Совокупное потребление и совокупные сбережения
29. Инвестиции. Мультипликатор инвестиций. Инвестиционные расходы – это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров, под которыми подразумевается то, что увеличивает запас капитала (расходы на покупку оборудования, строительство зданий и сооружений): I = ∆K. Инвестиции являются самым нестабильным компонентом совокупных расходов. Инвестиции делятся на чистые и восстановительные, автономные, индуцированные. Мультипликатор – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на единицу. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом, обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту, и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.
30. Модель «доходы-расходы». Дефляционный и инфляционный разрывы. Фактические расходы (Е) – это расходы, которые в действительности сделали домохозяйства (потребительские расходы С) и фирмы (инвестиционные расходы I), т.е. в двухсекторной модели E = C + I . Планируемые расходы (Ер) – это расходы, которые намеревались (планировали) сделать домохозяйства и фирмы. Фактические расходы всегда равны выпуску (Е = Y), а планируемые могут быть не равны выпуску. Поскольку фактические расходы всегда равны выпуску, а планируемым расходам – только тогда, когда непредвиденные инвестиции в запасы равны 0, то равновесие товарного рынка наступает тогда, когда фактические расходы равны планируемым и, соответственно, планируемые расходы равны выпуску
Равновесие расходов и дохода, т.е. равновесие товарного рынка, находится в точке пересечения двух кривых (точка А). В этой точке: 1) планируемые расходы равны выпуску (доходу): Ер= Y; 2) фактические расходы равны планируемым расходам: Е = Ер; 3) инъекции равны изъятиям: I = S; 4) планируемые инвестиции равны сбережениям: Iр = S.
Если фактический равновесный ВВП меньше потенциального (Yфакт. < Y*), то в экономике имеет место так называемый рецессионный разрыв. Такая ситуация в соответствии с кейнсианскими представлениями обусловлена недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня выпуска полной занятости, поэтому для достижения этого уровня выпуска (Y*) необходимо увеличить совокупные планируемые расходы Ep . Разница между величиной планируемых расходов Ер1 и Ер2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (∆Ер), а разница между величиной Y1 и Y* (∆Y) – это рецессионный разрыв выпуска. Противоположная ситуация, при которой фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск полной занятости (потенциальный ВВП) Y*, т.е. Yфакт > Y*, известна как инфляционный разрыв выпуска, что в кейнсианской модели является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов. Инфляционный разрыв выпуска равен ∆Y, а инфляционный разрыв расходов равен ∆ Ер , причем ∆Y – это мультиплицированная величина ∆ Ер. Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены на ∆ Ер , что соответствует сдвигу кривой планируемых расходов от Ер1 до Ер2.
31. Финансовая система: принципы построения и структура. Финансовая система – это совокупность законов, правил, норм, финансовых учреждений, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Структура: - Бюджеты – республиканский и местный; - фонды социального, имущественного и личного страхования; - валютные резервы государства; - финансы субъектов хозяйствования и населения. Финансовая система включает законы, декреты, указы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие денежные и финансовые отношения. Финансовая система включает централизованные и децентрализованные финансы. Финансовая система строится на определенных принципах. Основными являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый предполагает сосредоточение в руках высших органов государственной власти права на мобилизацию и направление преобладающей части финансовых средств на осуществление государственных программ. Он характерен для плановой экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение полномочий между республиканскими (федеральными) и региональными властями и осуществление функций отдельными звеньями системы по использованию финансов исходя из потребности обеспечения общенациональных приоритетных и первоочередных целей (социальная сфера, оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность и др.) Источником их финансирования является государственный бюджет.
32. Государственный бюджет: понятие, виды, структура. Бюджетный дефицит. Бюджет – признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта, государства, семьи за определенный период времени, обычно за год. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется бюджет, различают государственный, региональный, местный бюджеты. Совокупность всех бюджетов страны характеризует консолидированный бюджет. В Республике Беларусь двухуровневый бюджет – республиканский и местный (муниципальный). Они образуют бюджетную систему. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов посредством распределения налогов, дотаций и трансфертов. Через бюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и 75 процентов денежных ресурсов. Составной частью государственных финансовых средств являются внебюджетные фонды, имеющие целевое назначение. Они не включаются в состав бюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны и находятся в распоряжении центральных и местных органов власти. Это фонды социального страхования, пенсионные, пособия по болезни, безработице.
