Современные реформы на селе.
Нам представляется, что в начале реформ 90-х годов не было изучено и учтено для начала реформ по переводу крестьянства от коллективной организации производства к единоличной, от общенародной собственности к частной собственности на землю.
Сравнительный анализ колхозно-совхозного землепользования с общинной формой показывает, что при формировании в советское время использования земель были учтены безусловные преимущества коллектив-ных форм организации сельскохозяйственного производства. История развития коллективных форм доказала жизнеспособность и в тяжелые для страны период индустриализации и в годы Великой отечественной войны. Вся инфраструктура села (объекты школьного, дошкольного образования, здравоохранения, культуры, мосты, дороги с твердым покрытием были построены в 60-80 годы прошлого столетия – в советское время в основном на финансовые ресурсы колхозов-совхозов).
В ходе реформ 90-х годов, следуя общей идеологии перевода всей экономики на частнокапиталистические рельсы, не предпринимая меры по обсуждению путей дальнейшего развития страны, снова, как и в начале века, авторы реформ объявили, что «наиболее адекватной рынку формой сельхозпредприятий является семейная частная фирма» и в соответствии с указом Президента Б. Ельцина от 27 декабря 1991 г. колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям предписывалось в двух-месячный срок (например, коллективизация осуществлялась в течение 4-5 лет) «принять решение о переходе к частной форме собственности».
Таким образом, крупные сельскохозяйственные предприятия, оснащенные современной техникой, наукой, кадрами, были заменены мелкими организационными структурами (личные подсобные хозяйства (ЛПХ), крестьянские фермерские хозяйства, семейные фермерские хозяйства и малые предпринимательские предприятия, сельские производственные кооперативы (СПК)).
Значительная часть земельных ресурсов (в нарушение Устава колхозов) переместилась из предприятий в мелкое производство – в хозяйства населения и фермерских хозяйств.
Таблица 1–Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий России за период 1980 - 2013 гг. [120].
Число предприятий на конец года, тыс.ед. | 23,8 | 27,3 | 26,9 | 27,6 | 7,2 | 6,2 | 5,1 | |
Среднегодовая численность работников, млн чел. | 11,2 | 6,7 | 4,7 | 2,5 | 1,64 | 1,47 | … | |
Сельскохозяйственные угодья, млн га | 210,2 | 202,4 | 171,2 | 157,6 | 130,9 | 122,1 | 119,8 | … |
Посевная площадь, млн га | 119,7 | 112,1 | 93,1 | 74,2 | 60,5 | 56,1 | 55,6 | 56,1 |
Крупный рогатый скот, млн голов | 46,3 | 45,3 | 27,7 | 16,5 | 11,1 | 9,3 | 9,1 | 8,8 |
Производство зерно-вых и зернобобовых, млн тонн | 94,6 | 116,3 | 59,8 | 59,4 | 62,7 | 47,0 | 54,4 | 68,8 |
Производство карто-феля, млн тонн | 12,1 | 10,5 | 3,7 | 2,2 | 2,4 | 2,2 | 3,9 | 3,3 |
Производство овощей, млн тонн | 7,1 | 6,5 | 2,6 | 2,0 | 1,6 | 1,5 | 1,9 | 1,8 |
Производство скота и птицы (в убойном весе), млн тонн | 4,7 | 7,6 | 2,9 | 1,8 | 2,3 | 4,3 | 5,4 | 6,0 |
Производство молока, млн тонн | 33,4 | 42,4 | 22,4 | 15,3 | 14,0 | 14,3 | 14,7 | 14,0 |
Производство яиц, млрд шт. | 28,2 | 37,2 | 23,5 | 24,1 | 27,4 | 31,3 | 32,8 | 32,2 |
Производство шерсти, тыс. тонн | 171,2 | 49,0 | 15,1 | 12,5 | 10,5 | 9,9 | 5,8 | … |
Сопоставительный анализ создания фермерских хозяйств на рос-сийской земле в периоды столыпинских и гайдаровских реформ показывает, что если цель, поставленная А. Столыпиным по разрушению сельской общины, как коллективной организации быта и управления земельными ресурсами на селе не была достигнута (всего 8% было создано фермеров из всего числа сельских жителей), то цель ельцинско-гайдаровской реформы по разрушению коллективных форм организации производства и управления земельными ресурсами на селе была достигнута (к 2012 году доля сельхозпредприятий составила 45% от общего объема производства). Но цель создания фермерских хозяйств не была достигнута (число фермерских хозяйств и других малых форм организации сельскохозяйственного производства по состоянию на начало 2006 года составило всего 3,1% от числа сельских жителей). Приведенные в табл.1 статистические данные, показывают, что за период с 1992 по 2013 годы количество крупных сельскохозяйственных предприятий сократилось в 5 раз (с 27,3 тыс.хозяйств сократилось до 5,1).
