Цель преподавания дисциплины
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
для специальностей: 080104.65 «Экономика труда», 080105.65 «Финансы и кредит», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080503.65 «Антикризисное управление» дневной формы обучения; 080100.62 бакавриата «Экономика» дневной формы обучения.
Красноярск
2009
УДК
ББК 65.
Авторы-составители: М.Б. Двинский, Е.Н. Почекутова
Национальная экономика: Учебная программа дисциплины/ Двинский М.Б., Почекутова Е.Н.; – Красноярск, 2009, 20 с.
Учебная программа дисциплины включает содержание лекционного курса, содержание практических занятий, самостоятельной работы студентов, список основной, дополнительной литературы, экзаменационные вопросы. Учебная программа предназначена для студентов специальностей «Экономика труда», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Государственное и муниципальное управление», «Антикризисное управление» бакалавриата «Экономики» дневной формы обучения.
ã , 2009
ã М.Б. Двинский, Е.Н. Почекутова, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 4
1.1. Цель преподавания дисциплины.. 4
1.2. Межпредметная связь. 5
2. Содержание дисциплины.. 6
2.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) 6
2.2 Содержание разделов и тем лекционного курса. 7
2.3. Темы практических занятий. 9
2.4. Самостоятельная работа. 12
3. Учебно-методические материалы по дисциплине. 13
4. Контрольно-измерительные материалы.. 17
4.1. Экзаменационные вопросы.. 17
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины
«Национальная экономика» как научная и учебная дисциплина изучает процессы функционирования (воспроизводства) экономических систем (структур, субъектов и отношений), существующих в рамках государственных образований. «Национальный» означает «общегосударственный», а не «государственный»; под «нацией» понимается население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура. Таким образом, в рамках курса рассматривается функционирование всех экономических субъектов, любой формы собственности, и отношения, складывающиеся на разных уровнях (микро-, макро- ), в различных отраслях и регионах.
Именной такой подход отличает данную дисциплину от курса «Государственное регулирование экономики», где превалирующую роль играет именно подход к анализу существующей ситуации в стране с точки зрения воздействия государственных органов управления. В предлагаемом понимании курс «Национальная экономика» изучает конкретное историческое состояние и развитие отдельной взятой страны (государства) с позиции не столько общих, сколько особенных и специфических закономерностей, иначе, проявление общих закономерностей в конкретно-исторических обстоятельствах. Применительно к нашей стране «национальная экономика» должна пониматься как «национальная экономика России».
Современные экономические отношения – взаимодействие значительного числа многообразных экономических агентов, имеющих разнонаправленные цели и интересы. Достижение целей и экономических интересов экономических агентов происходит при их вступлении в соответствующую систему отношений национальной экономики. Таких систем отношений и процессов в национальной экономике достаточно большое количество, частично данные системы отношений перекрывают друг друга. Так, экономический цикл как объект изучения и государственного регулирования невозможно отделить от занятости, отраслевой и региональной структуры, цен, платежного баланса. Формирование прогрессивной отраслевой структуры экономики в значительной степени обуславливается достижениями в области научно-технического прогресса и обеспечивает высокую национальную конкурентоспособность.
Существует много субъектов внешнеэкономических отношений, которые активно участвуют в различных процессах (системах отношений), в том числе международные условия торговли, движения капитала и рабочей силы, валютные отношения, участие в международные экономических организациях.
Особенно важной, в настоящее временя, для национальной экономки России становится такая система отношений как социальные отношения, в первую очередь между работодателем и лицами, работающими по найму, положение мелкого и среднего предпринимательства и социальное обеспечение.
На основе изучения дисциплины у студентов в области экономики достигается формирование теоретических знаний и практических навыков анализа социально-экономической информации, умений оценки потенциалов и конкурентоспособности экономических агентов, знание и понимание условий эффективного функционирования экономических и социальных институтов, что позволит как при изучении курсов специализации, так и в практической деятельности, принимать верные управленческие решения.
Межпредметная связь
Для наиболее эффективного усвоения знаний и приобретения практических навыков по национальной экономике студенты должны иметь достаточную подготовку в области теоретической экономики, макроэкономической статистики, владеть статистическими методами обработки информации.
Компетенции, умения и знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Национальная экономика», должны быть применимы при изучении следующих дисциплин: «Микроэкономика II», «Макроэкономика II», «Маркетинговые исследования», «Прикладные экономические исследования», «Региональная экономика», «Экономика переходного периода», «Экономическая безопасность», «Государственные и муниципальные финансы».
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции (часы) | Практические занятия (часы) |
Национальная экономика: модели рыночных систем, институты | |||
Оценка потенциала национальной экономики | |||
Оценка конкурентоспособности и стратегия социально-экономического развития России |
Содержание разделов и тем лекционного курса
РАЗДЕЛ 1. «Национальная экономика: модели рыночных систем, институты».
Содержание раздела 1:
№ п/п | Наименование темы | Количество часов Лекции | |
Субъекты и системы отношений национальной экономики | |||
Модели рыночных систем | |||
Экономические институты национальной экономики | |||
Итого |
РАЗДЕЛ 1.Темы лекционного курса
Тема 1. Субъекты и системы отношений национальной экономики. Субъекты национальной экономики: фирмы/организации, отрасли, регионы, сектора. Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Системы отношений: общехозяйственные процессы и отношения, глобальные процессы, внешнеэкономические связи, наднациональные и мирохозяйственные отношения.
Тема 2.Модели рыночных систем. Рыночно-ориентированная модель. Банковско-ориентированная модель. Финансово-ориентированная модель. Юридически-ориентированная модель. Эволюционная модель. Сравнительный анализ.
