеджмент как совокупность административного, социально-экономического и психологического аспектов управления.

5. Менеджмент как наука и как искусство. Функции менеджмента.

6. Культура руководства: содержание, функции, критерии.

7. Существующие модели культурной политики. Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования культурной деятельности.8. Связь концепций культурной политики и комплекса геополитических факторов.9. Нормы и процедуры взаимодействия государства и общества.

10. Развитие культурной ситуации в истории России.

11. Цивилизационная специфика России в аспекте менеджмента культуры.

12. Федерализм как культурная проблема. Региональная специфика государства в аспекте менеджмента культуры.

13. Специфика национальных и этнических интересов в сфере культуры.

14. Принципы и механизмы формирования законодательства в сфере культуры.

15. Принципы и механизмы работы исполнительных органов в сфере культуры.

16. Механизмы и субъекты, участвующие в формировании концепции национальных интересов в сфере культуры.

17. Государственные и муниципальные органы исполнительной власти в сфере культуры.

18. Государственное регулирование поддержки и развития культурной деятельности: зарубежный и отечественный опыт.

19. Основные субъекты, действующие в сфере культуры.

20. Основы юридического сопровождения организации деятельности в сфере культуры.

21. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие региона. Общие принципы экономики культуры.

22. Специфика финансирования сферы культуры. Источники финансирования деятельности учреждений культуры.

23. Проблема оценки социальной эффективности институтов и учреждений культуры.

24. Спонсорство, патронаж и благотворительность. Мотивы и формы сотрудничества, проблемы развития. Технология работы со спонсорами.

25. Спонсорство и благотворительность в России: история и современность.

26. Тендеры, гранты и конкурсы в системе экономического обеспечения сферы культуры.

27. Системы оплаты труда в организациях культуры.

28. Проблема баланса интересов. Механизмы согласования интересов как задача менеджмента.

29. Культура менеджмента и культура бюрократического управления.

30. Модели символического поведения.

31. Роль рефлексивных процедур в менеджменте. Преодоление стереотипического стиля мышления.

32. Работа с кадрами как часть менеджмента.

33. Технологии преодоления внутренних и внешних конфликтов как задача менеджмента.

34. Стимулирование и мотивация. Специфика мотивации творческой деятельности.

35. Роль системы поощрений в менеджменте. Инсентив-технологии.

36. Место мотивации в различных системах управления (на примере различных стран).

37. Проблема лидерства и стилей руководства в сфере культуры.

38. Психологический климат в коллективе и определяющие его факторы.

39. Феномен корпоративности. Особенности корпоративной этики.

40. Тренинги и тим-билдинги как способы психологического регулирования деятельности организации.

41. Общее и особенное в менеджменте культуры.

42. Специфика организации в сфере культуры - проблемы, преимущества, социальная ответственность.

43. Специфика менеджмента в сфере культуры. Проблема эффективности менеджмента в данной сфере.

44. Общие характеристики организаций: ресурсы, внешняя среда, процесс разделения труда, составляющие успеха.

45. Специфика деятельности руководителя и менеджера.

46. Стратегический и тактический уровни менеджмента. Стратегия корпорации. Стратегическое планирование на примере какой-либо организации.

47. Система управленческой деятельности. Механизмы управления в сфере культуры.

48. Традиционная и массовая культуры: особенности менеджмента.

49. Реинжениринг бизнес-процессов в сфере культуры.

50. Организационное и информационное обеспечение фандрейзинга.

51. Мерчандайзинговые технологии в сфере культуры.

52. Персонал и специалисты в сфере культуры, требования к их компетентности, формы подготовки и переподготовки.

53. Технология современного бизнеса и социально-культурная специфика.

54. Разработка бизнес-модели организации СКС-предприятия (на конкретном примере по выбору студента).

55. Технология разработки программы/проекта в области СКС.

56. Особенности управления коллективом в сфере СКС (по выбору студента).

57. Информационные технологии и их значение для развития культурной деятельности

58. Специфика организации арт-менеджмента в сфере культуры.

59. Особенности сотрудничества со СМИ и с "медийными" персонами.

60. Роль общественных организаций в сфере менеджмента культуры.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51‑ФЗ). Ч.2 (Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14‑ФЗ).

3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128‑ФЗ.

4. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88‑ФЗ.

5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129‑ФЗ.

6. Постановление «Вопросы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 6 апреля 2004 г. № 157.

7. Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 289.

8. Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 17 июня 2004 г. № 301.

9. Положение Вопросы Федерального архивного агентства от 7 апреля 2004 г. № 177.