В результате из 113,8 млн га земли (пашни), ранее принадлежащей колхозам-совхозам, 108 млн га. была передана в частную собственность – бывшим колхозникам и работникам совхозов. Кроме того, 12,5 млн га земли перешли в собственность фермеров и других малых форм организации сельскохозяйственного производства.
Произошло резкое сокращение численности хозяйствующих единиц (за период с 1990-2013 гг. число колхозов и совхозов России сократилась с 27,3 до 5,1 тыс.). Резко сократились и объемы продукции сельско-хозяйственного производства (основной номенклатуре производства) [121][15. - С.91]. В целом по России сократилось (по всем хозяйствам), в том числе по сельскохозяйственным предприятиям – указано в скобках (см. табл.1):
– поголовье КРС с 57 млн. голов до 19,9 (с 45,3 до 8,8 млн. гол.);
– по валовому сбору зерна с 116,7 млн т.до 92,4 (с 116,3 до 68,8);
– производство молока сократилось с 55,7 до 30,5 (с 42,4 до 14 млн т.).
Реформа привела к резкому сокращению объемов производства в сельскохозяйственных предприятиях. В сопоставимых ценах физический объем продукции сельского хозяйства предприятий составил в в 2012 г. – 65% от уровня 1990 г.
Отказ от крупных предприятий привел к деиндустриализации селькохозяйственного производства России, о чем свидетелствуют результаты исследования д.э.н. Ю. Яковца, приведенные в табл.3, которые показывают, что за годы реформ Россия не только затормозила ход развития технико-технологического состояния производства, но почти во всех отраслях материального производства, особенно в машиностроении, строительстве, в строительной индустрии сделала шаг назад к уровню 30-х годов. А в сельскохозяйственном производстве,– пишет Ю. Яковец, – Россия сделала шаг назад вовсе к уровню начала века, что вызывает особую тревогу, так как России предстоит сначала приостановить этот процесс, а потом догонять ушедшие далеко вперед страны [122]. На современном этапе развития общественных отношений, на первом плане остаются такие важнейшие вопросы: отношение к собственности, отношение к доходам, полученным в результате деятельности, система управления территориями. Сторонники реформ утверждают, что индустриализация конца 30-х годов в СССР пагубно отразилась на состоянии развития сельскохозяйственного производства.
Таблица 2 – Динамика технологической структуры экономики России
Отрасли экономики | Технологические уклады (от 100 %) | |||||||
V* | IV** | III*** | Реликтовый | |||||
Машиностроение и металлообработка | – | – | ||||||
Сельское хозяйство | – | – | ||||||
Строительство | ||||||||
ХКХ и бытовое обслуживание | – | – | ||||||
Пищевая промышленность | – | – | ||||||
Наука | ||||||||
Экономика в целом |
* V уклад – уровень производства 90-х годов; ** IV уклад – уровень 60-х годов;
*** III уклад – уровень 30-х годов; Реликтовый уклад – начало ХХ века.
Критикуя социалистическую модель индустриализации, Е. Гайдар писал: «В условиях социалистической индустриализации масштабное принудительное перераспределение ресурсов из села приводит к тому, что высокие темпы индустриализации, повышение душевого ВВП, соответ-ствующий рост спроса на продукты питания идет на фоне стагнации сельского хозяйства. В начале 60-х годов стало очевидно, что роль тради-циионного сектора в мобилизации финансовых ресурсов для индустри-ализации исчерпана» [123].
