Типология современных экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика
Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким набором инструментов для координации выбора миллионов людей по поводу того, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт.
Таким образом, попытаемся классифицировать экономические системы по критерию координации экономической деятельности людей.
Существует два способа координации: рынок и иерархия. Они не существуют по отдельности. Каждая экономическая система делает некоторые комбинации этих принципов. В одной системе большинство людей координируют свою деятельность посредством рынка. В другой - посредством иерархии.
Рыночная координация имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т. д. на основе колебания цены. Обмениваться друг с другом не означает сосредоточиваться в одном месте. Этот обмен означает тесный контакт через современные средства коммуникации. Цены в данном случае являются источником информации.
Иерархия - это способ достижения координации, в котором индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.
В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные действия обособленных производителей (индивидов), а посредством директив, которые управляющие (менеджеры) направляют своим подчиненным. Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные данные, доклады, инструкции и правила.
Для служащих основным стимулом к подчинению управляющим (менеджерам) является то, что они согласились на эту субординацию, как на условие вступления в организацию.
Рынки и иерархия в современной экономической теории “Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие - на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием , таких, как в бывшем СССР, имеет особое значение центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединенные Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка. Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макро-, так и микроэкономикой. Микроэкономика в основном фокусирует внимание на рыночных связях между хаусхолдами, фирмами и правительственными учреждениями - как устанавливаются цены на товары и услуги, и как эти цены изменяются под влиянием рыночных условий. В последние годы, однако, микроэкономика стала уделять больше внимания процессу принятия решений, зачастую иерархическому, происходящему внутри хаусхолдов, фирм и учреждений. Это привело к новому пониманию того, как эти экономические единицы взаимодействуют на рынках. В макроэкономике рынки не менее важны. Теории безработицы требуют понимания того, как действуют рынки рабочей силы, а теории инфляции рассматривают изменения среднего уровня цен всех товаров и услуг, продаваемых на рынках. Деньги, процентные ставки, и другие аспекты финансовых рынков также входят в сферу изучения макроэкономики. Но иерархии также фигурируют в этой теории. Особенное внимание здесь уделяется агенствам федерального правительства, определяющим правительственные расходы, налоги и денежную политику. Короче говоря, к какому бы разделу экономической науки мы не обратились, везде перед нами встает проблема координации. Понять суть этой проблемы - значит понять взаимодополняющую роль рынков и власти, стихийного порядка и иерархии” Источник: Э.Дж. Долан, Д.Е.Линдсей Рынок: микроэкономическая модель / Пер с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. - С.-Пб., 1992,с.20-21. |
По критерию координации все современные экономические системы можно подразделить на:
* чистый капитализм;
* командная экономика (или административно-командная экономика);
* смешанная экономика;
* традиционная экономика.
Чистый капитализм или капитализм свободной конкуренции характеризуется следующими чертами:
Наличие частной собственности на ресурсы.
Роль государства ограничивалась защитой частной собственности и становлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Основную информационную роль для хозяйствующих субъектов играют цены.
Наличие множественности продавцов и покупателей в экономической системе, что свидетельствует о том, что экономическая власть рассеяна.
Такого рода экономическая система существовала в средние века и называлась эта эпоха - эпоха свободной конкуренции. Если исходить из стадий эволюции рыночной системы, то на второй стадии - стадии становления, происходило формирование рыночной экономики. Для нее была характерна свободная (или совершенная) конкуренция. Этот период длился в Западной Европе, где и сформировалась рыночная система, с ХII по ХIХ век.
Также как полярными точками являются рынок и иерархия, также полярной альтернативой чистому капитализму является командная (или административно-командная) экономика. На практике данная система была реализована в СССР. Ее характерными основными чертами являлись:
Наличие общественной (государственной) собственности на все материальные ресурсы и их централизованное распределение.
Вмешательство государства во все сферы экономической жизни.
Государственное принятие решений посредством централизованного планирования, которое носило директивный характер.
Все предприятия являлись собственностью государства, и соответственно должны были выполнять планы на основе директив.
Уравнительное (нормированное) распределение ресурсов и доходов.
В современной экономической действительности все экономические системы располагаются между этими двумя полюсами - чистым капитализмом и административно-командной экономикой. Современные экономические системы называются экономиками смешанного типа. Или смешанными экономиками.
Какими чертами характеризуются смешанные экономики?
Наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность на отдельные виды ресурсов, а соответственно существует государственный сектор в экономике, cуществуют государственные предприятия.
Существуют различные виды государственного регулирования, включая индикативное планирование.
Если говорить, о государственном регулировании, то оно начинается в рациональном смысле слова с конца ХIХ века, когда впервые правительство в США приняло Акт Шермана, который запрещал монополии в экономике. Система государственного регулирования была сформирована в промышленно развитых странах, начиная с 30-х гг. ХХ века. Ее основы были сформулированы Дж.М.Кейнсом.
Если говорить о причинах, почему государство стало вмешиваться в экономику в рациональном смысле слова именно с конца ХIХ века, то причины этого в следующем: в экономике выросли силы (корпорации и профсоюзы), которые стали воздействовать на рыночный механизм, искажать его и выводить таким образом систему из динамического равновесия.
Существует в современных условиях и четвертый тип экономической системы. Это так называемые традиционные системы. Они характерны, как правило, для слабо развитых стран, где техника производства, распределение, обмен базируются на освященных временем обычаях. Наследственность и касты диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, ибо они вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя. Экономический рост отсутствует. Ярко выражен социально-экономический застой.
Экономический рост и инновации
“По данным профессора Гарвардского университета Дж.Сакса только 15% населения Земного шара создают почти все мировые технологические инновации. Половина населения в состоянии адаптировать их в производстве и потреблении. Почти третья часть населения Земли совершенно не связана ни с инновациями в своих странах, ни с адаптацией этих технологий. А сегодня экономический рост невозможен без инноваций. Соответственно данные регионы попадают в “ловушку бедности”, выбраться из которой не представляется возможным. И именно это – одна из причин роста противоречий между различными регионами мира И, прежде всего, между промышленно развитым Севером и аграрным Югом. Американские профессора М.Портер и А.Уорнер вывели индексы “технологического разделения (division)” и доказали необходимость учета данных индексов при расчете темпов роста этих стран”