Историко-логическая периодизация развития советской и российской экономики
Периоды | Ключевое событие периода | Преобладающий тип управления | Основные экономические субъекты | Условное наименование фазы |
Начало 40 - конец 50-х гг. | Реформа управления 1940-1941 гг. | Централизованное | Государство | Экономика государства |
Конец 50 - сер. 60-х гг. | Хозяйственная реформа 1957 г. | Региональное | Экономические районы, совнархозы | Экономика регионов |
Сер. 60 - сер. 70-х гг. | Экономическая реформа 1965 г. | Отраслевое | Отраслевые министерства | Экономика отраслей |
Сер. 70 - сер. 80-х гг. | Реформа управления промышленностью 1973 г. | Подотраслевое | Главные управления министерств, всесоюзные производственные объединения | Экономика подотраслей |
Сер. 80 - 1992 год | Перестройка 1985 г. | Заводское | Крупные предприятия, объединения | Экономика крупных предприятий |
1992-1993 гг. | Приватизация 1991 г. | Цеховое | Предприятия, МП, выделившиеся из крупных | Экономика малых предприятий |
1993-1995 гг. | Чековая, послечековая приватизация | Индивидуально-групповое | Руководители предприятий, подразделений, физические лица | Экономика физических лиц |
Основными чертами управления предприятиями, сложившимися в современных российских условиях комбинации собственности, контроля и управления, могут быть названы:
- расхождение институционального и личностного аспектов поведения менеджеров, при доминировании личных интересов физических лиц;
- обусловленный неопределенностью и нестабильностью внешней среды сдвиг интересов экономических субъектов в сторону краткосрочных;
- ограничение свободной рыночной конкуренции и создание отраслевых, региональных и поведенческих барьеров рыночных перемещений;
- неэффективность использования большинства ресурсов с институциональной и общесистемной точки зрения.
Решающим фактором при формировании современных российских менеджеров, является то, что в условиях экономического кризиса и размытости отношений собственности вознаграждение за труд и удовлетворение личных потребностей высших руководителей отнюдь не обязательно обусловливаются эффективностью работы предприятия. В данном случае речь идет не об использовании служебных полномочий в личных целях - зачастую контрактные условия найма руководителя гарантируют такое положение независимо от финансовых результатов функционирования организации . В собственно экономическом смысле это означает получение непроизводственных доходов физическими лицами за счет перераспределения общественного продукта на основе концентрации ими функций управления и контроля.
Неэффективность “экономики физических лиц” не вызывает сомнения, ее развитие противоречит потребностям научно-технического и экономического прогресса. Простое перекачивание ресурсов из производственной сферы в область личного потребления не может продолжаться бесконечно. Экономические ресурсы общества и предприятий должны не трансформироваться, а создавать растущее благосостояние людей . Поэтому нетрудно предугадать потребность и его направление. Господство эффективных собственников и адекватная роль менеджмента должны быть его отправными пунктами. В дальнейшем должна обязательно произойти группировка экономических субъектов, варианты которой в принципе определены . Позитивный вариант развития событий предполагает усиление законодательного регулирования функционирования акционерного капитала и сближение интересов менеджмента, предприятий и общества.
Таким образом, частная собственность и капитал, получив необходимое организационно-правовое оформление, в своем развитии оказываются также под влиянием характера складывающейся триады собственность - контроль - управление. Та или иная структура собственности капитала может обеспечить отдельным группам собственников доминирование их экономических интересов, подчинение общественных и институциональных целей краткосрочным ориентирам заинтересованных лиц.