Эластичность спроса и предложения
Итак, мы выяснили, что спрос и предложение изменяются в зависимости от многих факторов. Для того чтобы определить, в какой степени изменяется спрос или предложение под действием отдельных факторов, в экономике используют понятие эластичности.
В математике понятие эластичности показывает, насколько изменяется зависимая переменная при изменении независимой переменной. Аналогичное значение понятие эластичности имеет и в экономике.
Экономисты различают эластичность спроса и эластичность предложения.
Эластичность спроса - степень реакции спроса на какой-либо фактор. В зависимости от того, какой фактор вызывает изменение спроса, выделяют следующие виды эластичности спроса:
- эластичность спроса по цене;
- эластичность спроса по доходу;
- перекрестную эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене – зависимость объема спроса от изменения цены на данный товар. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если покупатель слабо реагирует на изменение цены – спрос неэластичен.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: когда у товара есть близкие или полные заменители (субституты), то спрос на товар эластичен, т.к. при повышении цен на один товар, покупатели легко переходят к использованию субститутов. Например, спрос на “Кока-колу” эластичен, поскольку есть близкие заменители. С другой стороны спрос на электроэнергию неэластичен, т.к. нет близких заменителей. Другой фактор, влияющий на эластичность спроса по цене – доля расходов на данный товарв бюджете потребителя. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Например, спрос на автомобили. Если же покупатель тратит на какой-либо товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на спрос. Например, спрос на мыло. На эластичность спроса по цене так же влияет и значимость, привычность товарадля потребителя. Спрос на товары или услуги первой необходимости неэластичен по цене; спрос на предметы роскоши обычно эластичен по цене. Фактор времени так же влияет на эластичность спроса по цене: спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения, т.к. покупатели могут приспособиться, найдя хорошие заменители или отказавшись от покупки. Эластичность спроса по цене зависит как от консерватизма потребителей так и от степени срочности приобретения товара (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни).
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса при относительном изменении цены.
Точечная эластичность показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на один процент. Формула эластичности спроса по цене (Еd) выглядит следующим образом:
Qd – объем спроса;
– изменение объема спроса вследствие изменения цены;
Р – цена;
– изменение цены.
Чтобы избежать неточности при расчете коэффициента эластичности применяются средне арифметические значения Р и Q для интервала изменения цены (от P1 до Р2). Так подсчитываютдуговую эластичность - показатель средней реакции спроса на изменение цены товара. Тогда формула коэффициента эластичности по цене примет вид:
или после преобразования окончательно:
Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная, постольку коэффициент эластичности спроса по цене будет величиной со знаком “‑”. Именно потому, что знак всегда одинаков, экономисты им пренебрегают, считая, что для оценки эластичности спроса по цене важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютная величина.
В зависимости от величины коэффициента выделяют основные виды эластичности спроса по цене (рис.10).
Рис. 10 Виды эластичности спроса по цене. |
Абсолютно эластичный спрос (кривая D1) – объем спроса резко изменяется в ответ на незначительные колебания цены, Ed1 → ∞. Абсолютно неэластичный спрос (кривая D2). Объем спроса постоянный при всех значениях цены, Ed2 = 0. Спрос с единичной эластичностью (кривая D3). Объем спроса изменяется в той же пропорции, что и цена, Ed3 = 1. Эластичный спрос (кривая D4). Объем спроса изменяется в большей степени, чем изменяется цена, Ed4 > 1. Неэластичный спрос (кривая D5). Спрос слабо реагирует на изменение цены, Ed5 < 1.
Виды эластичности спроса по цене.
Виды эластичности | Соотношение цены и величины спроса | Коэффициент эластичности | Изменение выручки (TR = p * Q) | |
Уменьшение цены | Увеличение цены | |||
Неэластичный спрос | Р изменяется больше, чем Qd | < 1 | ↓TR | ↑TR |
Единичная эластичность | Р и Qd изменяются одинаково | = 1 | TR const | TR const |
Эластичный спрос | Р изменяется меньше, чем Qd | > 1 | ↑TR | ↓TR |
Абсолютно неэластичный спрос | Р растет (падает), а Qd const | = 0 | ↓TR | ↑TR |
Абсолютно эластичный спрос | Qd изменяется, а Р const | = ∞ | ↓TR | ↑TR |
Эластичность спроса по доходу отражает зависимость изменения объема спроса от динамики дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу (Edi) выглядит так:
i1 - первоначальная величина дохода;
i2 - новая величина дохода;
Q1 — первоначальный объем спроса;
Q2 - объем спроса после изменения дохода.
