Предложение и закон предложения.
Предложение –решение или способность изготовить и предложить для продажи на рынке определённое количество труда по конкретной цене.
Объём предложения, как и в случае со спросом, зависит, прежде всего, от конкретного вида товара. В целом при неизменной цене объём предложения обусловлен такими причинами:
· наличием взаимозаменяемых товаров;
· дополняющими товарами комплементами (например, ручка и чернило);
· изменениями цен на товары-заменители;
· изменением цен на дополняющие товары или их доступностью;
· изменением в доходах;
· изменением качества вещей (т.е. совокупности потребительных стоимостей);
· изменениями моды, вкусов, привычек;
· изменением в окружающей среде.
В процессе изучения зависимости спроса от уровня цен был обоснован закон предложения.
Закон предложения –с ростом цен производители предлагают больше товаров, а при понижении – меньше.
17. Рыночная цена (цена равновесия). Её функции. Эластичность спроса и предложения.
Рыночная цена –цена, по которой равные предложения и спрос увеличиваются.
Цена равновесия выполняет такие функции:
1) информирует производителей о путях рационального распределения экономических ресурсов (повышение цены свидетельствует о целесообразности увеличения объёмов производства и наоборот, т.е. о необходимости перераспределения производственных ресурсов);
2) вместе с конкуренцией, процесс взаимодействия спроса и предложения формирует механизм рыночного соотношения между индивидуальным и ОНЗТ.
При этом приведённый выше механизм действует только в условиях свободной конкуренции – одного из типов рынка, который доминировал на низшей стадии капитализма.
Эластичность спроса и предложения.
Важную роль в производственной деятельности товаропроизводителей, рациональном распределении экономических ресурсов играет эластичность спроса и предложения.
Однако информации об отклонении цены на товар под влиянием определённых факторов ещё не достаточно для принятия выверенных решений предпринимателем, важно знать меру такого отклонения. Экономическая наука предлагает категорию эластичности.
Эластичность –мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют, и, прежде всего от стоимости товаров.
В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентно изменения другой переменной величины.
Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса в зависимости от цены.
Основные факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:
1. наличие качественных, взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них (чем больше таких заменителей и чем ниже цены на них, тем эластичнее будет спрос);
2. доля продукта в доходах потребителя (чем важнее место занимает определённый продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при неизменных других условиях);
3. продолжительность периода для осуществления выбора (чем длительнее период времени для принятия решения, тем эластичнее спрос на товар);
4. тип товаров, в частности их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления (спрос на предметы роскоши, как правило, эластичный, на товары ширпотреба – неэластичный).
Эластичность из-за изменения цены показывает, какое изменение спроса происходит в процентах с повышением цены, скажем на 1%.
Эс = процентное изменение количества товаров, на которые есть спрос
Процентное изменение цены
С ростом цены – спрос на товар уменьшается. Аналогично изменяется эластичность предложения.
Эластичность предложения –процентное изменение предложенного количества товаров вследствие однопроцентного роста цен.
Как правило, такое значение эластичности позитивное, поскольку высокая цена – стимул для производителя к увеличению выпуска товаров.
В познании механизма рыночного равновесия важную роль играет коэффициент эластичности.
Коэффициент эластичности –отношение изменений объёма спроса или предложения (рост или уменьшение в процентах) к изменению цен (в процентах).
В зависимости от значения коэффициента эластичности различают такие основные виды эластичности спроса и предложения:
1. абсолютно эластичные;
2. относительно эластичные;
3. единично эластичные;
4. относительно неэластичные;
5. абсолютно неэластичные.
Относительно эластичный или эластичный спрос –спрос, при котором незначительные изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве реализованной продукции.
Например, снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%.
Коэффициент эластичности в данном случае должен быть больше единицы, а в нашем примере он равен «2».
Таким, в частности есть спрос на предметы роскоши.
Неэластичный спрос –спрос, при котором незначительные изменения в цене вызывают ещё меньшее изменение в количестве реализованной продукции.
Так, при снижении цены на 3% спрос возрастает лишь на 1%.
Коэффициент эластичности в этом случае составит 1/3, т.е. для неэластичного спроса характерный коэффициент меньше единицы.
Таким есть спрос на хлеб.
Между приведёнными видами эластичности спроса (эластичным и неэластичным) возникает промежуточная ситуация.
Единичный спрос –спрос, при котором процентное изменение цены равняется процентному изменению спроса (например, когда снижение цены на 1% вызывает рост продажи на 1%).
Абсолютно неэластичный спрос –спрос, при котором изменение цены не приводит к изменению количества реализованной продукции (таким есть спрос на соль).
Этот вид спроса характеризуется тем, менее всего снижение цены заставит покупателя увеличивать закупку от 0 до границы своих возможностей.
Практика запада: коэффициент ценовой эластичности на хлеб – 0,15% , на говядину – 0,64%, яйца – 2,65%, на электроэнергию – 0,13%, одежду и обувь – 0,20%.
18. Сущность конкуренции. Условия, при которых возникает конкуренция.
Конкуренция –экономическая борьба соперничества между производителями за выгодные условия производства и сбыта товара. Основная функция конкуренции завоевать рынок в борьбе за потребителя с тем, чтобы получать стабильную прибыль. В СССР в условиях социализма конкуренции быть не могло т.к. не было обособленных производителей, а единственным собственником почти всех средств производства было государство. В советской экономической литературе, отмечались только негативные стороны конкуренции:
1. мелкие производители вытесняются крупными;
2. одни производители разоряются, а другие обогащаются;
3. растёт социальное расслоение общества, безработица.
Однако, конкуренция даёт и положительные последствия, так как она является движущей силой развития экономики:
1. в конкурентной борьбе побеждает тот, кто создаёт высококачественную продукцию при наименьших затратах, за счёт использования научно-технических достижений и лучей организации производства;
2. конкуренция заставляет производителей экономить материальные, финансовые и трудовые ресурсы;
3. конкуренция заставляет производителей постоянно обновлять ассортимент товаров, постоянно следить за научно-техническими новинками и активно их внедрять в производство;
4. без конкуренции закон стоимости не действует.
Условия, при которых возникает конкуренция:
1. на рынке должно быть большое количество независимо действующих производителей любого товара. Если же производство сосредоточено в руках одного собственника, то господствует монополия, которая препятствует конкуренции;
2. каждый производитель должен иметь свободу выбора своей хозяйственной деятельности (что производить, сколько, каким способом, куда и по какой цене продавать);
3. на рынке должно быть соответствие между спросом и предложением. Если спрос превышает предложение, то у покупателя нет выбора, так как благодаря дефициту вся продукция будет реализована;
4. на рынке должны быть средства производства.
5. антимонопольное законодательство.