Надуманность этого тезиса очевидна: статистика и по отдельным регионам и по России в целом показывает, что 60-70 годы для сельскохозяйственного производства и для развития села в СССР были самыми благоприятными и продуктивными. В эти годы были построены на селе объекты социальной инфраструктуры, заложена база для индустриаль-ного сельскохозяйственного производства, создана производственная инфраструктура, решена социальная защита сельского труженика. С 1966 года в СССР введена денежная оплата труда колхозников взамен «трудо-дней» и, примерно, с этого времени стали платить и трудовые пенсии.
Результатом реформы, проведенной в соответствии с идеологией, принятой Правительством Е. Гайдара, стало то, что в стране стало явно не хватать продуктов питания. Произошло резкое увеличение объемов, завозимых в Россию по сравнению с импортом в Советский период: мяса, мясопродуктов и животного масла – в 2,1 раза, сыров – в 23,4 раза, кондитерских изделий – в 8,4 раза, цитрусовых – в 4,5 раза. В объеме потребления населением доля импорта выросла с 6,3% до 20,5%, то есть более чем в 3,2 раза. С начала 2000-х годов импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в Россию вырос с 7 до 43 млрд долл. в 2013 году (увеличение в 6 раз) [124]. Важнейшими причинами стремительного падения темпов роста экономических показателей России академик А.Аганбегян видит в следующем: [125]
«Первое – резкое сокращение инвестиций в экономику как государ-ственных так и Госкомпаний. Этому способствовали повышение ставки ЦБ и рост кредитных ставок всех банков.
Второе – сокращение экспортной выручки, в связи со снижением экспортных цен на сырье.
Третье – систематический рост активов банковской системы с одновременным увеличением утечки российского капитала за рубеж, что показывает несостоятельность монитаристической политики, принятой в России с начала 90-х».
К сказанному выше, к числу причин резкого снижения продукции сельскохозяйственного производства России в годы «реформ», очевидно, нужно добавить, что в результате «реформ» были ликвидированы крупные предприятия, а немеханизированное производство современных крестьян-ских фермерских и личных подсобных хозяйств не может конкурировать ни на внешнем, ни на внутреннем рынке с ушедшими за эти 25 лет далеко вперед агропредприятиями развитых стран. Кроме того, мелкие агропред-приятия не в состоянии принимать участие в соблюдении культуры землепользования, в обеспечении села кадрами в агротехнике и зоотехнике, в строительстве объектов сельской инфраструктуры, так как идеология, принятая Правительством Е.Гайдара, ориентирует их сугубо на частно-собственнический интерес: «прибыль любой ценой».
Результаты сельской переписи 2006 года показали, что и по Ульяновской области, например, из 2100 тыс. га земельных угодий используется только 1150 тыс. га (54 %). По области заброшено 27 тыс. подворий.
В таблицах 3-6 и приведены сведения по использованию пашни, сокращению сельхозтехники и численности скота в хозяйствах Ульяновской области.
Таблица 3 - Динамика посевных площадей в Ульяновской области за 1990-2012 гг. (тыс. га) [126].
в 2013 % к 1990 г. | ||||||
Зерновые культуры | 983,1 | 576,5 | 595,7 | 592,2 | 580,9 | 57,0 |
Сахарная свекла | 15,3 | 9,3 | 14,4 | 21,1 | 14,21 | 131,3 |
Подсолнечник | 60,1 | 74,4 | 120,2 | 150,5 | 181,1 | 222,0 |
Картофель | 41,2 | 23,1 | 24,0 | 24,1 | 22,6 | 55,0 |
Овощи | 6,7 | 5,0 | 5,8 | 6,6 | 6,3 | 97,0 |
Кормовые культуры | 521,8 | 168,9 | 163,1 | 167,3 | 164,4 | 40,2 |
Вся посевная площадь | 1 650,0 | 878,9 | 950,2 | 988,7 | 1 012,4 | 61,3 |
В десятки раз сократилось количество сельхозтехники. До настоящего времени не разрабатывается и не производится малая сельхозтехника для ЛПХ, да и для фермеров – животноводов.