Тема 3. Экономические институты национальной экономики. Понятие, виды, функции экономических институтов национальной экономики. Институт частной собственности. Роль крупного бизнеса в национальной экономики России. Институт налогообложения. Бюджетная система Российской Федерации.
РАЗДЕЛ 2. «Оценка потенциала национальной экономики».
Содержание раздела 2:
№ п/п | Наименование темы | Количество часов Лекции | |
Формирование рыночных отношений в экономике России | |||
Производственный потенциал | |||
Региональная структура экономики России | |||
Итого |
РАЗДЕЛ 2.Темы лекционного курса
Тема 1. Формирование рыночных отношений в экономике России. Модели перехода к рыночной экономике: рыночного социализма, либерально-буржуазная (шоковой терапии). Факторы эффективности экономических реформ. Анализ этапов переходного периода в РФ. Анализ влияния переходного периода на современное развитие экономики РФ.
Тема 2.Производственный потенциал. Анализ отраслевой структуры ВВП: определение, факторы, структурная динамика ВВП. Установленные производственные мощности, состояние основных фондов: динамика, отраслевая структура, технологии.
Тема 3. Региональная структура экономики России. Региональная структура ВВП: рассчитанного производственны методом, рассчитанного по доходам, рассчитанного методом конечного использования. Потенциалы, обуславливающие уровень социально-экономического развития регионов РФ. Асимметрия регионального развития. Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов.
РАЗДЕЛ 3. «Оценка конкурентоспособности и стратегия социально-экономического развития экономики России».
Содержание раздела 3:
№ п/п | Наименование темы | Количество часов Лекции | |
Оценка конкурентоспособности регионов России | |||
Стратегия социально-экономического развития России | |||
Итого |
Тема 1.Оценка конкурентоспособности регионов России. Стратегические задачи территориального развития. Формирование региональной политики с учетом потенциала территории. Инновационное региональное социально-ориентированное развитие. Развитие макрорегионов России.
Тема 2. Стратегия социально-экономического развития России. Стратегические цели социально-экономического развития, возможности и угрозы долгосрочного развития России. Сценарные условия.
Развитие человеческого потенциала: образование, культура, содействие развитию социальных институтов. Развитие экономических институтов: институциональная среда инновационного развития, приоритеты денежно-кредитной, бюджетной, банковской и финансовой, внешнеэкономической политики.
Темы практических занятий
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических занятий. | Трудоемкость, час |
1(1) | Тема: Субъекты и системы отношений национальной экономика. Вводная самостоятельная работа в группах (выявление уровня входящих знаний о социально-экономическом устройстве РФ). Разбор ошибок. | ||
1 (1) | Тема: Субъекты и системы отношений национальной. Обсуждение противоречивости и проблем согласования экономических интересов субъектов экономических отношений. | ||
1(2) | Тема: Модели рыночных систем. Разбор кейсов «Модели рыночных систем». | ||
1(2) | Тема: Модели рыночных систем. Выявление элементов различных моделей рыночных систем в экономике России. Обсуждение специфики. | ||
1(3) | Тема: Экономические институты национальной экономики.Разбор кейсов «Экономические институты национальной экономики». | ||
1(3) | Тема: Экономические институты национальной экономики.Обсуждение специфики организации, функционирования и влияния экономических институтов в России. | ||
2(1) | Формирование рыночных отношений в экономике России:Анализ результатов экономических реформ в странах с переходной экономикой и РФ. Построение графика динамики развития отраслей промышленности РФ, определение основных этапов | ||
2(2) | Тема: Производственный потенциал.Анализ структуры и динамики производственного потенциала России | ||
2(3) | Тема: Региональная структура экономики России. Презентация домашнего задания «Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов» | ||
2(1-3) | Контрольная работа | ||
3(1) | Тема: Оценка конкурентоспособности национальной экономики.Работа в малых группах с раздаточным материалом по оценке конкурентоспособности России | ||
3(1) | Тема: Оценка конкурентоспособности отраслей экономики России Разбор кейсов по оценке конкурентоспособности отраслей национальной экономики России | ||
3(1) | Тема: Оценка конкурентоспособности регионов России. Разбор кейсов по оценке конкурентоспособности регионов России | ||
3(2) | Тема: Стратегия социально-экономического развития России.Презентация расчетного задания «Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов» | ||
1(1)-3(2) | Контрольная работа |
Самостоятельная работа
№ п/п | Раздел дисциплины | Характеристика реализуемых в дисциплине видов самостоятельной работы |
Национальная экономика: модели рыночных систем, институты | 1. Самостоятельное изучение теоретического материала, в т.ч.: учебная литература (в соответствии со списком литературы); журналы «Российский экономический журнал» и «Экономист»; средства массовой информации. 2.Работа над итоговым расчетным заданием (сбор, обработка информации). | |
Оценка потенциала национальной экономики | 1. Самостоятельное изучение теоретического материала. 2. Работа над итоговым расчетным заданием (оценка конкурентоспособности РФ на основе полученных знаний и умений оценки потенциалов национальной экономики). 3. Выполнение ДЗ «Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов». 4. Подготовка к контрольной работе. | |
Оценка конкурентоспособности и стратегия социально-экономического развития России | 1. Самостоятельное изучение теоретического материала. 2. Работа над итоговым расчетным заданием (оценка конкурентоспособности РФ по отношению к заданной экономической системе). 3. Подготовка презентации итогового задания (слайды, раздаточный материал, доклад). |