ВОПРОС 4. Проблемы отечественного издательского рынка.
По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) за 2001 год, более трети (34.2 %) россиян практически не читают книг. По экспертным оценкам [5,8] в провинциальном российском городе с населением в пятьсот тысяч человек суммарный книжный ассортимент по всем торговым точкам не превышает пяти тысяч наименований, что в десять (!) раз меньше ассортимента одного лишь московского магазина "Библио-глобус".
Одновременно наметился определенный спад в общем тираже выпускаемых изданий. Если с 2000 по 2003 г. общий тираж книг и брошюр в Российской Федерации возрос с 471 192,4 тыс. экземпляров до 702 307,4 тыс., то к началу 2007 г. он ежегодно сокращался, составив в 2006 г. 63 3524,1 тыс. экземпляров3.
Проблемы в регионах постоянно возникали с финансово-экономическим, правовым и организационным обеспечением учебного книгоиздания и распростра-нения книжной продукции. Плохо и то, что практически не работал Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации».
В настоящее время в России наблюдается парадоксальная картина: с одной сто-роны, рынок перенасыщен книжной продукцией, а с другой — существует неудовлетворенный спрос, поскольку многие актуальные книги издаются недостаточными тиражами и впоследствии не допечатываются.
Нельзя не сказать и о том, что рост динамики книжного выпуска во многом определяется помощью со стороны государства. Поддержка книгоиздательских и книготорговых структур, развития культуры в целом осуществляется в двух видах: в виде прямого финансирования отдельных проектов и программ и в виде различного рода льгот и преференций налогового, таможенного и иного характера.
Известно, что потребительский спрос на книжную продукцию формирует читатель. А индивидуальный потребитель в современной России в подавляющей массе носителем такого спроса не является, поскольку он способен оплатить лишь первостепенные потребности. Поэтому, например, беллетристика стала непозволительной роскошью, а специалист народного хозяйства не имеет возможности купить нужные ему книги.
На изменение читательских интересов оказывают влияние не только экономические факторы, но и общий спад в духовной жизни российского общества, особенно в среде молодежи. Социологи с сожалением констатируют снижение потребности в чтении, объясняя это следующими основными причинами: уменьшением свобод ного времени у людей, вынужденных тратить его на поиск дополнительных заработков (однако чтение у нас по-прежнему занимает второе место в числе досуговых занятий — после телевидения); влиянием широкого распространения аудиовизуальной техники (молодежь зачастую предпочитает слушать музыку и смотреть видеофильмы, а не читать книги).
Кроме того, в России, по официальным данным, более 4 млн бездомных и беспризорных детей и подростков, значительное количество детей школьного возраста не посещает школы, престижность образования вообще снижается, что ведет к усилению неграмотности определенной части населения и невостребованное™ книжной продукции, особенно учебной литературы.
Сокращение объема поступлений на рынок книжной продукции привело к освобождению части торговых помещений, которые стало выгодно сдавать в аренду другим торговым организациям. Большинство же средних и мелких издательств вынуждены использовать для хранения своей продукции совершенно неприспособленные помещения.
Тенденция спада покупательского спроса обострила задачу улучшения реализации товарной продукции, хотя она и раньше стояла перед менеджерами. Для характеристики книжного рынка России важен структурный анализ покупательского спроса, т.е. изучение состава потребителей (особенно индивидуальных), мотивы приобретения издательской продукции. Работники книжной торговли почти повсеместно отмечают резкое сокращение среди постоян-ных посетителей кйижных магазинов таких категорий населения, как подростки, пенсионеры, жители сельской местности, военнослужащие, низкоквалифицированные рабочие и служащие. Это явление имеет экономическую подоплеку: указанные категории населения имеют низкий прожиточный минимум.
наличие серьезных проблем в таких областях, как:
• финансовое положение издательств;
• конъюнктура и конкуренция на рынке;
• соотношение спроса и предложения;
• ценообразование и государственный контроль цен;
• распределение товара (издательство — оптовые базы и посредники — книжные магазины — индивидуальные покупатели);
• информационное обеспечение книжной торговли.