Таблица 4 - Состояние механизации сельскохозяйственного производства
в Ульяновской области за период с 1990 по 2013 гг.,(ед).
С/х техника | Сокращ. раз | ||||
Тракторы | 17 660 | 10 641 | 2 712 | 2 433 | 17,6 |
Комбайны, из них: | |||||
– зерноуборочные | 7 062 | 3 640 | 8,74 | ||
– кормоуборочные | 1 511 | 13,0 | |||
– картофелеуборочные | 20,6 | ||||
– свеклоуборочные | 10,1 | ||||
Автомобили грузовые | 15 534 | 7 782 | 3 270 | 3 550 | 4,37 |
Сокращение сельхозтехники привело к деиндустриализации сельскохозяйственного производства и числа механизаторов и специалистов по ремонту и техническому обслуживанию техники. Сократилось количество животноводческих комплексов и обслуживающих их специалистов. Но, увеличение доли населения не привело к росту общего объема продукции. Производство мяса в живом весе в благополучном 2013 году в целом по области по сравнению с 1990 годом сократилось в 2,3 раза, молока – в 2,5 раза, картофеля произведено только чуть выше 60% от уровня 1990 года. На фоне сокращения объемов производства на сельскохозяйственных предприятиях произошло увеличение доли продукции, производимой населением в своих личных подворьях, что видно из данных табл.6.
Таблица 5 - Численность скота в хозяйствах всех категорий Симбирской губернии – Ульяновской области (тыс. голов) [26, - С.106].
Численность скота | в 1990 г. к 1911 г. (в %, раз) | в 2013 г. к 1990 г. сниж., раз | ||||
Всего КРС и мелкого скота, в т.ч.: | 1 356,8 | 1 431,7 | 1 831,0 | 309,2 | 1,3 раз | ↓5,9 раза |
– лошадей | 272,4 | 300,1 | 20,0 | 3,2 | ↓ 15,0 р. | ↓ 5,4 р. |
– коров | 279,5 | 306,6 | 244,0 | 59,6 | ↓1,25 раз | ↓ 4,1 р. |
– овец простых | 613,0 | 731,0 | 527,0 | 74,3 | ↓1,39 раз | ↓ 7,1 р. |
– овец тонкорунных | 51 125 | 6 061 | Статистика учитывает в числе овец | |||
– свиней | 132,5 | 81,1 | 583,0 | 175,3 | 7,2 раз | ↓ 3,3 р. |
– коз | 8 192 | 6 794 | Статистика учитывает в числе овец |
Таблица 6 - Производство с/х продукции во всех хозяйствах, в т.ч. в личных подворьях крестьян Ульяновской области(тыс. т), [28, - С.106].
Наименование продукции сельхоз-производства в области | Все хоз-ва в 2013 г. к 1990 г. | Произв. населе-нием в 2013г. к объему 2013г.,% | ||||||
Все хоз-ва | в т. ч. насе-ление | Все хоз-ва | Все хоз- ва | Все хоз-ва | в т. ч. насе-ление | |||
Продукция животноводства: - мясо в живом весе - молоко - яйца, млн шт. | 154,3 612,5 510,5 | 18,8 27,7 34,3 | 190,7 676,6 586,6 | 111,6 555,2 536,9 | 82,5 267,5 397,5 | 40,7 161,0 124,0 | Сокр.(↓), увел - (↑) ↓ 2,3 р. ↓ 2,5 р. ↓ 1,5 р. | 43,3 60,2 31,2 |
- зерновые - сахарная свекла - подсолнечник - картофель - овощи | 1 726 308,9 55,0 390,4 88,7 | – – – 65,3 31,2 | 1 942 301,2 50,8 372,0 91,8 | 718,8 180,5 31,4 355,1 112,3 | 903,4 599,0 135,3 233,2 99,6 | – 53,7 9,38 61,5 | ↓ 46,5% ↑ 2,0 р. ↑ 2,6 р. ↓ 62,7% ↑1,08 р. | – – – 90,5 61,7 |
Из данных табл.7 видно, что численность крупных сельско-хозяйственных предприятий, резко сократилась.
