Учебно-методическая карта дисциплины

Учебная программа для специальностей

1-26.02.02 – «Менеджмент»

1-27.01.01-16 «Экономика и организация производства»

Факультет – экономический

Кафедра «Экономическая теория и маркетинг»

Курс – 1

Семестр – 2

Лекции – 17 часов Экзамен – нет

Практические

занятия – 17 часов Зачёт

Лабораторные

занятия – нет Курсовая работа – нет

Всего аудиторных

часов по дисциплине - 34 часа

Всего часов Форма получения

по дисциплине – 72 часа высшего образования – дневная

Составитель: доц. Дубенецкий Н. А..

2012 г.

Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры «Экономическая теория и маркетинг»

«____» ____________2012 г. Протокол №______

Заведующая кафедрой

____________________________ Г.А. Яшева

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом УО «ВГТУ»

«______» ________________2012 г. Протокол № __________

Председатель

________________________________ С.И.Малашенков.

Пояснительная записка

Учебный курс «Теории экономических систем» в современный период приобретает особую актуальность в связи с выбором постсоветскими странами своих национальных моделей экономики.

В СССР господствовала марксистско-ленинская типология экономических систем, в соответствии с которой советский народ строил коммунистическое общество. Однако, история внесла непредвиденные коррективы в процесс строительства коммунистического общества.

С политической ликвидацией СССР постсоветские республики стали выбирать в качестве моделей заимствования экономические системы, которые марксистско-ленинская политическая экономия или не знала, или отрицала.

Неизвестные в марксизме экономические системы были разработаны в теории технологических стадий экономического роста. В соответствии с этой теорией белорусская экономическая система представляет собой индустриальное общество со смешанной экономикой. В долгосрочной перспективе планируется переход к постиндустриальной экономике.

Цель изучения дисциплины:

- понимание логической структуры теории технологических стадий экономического роста.

Задачи изучения дисциплины сводятся к знанию и пониманию структур:

- доиндустриального общества

- индустриального общества с рыночной экономикой

- индустриального общества с централизованной экономикой

- индустриального общества со смешанной экономикой

- постиндустриального общества.

Изучив спецкурс «Теории экономических систем», экономической студент должен:

знать:

- критерии классификации экономических систем;

- виды экономических систем в теории марксизма;

- виды экономических систем в теории конвергенции;

- виды и структурные характеристики экономических систем в теории технологических стадий экономического роста.

уметь:

- интерпретировать развитие экономических систем в историческом процессе;

- идентифицировать экономические системы исторически и географически.

Содержание учебного материала (темы, понятия темы).

№ п/п Наименование темы Содержание
1. Типология экономических систем. Предмет курса «Теории экономических систем». Функции курса. Концепции сравнительного анализа экономических систем. Понятие экономической системы в различных научных школах. Классификация экономических систем в марксизме. Классификация экономических систем в теории технологических стадий экономического роста. Классификация экономических систем в теории конвергенции.
2. Доиндустриальное общество: историко-географические особенности и тенденции развития. Понятие доиндустриального общества. Характеристика технологического уклада. Формы доиндустриального общества. Формы личной зависимости в доиндустриальном обществе. Особенности товарно-денежных отношений в доиндустриальном обществе. Формы трудовой мотивации. Исторические тенденции развития доиндустриального общества.
3. Индустриальное общество: рыночная экономика. Понятие индустриального общества. Характеристика технологического уклада. Понятие рыночной экономики. Значение рыночной модели для генезиса и развития индустриального общества. Институты рыночной экономики в индустриальном обществе. Структура технологических инноваций в индустриальном обществе. Структура организационных инноваций в индустриальном обществе. Проблемы развития индустриального общества в рамках рыночной модели. Исторические тенденции развития индустриального общества в рамках рыночной модели.
4. Индустриальное общество: плановая экономика. Понятие плановой экономики. Значение централизованного планирования для генезиса и развития индустриального общества. Основные характеристики системы централизованного планирования (на примере СССР). Институты плановой экономики. Уровни планирования. Проблемы функционирования плановой экономики. Проблемы развития индустриального общества в рамках плановой системы. Исторические тенденции и результаты развития индустриального общества в рамках системы централизованного планирования.
5. Индустриальное общество: смешанная экономика. Понятие смешанной экономики. Институты смешанной экономики. Смешанная экономика в теории конвергенции экономических систем. Модели смешанной экономики в западных странах. Модели смешанной экономики для постсоветских стран.
6. Постиндустриальное общество. Понятие постиндустриального общества. Характеристика технологического уклада. Роль знаний. Человеческий капитал. Информационная революция. Глобализация экономики. Постиндустриальное общество в исторической реальности. Проблемы функционирования постиндустриального общества. Тенденции развития постиндустриального общества. Догоняющее развитие.

