Антимонопольное регулирование и дерегулирование
Антимонопольное регулирование предотвращает накопление фирмами избыточной монопольной власти. Антимонопольное регулирование опирается на ряд законов и направлено как против чистых монополий и крупных олигополий, так и против других форм монопольной власти (в том числе мелких фирм), любых форм монопольного поведения.
Основнымиметодами антимонопольного регулирования являются: контроль правительства за деятельностью фирм, обладающих монопольной властью (контроль за слиянием и принудительное разделение крупных фирм на более мелкие; фиксирование цен, которые сдерживают конкуренцию); ограничение деятельности монополий, злоупотребляющих своей рыночной властью; защита конкуренции и прав потребителей.
Особое место в антимонопольной политике занимает регулирование деятельности естественных монополий. Известно, что естественные монополии характеризуются большой возрастающей отдачей от масштаба, то есть одна фирма производит товар с меньшими затратами, чем несколько фирм. Поэтому государство защищает естественную монополию, одновременно контролируя и регулируя цены, устанавливаемые естественными монополиями. Есть три основных варианта государственного регулирования цен на продукцию, производимыми естественными монополиями: установление цены, равной предельным издержка (Р = МС); установление цены, равной средним издержкам (Р = АС); установление двухставочных тарифов (потолка цен).
Издержки антимонопольного регулирования; дерегулирование.В последнее время многие экономисты высказывают сомнения по поводу неизменно высокой эффективности антимонопольного регулирования. В пользу дерегулирования обычно приводятся следующие доводы: антимонопольное регулирование защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов (часто крупные фирмы инициируют внедрение государственного регулирования в нее конкурентных отраслях, обеспечивая себе тем самым надежную защиту конкурентов и потребителей); затраты на содержание многочисленных регулирующих органов велики, а выгоды от их деятельности незначительны. Учитывая силу конкуренции, особенно на мировом рынке, антимонопольное регулирование сегодня эффективно для немногих видов производства. Движение дерегулирования в 70 – 90-е годы принесло заметные положительные экономические результаты.
Выводы:
1. Фирма – институциональное образование, субъект рыночной экономики, осуществляющий деятельность по производству товаров с целью получения прибыли.
2. Основными признаками фирмы являются обособленный кругооборот и особая комбинация ресурсов; планомерная форма организации экономической деятельности; действие на пересечении трех зон риска.
3. Функции фирмы многообразны:
· потреблять ресурсы, превращая их в товары;
· осуществлять организацию производства;
· получать и распределять прибыль;
· инвестировать и т. д.
4. Выделяют фирму отрытую и закрытую.
5. К основным организационно-правовым формам бизнеса относятся:
· единоличное владение;
· товарищество;
· корпорация.
6. Центральной проблемой в экономическом управлении фирмой – управление издержками. Издержки – это затраты фирмы по производству продукции. Они бывают внутренними и внешними, явными и неявными, бухгалтерскими и экономическими.
7. Известны следующие типы различных структур фирмы:
· фирма – совершенный конкурент;
· фирма – несовершенный конкурент:
· монополия;
· олигополия;
· монополическая конкуренция.
8. Фирмы – несовершенные конкуренты обладают определенной экономической властью: определяют рыночную цену выше предельных издержек (Р > МС). Антимонопольное регулирование предотвращает избыточное накопление фирмами монопольной экономической власти.
Вопросы для повторения
1. Можно ли считать тождественными понятия “предприятие” и “фирма”?
2. Почему существует множество фирм разных размеров и форм собственности? Почему экономика не превращается в одну огромную фирму?
3. Назовите постоянные и переменные издержки по эксплуатации автомобиля.
4. Всегда ли максимальный объем продаж приносит максимальную прибыль?
5. Какова связь между динамикой объема производства и средними постоянными издержками?
6. “Жадность” создает картели и “жадность” их разрушает. Почему это утверждение верно?
7. Как поступит фирма, если цена будет равна средним переменным издержкам (в краткосрочном периоде)?
8. Имеет ли фирма-монополист абсолютную власть над рыночной ценой?
9. Какова главная цель антимонопольного регулирования?