Общими — в объем понятий входит много объектов, например президент. И нулевыми (пустыми) — в объем понятия не входит ни один объект, например марсианский житель.
Школьный этап Всероссийской олимпиады
Уч. год
Обществознание 9 класс
Пояснительная записка
Олимпиадные задания ориентированы на образовательные стандарты, примерные программы по обществознанию, учебники по обществознанию, распространенные в Свердловской области (прежде всего, А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова), задачи олимпиад школьников по обществознанию ориентированы на дополнительную литературу, рекомендуемую школьникам соответствующего предмета и возраста.
Задания охватывают все сферы жизни общества (духовную, экономическую, политико-правовую, социальную). Половина заданий носит интегрированный и практикоориентированный характер.
Есть задания, которые требуют точных конкретных ответов на вопросы. Есть задания творческого характера, для выполнения которых требуется умение логически мыслить, делать выводы, строить умозаключения. Учащиеся должны не только обнаружить определенные знания по соответствующей учебной дисциплине, но и проявить необходимые умения, применять имеющиеся знания в конкретных случаях. Для выполнения олимпиадных заданий необходима хорошая память, находчивость и сообразительность.
В некоторых заданиях предусмотрена информация, незнакомая учащимся. Пусть это не смущает участников олимпиады. Внимательность и остроумие помогут успешно справиться и с этими задачами.
Олимпиадные задания по обществознанию рекомендуется провести в один тур. Время на выполнение всех заданий – 1 астрономический час.
Учащимся предлагается 6 заданий, максимальный балл за выполнение которых составляет 58. Обратите внимание: у каждого задания – своя сумма баллов.
Призером олимпиады считаются учащиеся, выполнившие более 50 % олимпиадной работы, победители определяются по количеству баллов из числа призеров олимпиады.
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Школьный этап Всероссийской олимпиады
Уч. год
Обществознание 9 класс
Задание № 1. Соотнесите понятие и определение. Запишите ответ в таблицу. (5 баллов)
1. Президент А. Система взаимосвязанных между собой юридических норм (правил), которые надо исполнять.
2. Государство Б. От латинского «установление» - основной закон страны,
3. Право определяющий его общественное и государственное устройство.
4. Гражданин В. Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
5. Конституция Г. Организация верховной власти, система учреждений на определённой территории
Д. Лицо, наделенное политическими, гражданскими и иными
правами и обязанностями.
Задание № 2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропущенных.
(12 баллов)
«Англия была первой европейской страной, где произошла -----------(1) революция. Но после политической революции потребовалось ещё почти сто лет, чтобы созрели условия для -------------------(2) переворота. Этот переворот обеспечил реальную основу для капиталистического способа -----------(3). Именно этот переворот в системе производительных сил, ознаменовавшийся переходом от мануфактуры к ---------(4), оказался конечным звеном гарантировавшим необратимость перехода к капитализму.
Переворот начался с ---------(5) промышленности .Затем существенные изменения происходили и на ------------(6): была пущена первая железная дорога»
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А. фабрика Б. промышленный
В. производство Г. Транспорт
Д. буржуазный Е. Лёгкая
Ж. мастерская З. Социалистическая
И. сельская
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Задание № 3. В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объёму они бывают единичными — в объем понятия входит только один объект, например первый Президент России.
Общими — в объем понятий входит много объектов, например президент. И нулевыми (пустыми) — в объем понятия не входит ни один объект, например марсианский житель.
Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объёму, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы. (9 баллов)
1.Средневековая промышленность. 2. Революция 1905 — 1907 годов в России. 3. Консерватор. 4. Современная российская монархия. 5. Государство. 6. Классицизм. 7. Фашизм в Италии.
8. Действующий Президент России 9. Первобытное государство.
Единичные | Общие | Нулевые |
Задание № 4.Тест. Запишите правильные ответы. (7 баллов)
1). Что отличает науку от других форм культуры?
1.стремление получить истинное знание
2. использование художественных образов;
3.опора на представление о добре и зле;
4.отражение окружающего мира.
2). Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?
1.обеспечение правового поля экономической деятельности
2. производство общественных благ
3.контроль обмена денежной массы
4. поддержание конкуренции, борьба с монополиями.
3). Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1. пассажиры 2. мужчины 3. горожане 4. инженеры.
4). Что является признаком любого государства?
1. взимание налогов и сборов
2. демократический режим
3. разделение властей
4.федеративное устройство.
5). К гражданским (личным) правам человека относится право:
1.на жилище
2. на судебную защиту чести и достоинства;
3. на социальное обеспечение по возрасту
4.на образование.
Правительство РФ
1. разрабатывает и принимает законы;
2. управляет федеральной собственностью;
3. утверждает судебные решения;
4. решает вопросы предоставления гражданства.
7). Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием:
1.познание 2. свобода 3. творчество 4. общение.
Задание № 5. Решите кроссворд. (10 баллов)
1п | |||||||||||||
2р | |||||||||||||
о | |||||||||||||
и | |||||||||||||
5 з | |||||||||||||
в | |||||||||||||
о | |||||||||||||
д | |||||||||||||
и | |||||||||||||
т |
- Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
2. Одно из основных проявлений экономики.
3. Товар или услуга, в которых нуждаются люди.
4. Побудительная причина действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов.
5. Трудовое денежное вознаграждение.
6. Специальные знания, полученные работником, а также приобретённые им в практической деятельности умения, навыки.
7. Осязаемые предметы, выставленные на продажу.
8. Один из факторов производства.
9. Разница между доходами и затратами производителя.
10. Тип хозяйства, при котором что производится, то и потребляется.
Задание № 6. Появление Интернета — это прогресс или регресс? Ответ аргументируйте. (15 баллов) _________________________________________________________________ ___________________________________
№ | задание | Максимальное кол-во баллов | |
1. | Политика | 5 баллов | |
2. | Экономика | 12 баллов | |
3. | Понятия | 9 баллов | |
4. | Тест | 7 баллов | |
5. | Кроссворд | 10 баллов | |
6. | Прогресс-регресс | 15 баллов | |
итого | 58 баллов |
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»