Изменения прогнозируемого объекта
1 Приток прямых частный иностранных инвестиций.
2 Сбережения населения, образующие во всем мире основу долгосрочных инвестиций, в России весьма невелики. Механизмы трансформации сбережений населения в инвестиции в реальную сферу практически «не работают».
3 Показатели государственного накопления, определяемого как разность между государственными инвестициями и бюджетным дефицитом.
4 Следует также учитывать внешний долг России, ежегодные расходы на его обслуживание.
Девальвация рубля привела к относительному повышению конкурентоспособности российских товаров и начался активный процесс импортозамещения, однако в инвестиционной сфере позитивных сдвигов пока нет.
5 Инвестиции в основной капитал.
Пятый этап — определение эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) параметров
Эндогенные (внутренние) параметры: политическая стабильность, кризис доверия, механизмы корпоративного управления и контроля, объем государственного долга, государственное управление, преступность и коррупция; неэффективность судебной защиты в случае нарушения норм права, непосильное налоговое бремя.
Экзогенные (внешние) параметры: низкий кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки; ситуация на мировом финансовом рынке и наличие свободных ресурсов; политическая ситуация в мире, состояние экономики и политики в странах — основных получателях прямых иностранных инвестиций (развивающиеся экономики западного полушария и азиатского континента), настроения глав МВФ, МБРР, ЕБРР и т.д.
Шестой этап — составление прогноза мер на ближайшую
Перспективу
Проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий.
Реформа налоговой системы.
Возможности привлечения новых инвестиций во многом зависят от качества внешнеэкономической и таможенной политики. Следует упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, выдачу лицензий и технических условий на реализацию инвестиционных проектов. Надо ускорить создание свободной торговли со странами СНГ.
Свобода входа на рынок. Необходимо разработать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию, чтобы за относительно короткий период, исчисляемый несколькими днями, он мог получить разрешение или четко аргументированный отказ. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок надо сделать «прозрачными», чтобы предприниматель мог точно представлять, сколько он должен инвестировать для того, чтобы открыть дело.
Борьба с коррупцией. Там, где действия чиновников необходимы, должны быть разработаны предельно простые и «прозрачные» процедуры исполнения ими административных функций, а также контроля над их исполнителями.
Создание привлекательного имиджа России в сфере иностранных инвестиций. Надо информировать потенциальных инвесторов об имеющихся в стране инвестиционных возможностях на основе проведения рекламно-информационных кампаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях, семинарах и т.д.
Сокращение накопленной задолженности. Необходимо проводить политику «кнута и пряника» по отношению к предприятиям-дебиторам и предприятиям-кредиторам. Следует предусмотреть: разный налоговый режим по текущей и просроченной задолженностям, ограничение при определенных условиях дееспособности предприятий и их менеджеров, облегчение возможности замены менеджеров в случае их неэффективной работы по сокращению накопленной задолженности, обеспечение контроля над своевременным переводом безналичных долгов в разряд убытков.