Другими словами, коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменился объем спроса на товар при изменении дохода потребителей на 1 %.
Виды эластичности спроса по доходу (рис.11) связаны с понятием нормальных товаров и неполноценных товаров (товаров низкого качества). Заметим, что коэффициенты эластичности спроса по доходу на те или иные товарные группы различаются не только по абсолютной величине, но и по знаку.
Рис. 11 Виды эластичности спроса по доходу. |
Для неполноценных товаров увеличение дохода приводит к уменьшению объема спроса (кривая D), коэффициент эластичности спроса по доходу на товары низкого качества отрицателен (Ed < 0).
Нормальные товары можно разделить на четыре группы.
Жизненноважные товары (например, некоторые лекарственные препараты). Объем спроса на эти товары одинаков при всех значениях дохода (кривая D1), т.е. спрос абсолютно неэластичен (Edi = 0).
Товары первой необходимости. Объем спроса на эти товары имеет предел насыщения и растет медленнее доходов (кривая D2), 0 < Edi < 1.
Товары “второй” необходимости (кривая D3). Объем спроса на них изменяется пропорционально изменению доходов (Edi =1). Примерами таких товаров может служить одежда, мебель, бытовая техника.
Предметы роскоши. При небольших значениях дохода спрос на такие товары отсутствует, затем объем спроса растет быстрее, чем растут доходы и не имеет пределов насыщения (кривая D4), Edi > 1.
Перекрестная эластичность спроса отражает изменение объема спроса на один товар в ответ на изменение цены другого товара.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает относительное изменение объема спроса на один товар (товар А) при изменении цены
другого товара (товар В). Формула коэффициента перекрестной эластичности выглядит так:
– коэффициент перекрестной эластичности спроса;
P1B – первоначальная цена товара В;
P2B – новая цена товара В;
Q1A – первоначальный объем спроса на товар А;
Q2A – новый объем спроса на товар А.
Другими словами, коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
Виды перекрестной эластичности спроса. Перекрестная эластичность спроса различна для взаимозаменяемых, взаимодополняющих и независимых товаров.
Перекрестная эластичность спроса для взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов) такова: при увеличении цены на один товар увеличивается объем спроса на товар-субститут (и наоборот), то есть между динамикой цены и объемом спроса существует прямая зависимость. Следовательно, значение коэффициента перекрестной эластичности спроса для товаров-субститутов будет положительным (EdAB > 0).
Перекрестная эластичность спроса на взаимодополняющие товары (товары-комплементы) показывает, что рост цены на один товар приведет к уменьшению объема спроса на товар-комплемент (и наоборот). В этом случае между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость, а потому для взаимодополняющих товаров коэффициент перекрестной эластичности спроса будет отрицательным (EdAB < 0).
Перекрестная эластичность спроса на независимые товары отражает отсутствие связи между динамикой цены на один товар и объемом спроса на другой товар, коэффициент эластичности спроса будет равен нулю (EdAB = 0).
Эластичность предложения по цене показывает зависимость изменения объема предложения от изменения цены данного товара. Если при изменении цены объем предложения изменится в меньшей степени, чем цена, то предложение товара неэластично. Если же при изменении цены объем предложения изменится в большей степени, чем цена, то предложение товара эластично.
Факторы, влияющие на эластичность предложенияпо цене. Один из самых важных - период времени, которым располагает продавец, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Предложение будет тем эластичнее, чем продолжительнее временной период. Предложение товаров зависит от наличия свободных производственных мощностей и будет эластичным, если существуют незагруженные производственные мощности и безработица. Напротив, если отрасль работает в полную мощность, то предложение будет неэластичным. Возможность хранения продуктов так же влияет на эластичность предложения. Если возможно длительное хранение продуктов, предложение будет эластичным по цене.
Коэффициент эластичности предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения при относительном изменении цены.
Es - коэффициент эластичности предложения по цене;
P1 - первоначальная цена;
P2 - новая цена;
Q1 - первоначальный объем предложения;
Q2 - объем предложения после изменения цены.
В отличие от коэффициента эластичности спроса по цене, коэффициент эластичности предложения по цене всегда имеет положительное значение, поскольку между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Рассмотрим основные виды эластичности предложения по цене (рис.12).
