Тема 7. Государственная система стандартизации

Общая характеристика систем стандартизации. Органы и службы стандартизации Российской Федерации. Общая характеристика стандартов разных уровней: межгосударственные, государственные, отраслевые стандарты, стандарты научно-технических и инженерных обществ, стандарты предприятий.

Общая характеристика стандартов разных видов: основополагающие, на продукцию и услуги, на процессы, на методы испытаний.

Порядок разработки стандартов России. Государственный надзор за стандартами.

Тема 8. Межотраслевые системы стандартизации

Система стандартов технической подготовки производства. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ). Система стандартов по управленческой документации.

Международная стандартизация. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации. Международные организации по стандартизации.

Региональные организации по стандартизации. Европейская организация по качеству (ЕОК). Кодекс стандартов ВТО.

Раздел 3. Основы метрологии

Тема 9. Понятие и характеристика метрологии

Сущность метрологии как науки об измерениях. Общая, прикладная и законодательная метрология. Основы технических измерений: объекты измерений, разновидности измерений и средства измерений, метрологические характеристики средств измерения.

Основной постулат метрологии. Факторы, влияющие на результат измерений. Порядок выполнения однократного измерения. Обеспечение единства измерений.

Тема 10. Государственная система обеспечения единства измерений

Базовые стандарты. Метрологическая служба: территориальные органы и государственные метрологические центры. Государственный метрологический контроль, его виды, особенности организации. Калибровка средств измерения. Ответственность за нарушение правил законодательной метрологии.

Раздел 4. Механизм управления качеством продукции

Тема 11. Система управления качеством продукции

Элементы системы управления качеством продукции. Этапы развития системного подхода в управлении качеством. Принципы и функции системы управления качеством продукции. “Петля качества”, ее основные элементы.

Сертификация системы качества и производства. Вопросы организации управления качеством на разных уровнях (государство, отрасль, предприятие). Разработка систем качества на предприятиях.

Тема 12. Взаимосвязь качества и цены продукции

Качественные параметры и их учет при формировании цен на продукцию. Учет качества продукции в коммерческих поправках при заключении хозяйственных договоров. Влияние договорных отношений с контрагентами (в том числе с поставщиками) на качество продукции. Дифференциация базовой цены при учете качества продукции.

Тема 13. Международный опыт обеспечения качества продукции

Особенности систем управления качеством, действующих в мировой практике. Международная стандартизация. Особенности международных стандартов ИСО серии 9000. Отличие стандартов ИСО серии 9000 от отечественной системы управления качеством. Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества. Порядок внедрения МС ИСО-9000 и проверки системы качества.

IV. Тематический план занятий

Очная форма обучения

Наименование темы Количество часов
Лекции Практ. и семин. занятия Самост. работа студ.
1. Методологические основы курса “Управление качеством”  
2. Эволюция подходов к управлению качеством  
3. Квалиметрия как наука
4. Показатели и методы оценки качества
5. Конкурентоспособность продукции и услуг
6. Стандартизация в управлении качеством
7. Сертификация в управлении качеством  
8. Статистические методы управления качеством
9. Тотальный менеджмент качества
10. Отечественный опыт управления качеством  
11. Зарубежный опыт управления качеством  
ИТОГО

Тематический план занятий

Заочная форма обучения

Наименование темы Количество часов
Лекции Самост. работа студ.
1. Методологические основы курса “Управление качеством”
2. Эволюция подходов к управлению качеством 0,5
3. Квалиметрия как наука 0,5
4. Показатели и методы оценки качества
5. Конкурентоспособность продукции и услуг
6. Стандартизация в управлении качеством
7. Сертификация в управлении качеством
8. Статистические методы управления качеством
9. Тотальный менеджмент качества
10. Отечественный опыт управления качеством
11. Зарубежный опыт управления качеством
ИТОГО

V. Краткий курс лекций

Наши рекомендации