Таблица 7 - Численность сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области в период 1990 – 2011 гг.
Колхозы | ||||
Совхозы | ||||
Новые формирования | – | |||
Крестьянские фермерские хозяй-ства и малые предприятия, занятые с/х производством | – |
В сельском хозяйстве области на начало 2011 года действовало около 320 сельскохозяйственных предприятий и организаций, 1397 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, имеющих 161,3 тыс. га сельхозугодий, в том числе 143,4 тыс. га пашни, к началу 2011 года числилось 168,0 тыс. личных подсобных хозяйств, имеющих 38,5 тыс. га сельскохозяйственных земель, из которых 31,2 тыс. га пашни. Кроме того, 176,5 тыс. семей в области имеют коллективные сады с общей площадью 12,8 тыс. га и 18,0 тыс. семей имеют 2,0 тыс. га земли под коллективные огороды.
Крестьянские фермерские хозяйства не дали ожидаемых результатов.
Из табл.8 следует, что в ПФО и в России в целом за период 1990-2013 гг. произошло снижение натуральных показателей основных сельскохозяй-ственных видов продукции, в том числе:
– поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57 млн. голов до 19,9 по России и с 15,27 до 5,93 по ПФО;
– по валовому сбору зерна сокращение объемов составило (по России с 116,7 млн.т в 1990 г. до 92,4 – в 2013 г; по регионам ПФО производство сократилось с 33,8 млн.т до 17,0);
– производство мяса в убойном весе сократилось с 10 до 8,54 по России и с 2,55 до 1,79 млн. тонн по ПФО;
– производство молока сократилось с 55,7 до 30,5 по России и с 14,69 до 9,48 млн. тонн по ПФО.
Анализ приведенных данных показывает, что современное немеханизированное, мелкотоварное производство, как на сельхозпредпри-ятиях, так и в личных подворьях, не может конкурировать своей продукцией даже на внутреннем рынке России.
«Для Ульяновской области, как и в целом для Российской Федерации, 2015 год был сложным и противоречивым, – пишет Дмитрий Терехин – автор статьи «Успешная экономическая политика в Ульяновской области как иллюзия обмана» в газете Симбирск сити от 6.06. 2016г.– с одной стороны, новые экономические реалии дали стимул для развития организациям, способствовали поиску новых рынков сбыта продукции и импортозамещению.
Таблица 8 - Производство сельскохозяйственной продукции по России и по регионам Приволжского федерального
округа за период 1990-2013 гг. в натуральных показателях [127]
Регионы | Объем с/х продукции (млрд. руб.) | Валовый сбор зерна (тыс.т.), РФ - млн.т., по регионам - (тыс.т.) | Валовый сбор картофеля (тыс.тонн), РФ - млн.т. | Валовый сбор овощей (тыс.т), РФ -млн.т. | Поголовье крупного рогатого скота (тыс. голов), РФ - млн. голов | Производство мяса в убойном весе (тыс.тонн), РФ- млн.т. | Производ. молока (тыс.т), РФ - млн. т. | |||||||
Российская Федерация | 2 618 | 116,7 | 92,4 | 30,8 | 30,2 | 10,3 | 14,7 | 19,9 | 10,1 | 8,54 | 55,7 | 30,5 | ||
Приволжский федеральн. округ | 595,2 | 33 777 | 17 038 | 8 462 | 7 662 | 1 897 | 3 221 | 15 268 | 5 928 | 2 546 | 1 792 | 14 468 | 9 480 | |
Респ. Башкортостан | 7,9 | 90,1 | 4 728 | 2 039 | 1 379 | 1 222 | 357.1 | 2 393 | 1 265 | 229,3 | 1 930 | 1 711 | ||
Респ. Марий Эл | 2,0 | 22,8 | 156,3 | 314,1 | 176,1 | 94,7 | 119,6 | 194,5 | ||||||
Респ. Мордовия | 2,7 | 21,0 | 849,1 | 282,4 | 85,1 | 298,8 | 123,5 | 454,0 | ||||||