Рис. 12 Виды эластичности предложения по цене. |
Абсолютно эластичное предложение (кривая S1), Es1 → ∞. Предложение чрезвычайно чувствительно к малейшим изменениям цены. Абсолютно неэластичное предложение (кривая S2). Объем предложения остается неизменным при всех значениях цены, Es2 = 0. Предложение с единичной эластичностью (кривая S3). Объем предложения изменяется в такой же пропорции, в какой изменяется цена, Es3 = 1. Эластичное предложение (кривая S4). Объем предложения изменяется в большей степени, чем изменяется цена, Es4 > 1. Неэластичное предложение (кривая S5). При изменении цены объем предложения изменяется незначительно, Es5 < 1.
Практическое применение теории эластичности. Теория эластичности влияет на экономическую политику фирм и правительства. Основные области практического использования теории эластичности следующие:
- Анализ реакции потребителя на изменение цен и выбор наиболее эффективной предпринимательской ниши.
- Выбор ценовой и маркетинговой политики фирмы.
- Политика правительства в области налогообложения и дотаций;
- Внешнеэкономическая политика правительства. Например, использование тарифных и нетарифных барьеров.
Рассмотрим, как эластичность влияет на выбор ценовой политики. При неэластичном спросе в случае роста цены выручка увеличивается, а при снижении – падает. Если спрос характеризуется единичной эластичностью то выручка не изменится ни при росте, ни при снижении цены. В случае с эластичным спросом при росте цены выручка сокращается, а при снижении – растет. Отсюда можно сделать вывод: реализуя товар с неэластичным спросом (Ed < 1), продавец выигрывает при повышении цены; если же спрос эластичен (Ed > 1), то продавцу невыгодно повышать цену; когда же продается товар с единичной эластичностью (Ed = 1), то ни повышение, ни понижение цены не принесет продавцу желаемого увеличения выручки.
Другой пример практического использования теории эластичности – налоговая политика государства. Известно, что сумма налога распределяется между потребителями и производителями. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую – потребители. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителями, в случае неэластичного спроса – потребителями. Это объясняется тем, что при эластичном спросе покупатель в ответ на повышение цены постарается переключить спрос на товары-субституты. Если же спрос неэластичен, это будет сделать труднее. Поэтому говорят, что в подобной ситуации продавец может переложить налоговое бремя на покупателя. Правительство учитывает степень эластичности спроса, устанавливая косвенные налоги на товары с неэластичным спросом.
Что касается предложения, то здесь все наоборот. Если предложение эластично, большая часть налога падает на покупателя, если неэластично – то на продавца. Эластичность предложения означает, что производители легко переключают свои ресурсы на производство другого товара. При неэластичном предложении подобное переключение либо совсем невозможно, либо идет медленнее, поэтому большая часть налога ложится на плечи производителей.
2.5. Вмешательство государства в рыночное равновесие: цели и последствия
Государство с древних времен воздействует на рыночное равновесие. Выделяют прямые и косвенные воздействия государства на рыночный механизм. Примером косвенного воздействия государства на рыночный механизм – налоговая политика. Более жестким инструментом государственной политики является прямое воздействие государства на рыночный механизм путем установления максимальных и минимальных цен.
Максимальная цена (“социально низкая цена”) устанавливается государством в целях защиты малоимущих потребителей на социально-значимые товары (продовольствие, лекарства). Максимальная цена (Рmax, рис.13) – верхняя граница цены, “потолок” цены.
Рис. 13. Последствия установления максимальной цены. |
Максимальная цена всегда меньше равновесной. Естественное следствие установления максимальной цены — возникновение дефицита (Qdmax > Qsmax) и превращение его в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется, а кривая предложения тем самым искусственно “отрубается” до отрезка S1S2. Реальный объем продаж данного товара сократится до Qsmax (Qsmax < QЕ). Общество столкнется с необходимостью нормирования распределения этого товара неценовыми методами (карточная система, очереди, списки). Затраты покупателей на приобретение товара будут выражаться не только в деньгах, но и в виде потери времени и нервной энергии.
Максимальная цена порождает “черный” (нелегальный) рынок. Продажа товара на “черном” рынке сопряжена с дополнительным риском и ростом издержек. Кривая предложения сдвигается влево. Отрезок S2S3 показывает предложение в условиях “черного” рынка. Из графика видно, что предложение сокращается, а цена “черного” рынка ‑ теневая цена (P1) выше не только максимальной (Рmах), но и равновесной цены (РЕ). Разность между равновесной ценой (РЕ) и теневой ценой (P1) представляет плату за риск. Что касается суммарного объема продаж в случае установления максимальной цены, то даже с учетом проданного на черном рынке, он будет меньше равновесного объема (Qs1 < QЕ). Следовательно, даже дополненное “теневой” экономикой государственное вмешательство в рыночный механизм не решает поставленной цели и разрушает рыночный механизм.