10. Положение о Федеральном архивном агентстве от 17 июня 2004 г. № 290.

11. Постановление «Вопросы Федерального агентства по культуре и кинематографии» от 6 апреля 2004 г. № 191.

12. Положение о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии от 17 июня 2004 г. № 291.

13. Постановление «Вопросы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» от 8 апреля 2004 г. № 193.

14. Положение о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям от 17 июня 2004 г. № 292.

УЧЕБНАЯ:

1. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация,анализ,прогноз : учеб. пособие / И. К. Беляевский. - М. : Финансы и кредит, 2008.

2. Берышев, А. Ф. Маркетинг: учебник / А. Ф. Берышев. - 5-е изд-е, перераб. и доп. - М. : Академия, 2008.

3. Иванов Г.П. Экономика культуры: Учеб. пособие / Г.П. Иванов, М.А. Шустров. – М.: Юнити, 2001.

4. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай. – М.: Инфра‑М, 2003.

5. Липсиц, И. В.Маркетинговые стратегии для российских компаний : учеб. пособие / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. - М. : ИД ГУ ВШЭ, 2006.

6. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. – М.: Инфра‑М, 2005 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Артемьева Т.В. , Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования:Учебное пособие. СПб.: Лань, 2010. – 288 с.

2. Вейлл П. Искусство менеджмента: новые идеи для мира хаотических перемен. М.: Новости, 1993. 224 с.

3. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. – 504 с.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 313 с.

5. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учеб.М: Банки и биржи ЮНИТИ,1994.685 с.

6. Джерелиевская И.К. Аргументы в пользу менеджмента организаций культуры. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2002. – № 12.

7. Драгичевич‑Шешич М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. / М. Драгичевич‑Шешич, Б. Стойкович. – Новосибирск, 2000.

8. Жданова Е. Управление и экономика в шоу‑бизнесе. / Е. Жданова, С. Иванов, Н. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). – М.: Норма‑Инфра‑М, 2002.

10.Каллистов И.А. Поддержка и развитие отечественной кинематографии. Основные направления государственной политики в области производства и проката национальных фильмов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. – № 7.

11.Коновалов А. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса. – СПб.: Питер, 2004.

12.Корнеева С. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюссирования. – СПб.: Питер, 2004.

13.Культурная политика России: история и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. – М., 1998.

14.Курс МВА по менеджменту / Под. Ред. Аллена Р. Коэна. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 507 с.

15.Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учеб. пособие.- СПб.:В.А. Михайлов, 2000.

16. . Мурашова М.Ю. Использование всемирной компьютерной сети для продвижения киновидеопродукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – № 2.

17.Охрана интеллектуальной собственности в России / Под. ред. Л.А. Трахтенгерц, В.М. Жуйкова. – М.: Контракт, 2005.

18.Пайн П, Джозеф Б., Гилмор, Джеймс Х. Экономика впечатлений: работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. – М.: Вильямс, 2005.

19.Переверзев М.П., Лунева А.М. Предпринимательство и бизнес / Под. ред. М.П. Переверзева. – М.: Инфра‑М, 2006.

20.. Переверзев М.П. Системный ресурсно‑потенциальный подход в управлении экономикой субъекта РФ: Монография. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005.

21.Пилилян Е.К. МЕНЕДЖМЕНТ КУЛЬТУРЫ: учеб. пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. – 81 с.

22.Сальвемини С. Управление в киноиндустрии: альтернативы Голливуду?/ С.Сальвемини, Дж. Делместри // Art‑менеджер. – 2003. – № 2.

23.Тарасов В. Искусство управленческой борьбы. - М.: Добрая книга, 2003.

24.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд. «Лань», 2003. – 528 с.

25.Флорид Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика XXI, 2005.

26.Чуйкина С. Музеи отечественной истории и литературы ХХ века в современной России: переработка советского опыта и стратегии кризисного менеджмента // НЛО. – 2005. – № 74.

27.Шванфельдер В. Мудрость Конфуция в менеджменте: Истина и опыт в 21 веке. Пер. с нем. М., СПб.: "Диля", 2008. – 224 с.

28.Щекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – № 2.

29.Эндрю Мак-Илрой. Культура и бизнес: путеводитель по фандрейзингу. М.: Классика–21, 2005.

Интернет‑ресурсы

Официальный сайт по вопросам культуры http://www.government.gov.ru

http://www.culturalmanagment.ru

http://www.event‑mobys.ru

http://www.museum.ru

http://www.kinoteca.ru

http://www.film.ru

http://www.bisart.ru

http://www.artlib.ru

http://www.cultureclub.ru

Наши рекомендации