Респ. Татарстан | 7,0 | 54,3 | 3 661 | 2 612 | 1 311 | 1 323 | 329,4 | 1 333 | 318,1 | 1 712 | ||||
Удмуртская Респ. | 2,9 | 62,2 | 1 112 | 306,1 | 446,7 | 177,9 | 377,2 | 113,3 | 711,7 | |||||
Чувашская Респ. | 3,1 | 93,0 | 396,2 | 633,0 | 140,9 | 204,8 | 66,9 | 422,8 | ||||||
Кировская область | 4,4 | 23,9 | 1 680 | 419,9 | 244,6 | 106,1 | 273,5 | 54,5 | 523,8 | |||||
Нижегородская обл. | 4,2 | 39,1 | 1 742 | 918,6 | 829,3 | 358,2 | 296,4 | 95,2 | 611,9 | |||||
Оренбургская обл. | 5,8 | 59,8 | 5 582 | 2 049 | 282,6 | 215,9 | 625,2 | 135,6 | 815,3 | |||||
Пензенская область | 6,0 | 62,9 | 1 841 | 1 291 | 542,9 | 192,8 | 194,4 | 162,4 | 350,2 | |||||
Пермский край | 3,7 | 62,3 | 1 129 | 274,7 | 533,2 | 236,4 | 263,5 | 75,7 | 460,9 | |||||
Самарская область | 5,2 | 38,1 | 3 026 | 1 629 | 481,9 | 322,8 | 244,0 | 103,3 | 426,2 | |||||
Саратовская обл. | 6,3 | 69,7 | 4 783 | 3 192 | 368,9 | 421,4 | 547,3 | 140,6 | 826,4 | |||||
Ульяновская обл. | 3,0 | 31,7 | 1 942 | 903,4 | 233,2 | 99,6 | 153,2 | 53,8 | 267,4 |
Несмотря на внешние угрозы и ограниченный доступ к кредитным ресурсам, в целом индекс промышленного производства в регионе по сравнению с 2014 годом вырос на 0,08 процентных пункта и за 2015 год составил 100,8 процента.
Снижение индекса промышленного производства в 2015 году отмечается в топливно-энергетической отрасли, где индекс промыш-ленного производства за декабрь уменьшился на 1,8 процентных пункта (88,7%), в производстве электроэнергии (86,4%) и в производ-стве теплоэнергии (91,5%), что связано с реализацией в организациях мероприятий программ энергосбережения.
Объёмы производства самого крупного блока промышленного производства – обрабатывающего сектора выросли на 3,4 процента к уровню 2014 года. Весомый вклад в промышленное производство внесло акционерное общество «Авиастар-СП», где в 2015 году было произведено три самолёта (в 2014 году – один).
Значительный рост производства зафиксирован в пищевой отрасли (108,1%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (161,4%), производстве машин и оборудования (139,6%).
Сокращены объёмы производства в текстильном и швейном производстве (99,8%), обработке древесины (95,5%), целлюлозно-бумажном производстве (89,2%), производстве прочих неметалли-ческих минеральных продуктов (90,7 %, металлургическом произ-водстве (93,8 %), прочих производствах (73%).
Индекс продукции сельского хозяйства составил 95,7% к уров-ню 2014 года. Таким образом, сокращение объёмов производства в отрасли сельского хозяйства наблюдается второй год подряд. По уточнённым данным, в 2014 году индекс сельскохозяйственного производства составил 96,5%, то есть сокращение объёмов продук-ции за 2 года составило почти 8%.
Индекс потребительских цен в декабре 2015 года составил 113,8% к декабрю 2014 года, среднегодовой индекс потребительских цен сложился выше 117,0%.
К самым нестабильным показателям 2015 года можно отнести задолженность по заработной плате. В течение всего 2015 года динамика показателя была цикличной, то поднимаясь до 13 млн. рублей, то снижаясь до 8,6 млн. рублей.
Численность рабочей силы в Ульяновской области за 2015 год сократилась на 1,1 тыс. человек и составила 650,5 тыс. человек. Численность занятых в экономике уменьшилась на 2,1 тыс. человек и составила 618,5 тыс. человек.