Минимальная цена - другой вариант регулирования цен устанавливается государством с целью поддержки тех или иных отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. Минимальная цена (Pmin, рис.14) - нижняя граница цены, ее “пол”.
Рис.14. Последствия установления минимальной цены. |
Минимальная цена всегда больше равновесной. Установление минимальной цены приводит к избытку, затовариванию (Qsmin > Qdmin), которое становится хроническим по тем же причинам, что и дефицит в случае установления максимальной цены. Кривая предложения в случае установления минимальной цены принимает вид ломаной линии с горизонтальным отрезком на уровне “пола”, цены Pmin (рис.14). Избыток товара вынуждает правительство прибегать к различным способам стимулирования спроса или сокращения предложения. Здесь, так же как и при установлении максимальной цены, государства подменяет рыночный механизм. Следует заметить, что минимальная цена толкает производителей к противозаконной продаже излишков по более низкой цене, вплоть до цены равновесия (PЕ), что означает появление теневой экономики.
Итак, государственное установление верхнего или нижнего предела цен подрывает рыночный механизм, нарушает рыночное равновесие, приводит к сокращению объема реализованной продукции по сравнению с равновесным объемом, порождает теневую экономику.
Выводы:
1. Рыночная экономика – это экономическая система, базирующаяся на частной собственности, на факторы производства, общественном разделении труда, на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами.
2. Основные черты рыночной экономики:
· разнообразные формы частной собственности;
· экономическая свобода;
· экономическая ответственность;
· всеобщность рынка;
· конкуренция;
· свободное ценообразование;
3. Рынок – система экономических отношений обмена между производителем и потребителем.
4. Функции рынка:
· информационная;
· регулирующая;
· санирующая;
· ценообразующая;
· контроля.
5. Преимущества рыночной экономики:
· свобода выбора и действий хозяйствующих субъектов;
· высокая адаптивность и гибкость к изменяющимся условием экономики;
· способность к быстрому удовлетворению потребностей людей;
· стимулирование эффективного использования ограниченных ресурсов и др.
6. Недостатки (фиаско) рынка:
· неспособность к решению стратегических фундаментальных проблем;
· не обеспечивает решение социальных проблем;
· не стимулирует развитие социальных отраслей экономики.
7. Основные механизмы рынка – спрос, предложение, цена.
8. Спрос – реализованная платежеспособная потребность. Влияют на спрос ценовые и неценовые факторы. Закон спроса: при данных условиях с увеличением цены объем спроса снижается и наоборот. Зависимость обратная.
9. Предложение – товары и услуги, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Влияют на предложение ценовые и неценовые факторы. Закон предложения устанавливает прямую зависимость между ценой и величиной предложения.
10. Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос соответствует предложению. Параметры равновесия:
· Qd = Qs = QE
· Pd = Ps = PE
11. Эластичность – степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов. Различают:
· эластичность спроса по цене;
· эластичность спроса по доходу;
· перекрестную эластичность.
12. Эластичность предложения – степень изменения предложения в ответ на изменение воздействующих на него факторов. Различают:
· эластичность предложения по цене;
· перекрестную эластичность предложения.
13. Теория эластичности имеет широкое практическое значение: в налогообложении, разработке ценовых стратегий и т. д.
Вопросы для повторения
1. Можно ли создать рыночные отношения решением верховной власти?
2. Существует ли абсолютная экономическая свобода?
3. Можно ли утверждать, что конкуренция способствует стабилизации экономики?
4. Сформулируйте закон спроса и закон предложения. Применяется ли в этом случае принцип “при прочих равных условиях”?
5. В чем отличие действия ценового фактора и неценовых факторов спроса и предложения?
6. Почему неэластичен (по цене) спрос на соль?
7. Какие товары следует относить к качественным при анализе эластичности спроса по доходу?
8. Приведите примеры практического использования теории эластичности.
9. Оцените эффективность прямого государственного вмешательства в действие рыночного механизма (установление максимальных и минимальных цен).
РАЗДЕЛ П. МИКРОЭКОНОМИКА