Бюджетный дефицит – это превышение статей расходов над статьями доходов, сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы. В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит устанавливается (в том числе в Республике Беларусь) в пределах трех процентов от объема валового национального продукта.
33. Понятие налоговой системы и принципы ее построения. Кривая Лаффера. Налоговая система представляет совокупность взаимосвязанных налогов в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Основным правовым документом налоговой системы является Налоговый кодекс. Он представляет собой свод законодательных актов о налогообложении, объединенный в один целостный документ. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: - всеобщность – охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами и имуществом; - обязательность – уплата налогов в установленные сроки; - равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам; - однократность – взимание налога один раз; - стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто меняться; - простота и доступность для восприятия; - гибкость – налоговая система должна стимулировать развитие отраслей экономики; - справедливость – налогоплательщики должны уплачивать равные или неравные налоги исходя из экономического положения субъекта.
На рис. 12.2. – интерпретированная идея Лаффера. Поступление налогов в госбюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка (t). Предположим, ставка подоходного налога увеличилась. По мере роста ставки налога от нуля до 100 % доходы (Y – налоговые поступления) будут вначале расти от нуля до максимального значения (точка Н, соответствующая 50 % ставки налога), а затем – снижаться опять до нуля. Лаффер считал, что если экономика находится в точке Н, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к точке Н0 на графике, то есть к максимальному уровню доходов государственного бюджета. Эта тенденция, согласно теории Лаффера, связана с тем, что более низкие налоговые ставки повышают стимул к труду, сбережениям, инвестициям, что в итоге приведет к расширению налоговой базы, а также уменьшит выплаты государством пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Манипулирование налоговыми ставками целесообразно в пределах от 25 до 50 процентов.
34. Понятие и виды фискальной политики. Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения, равновесия платежного баланса и роста антиинфляционного ВВП (ВНП). Она является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования посредством изменения налогообложения и государственных расходов. Фискальную политику в зависимости от механизмов ее воздействия на изменение экономической ситуации делят на дискреционную и автоматическую (недискреционную), так называемую политику встроенных стабилизаторов. Под дискреционной понимают сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности, т.е. влияние на изменение объема производства, занятости, уровня цен, ускорение экономического роста. При недискреционной фискальной политике уровень расходов и налоговых поступлений может изменяться автоматически без принятия каких-либо решений правительством в результате действия «встроенных» стабилизаторов. В качестве таких стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, страхование по безработице и др.
35. Государственный долг: причины, виды, взаимосвязь с бюджетным дефицитом. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов за исключением излишков, это общий размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг. Другими словами, государственный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия не сбалансированных с доходами расходов. Государственный долг может принимать форму внутреннего и внешнего. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Внешний государственный долг – это задолженность страны другим государствам, физическим и юридическим лицам этих стран. По срокам уплаты различают текущий и капитальный государственный долг. Текущий долг – это долг, по которому срок уплаты наступил в текущем году. Капитальный долг – это долг, по которому срок платежа еще не наступил.
36. Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги обусловлен теми функциями, которые они выполняют, и прежде всего – функцией денег как средства обращения и функцией денег как средства сбережения. Реализация первой функции обусловлена тем, что люди нуждаются в деньгах, чтобы иметь возможность совершать покупки, нести потребительские расходы. Требуемые деньги для этих целей называются операционным спросом на деньги для сделок. Их количество определяется номинальной величиной производенных благ и услуг. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг в экономике, тем больше денег требуется для заключения сделок. Предложение денег зависит от политики национального банка, деятельности коммерческих банков, поведения экономических субъектов. Национальный банк регулирует деятельность банковской системы: осуществляет эмиссию – выпуск денежных знаков в обращение. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении.
37. Понятие, структура банковской системы. Банки, их виды. Роль центрального банка и его задачи.