На рынке труда Ульяновской области наметилась тенденция роста числа безработных. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, в феврале 2016 года уровень общей безработицы (по методо-логии МОТ) составил 5,1 процента, общая численность безработных – 33122 человека. По сравнению с декабрём 2015 года общая числен-ность безработных увеличилась на 4788 человек, или на 16,9%.
Уровень регистрируемой безработицы в Ульяновской области с начала года вырос с 0,63 до 0,66 процента, численность официально зарегистрированных безработных граждан увеличилась на 5,1 процента, или на 210 человек, и по состоянию на 01 марта 2016 года составила 4297 человек.
Число вакансий в регионе продолжает сокращаться. С начала года банк вакансий уменьшился на 934 единицы и по состоянию на 01 марта 2016 года содержал 7283 свободных рабочих места. Соответственно, возрастает и коэффициент напряжённости на рынке труда: за период с декабря 2015 года по февраль 2016 года он вырос с 0,56 до 0,68.
По состоянию на 30 марта 2016 года суммарная численность работников организаций, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, находящихся в простое и в отпусках без сохранения заработной платы, составила 6031 человек, в том числе численность работников организаций, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, составила 5354 человека, численность работников организаций, находящихся в простое, – 677 человек.
Всего по состоянию на 30 марта 2016 года в Ульяновской области режимы неполной занятости работников применяют 69 организаций, из них наиболее крупными являются следующие:
· акционерное общество «Димитровградский автоагрегатный завод» (г. Димитровград), в котором в режиме неполной занятости находились 983 человека;
· общество с ограниченной ответственностью «КПД-1» (г. Ульяновск), где 740 человек находятся в режиме неполной занятости с 11 января по 11 июля 2016 года в связи резким сокращением объёмов производства из-за снижения уровня реализации железобетонных изделий;
· ООО «Димитровградский завод алюминиевого литья», где 487 человек находились в режиме неполной занятости с 18 января по 31 марта 2016 года;
· ООО «Димитровградский завод порошковой металлургии», где 350 человек находились в режиме неполной занятости с 22 января по 31 марта 2016 года;
· ЗАО «Завод ЖБИ-4» (г. Ульяновск), где 274 человека находятся в режиме неполной занятости с 11 января по 10 июля 2016 года в связи с изменением технологических условий труда и угрозой массовых увольнений;
· ООО «СервисГаз» (г. Ульяновск), где 223 человека находились в режиме неполной занятости с 01 января по 31 марта 2016 года.
По прогнозу органов службы занятости населения, во втором квартале 2016 года численность работников организаций, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, находящихся в простое и в отпусках без сохранения заработной платы, составит порядка 14,8 тыс. человек.
О массовом высвобождении работников заявили Главное управление МЧС России по Ульяновской области (76 человек с 15 апреля 2016 года), территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области (39 человек с 20 апреля 2016 года), Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градострои-тельства администрации города Ульяновска (59 человек с 05 мая 2016 года) и администрация города Ульяновска (58 человек с 05 мая 2016 года).
Далее автор статьи [128], комментируя эти сведения, пишет: «По этой причине правительство Ульяновской области издает постанов-ление №251-П от 31 мая 2016 года, которым утверждает програм-му дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Ульяновской области в 2016 году. Объём финансирования мероприятий программы составит чуть больше 70 миллионов рублей. Почти 50 миллионов – субсидии из федерального бюджета, еще 21 – из областного бюджета.
Не совсем ясно, как можно сочетать заявления об эффективной экономической политике и принятие программы поддержки занятости людей. Где же эффект от инвестиционных суперпроектов, которые должны были создать тысячи рабочих мест? – спрашивает автор статьи:«Успешная экономическая политика в Ульяновской области как иллюзия обмана.
Привлеченные в Ульяновск компании получают многомилион-ные налоговые льготы, но эффекта от их деятельности нет и в обо-зримой перспективе не будет. Огромное количество ресурсов тратится на обхаживание мировых корпораций, создание тепличных условий размещения и работы, подключение к инфраструктуре. Сотрудники экономического блока любят щеголять тезисом, что инвесторов привлекают личные гарантии главы региона. Но кто даст личные гарантии жителям области, где работать и чем кормить свои семьи?»