Учебно-методическая карта дисциплины

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов   Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные методические пособия и др.) Литература Форма контроля знаний
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента
1.   Типология экономических систем.       -   - Электронные издания: учебниклитература, лекции   Осн: [2],[3], [9].   Доп.: [3], [4], [6],       Опрос, подготовка рефератов, тестиро- вание.
Доиндустриальное общество: историко-географические особенности и тенденции развития. - - Электронные издания: учебниклитература, лекции   Осн: [2]   Доп.: [1], [2], [6].   Опрос, подготовка рефератов, тестирование/  
Индустриальное общество: рыночная экономика.   - Электронные издания: учебниклитература, лекции   Осн. [8].   Доп. [2], [6].   Опрос, подготовка рефератов, тестирование/  
4. Индустриальное общество: плановая экономика. - - Электронные издания: учебниклитература, лекции   Осн: [1], [7], [8], [13].   Доп. [1], [2], [3], [4].   Опрос, подготовка рефератов, тестирование/  
Индустриальное общество: смешанная экономика.       -   - Электронные издания: учебниклитература, лекции   Осн: [12], [14], [15].   Доп.: [2], [4], [6].   Опрос, подготовка рефератов, тестирование/  
6.   Постиндустриальное общество. - - Электронные издания: учебниклитература, лекции   Осн: [2], [4], [6], [10], [11].   Доп. [5], [6].   Опрос, подготовка рефератов, тестирование/  
  ИТОГО:          

Информационная (информационно-методическая) часть:

основнаялитература:

1. Афанасьев М. П. Логика дефицитной экономики. - М.: Прогресс. - 1991.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.– М.: Аcademia, 1992.

3. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели обществ. - М. Прогресс, 1976.

4. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.- М.: Логос, 2000.

5. Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика: Сравнительный анализ экономических систем: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

8. Корнаи Я. Дефицит. - М.: Наука. - 1990.

8. Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. – М.: Gatalaxy,1994

9. Ойкен В. Экономические системы// Thesis Т.1. Вып.2. – М.: Начала–Пресс, 1993.

10. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 5-17-011040-5

11. Туроу Л. Будущее капитализма. - Новосибирск.: Экор. - 1999.

12. Шлехт О. Благосостояние для всей Европы на основе наступления рыночного хозяйства. - М.: Владар. - 1996.

8. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Прогресс. -1995.

14. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. - М.: Экономика. -1991.

15. Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М.: Начала - Пресс. - 1991.

дополнительная литература:

1. Бор М. З. История мировой экономики. - М.: Дело и сервис. - 1998.

2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. - М.:Прогресс. - 1992.

3. Видяпин В.И., Журавлёва Г.П., Петраков Н.Я. и др. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / Пер с общ.ред.- Н.Я. Петракова; Видяпина В.И.; Журавлёва Г.П.. — М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Валлерстайн И. Миросистемный подход в современной западной литературе. -М.: ИМЭ и МОРАН, 1997.

5. Дынкин А.А., Королёв И.С., Хесин Е.С. и др. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред.- А.А. Дынкина, И.С. Королёва, Г.И. Мачавариани. — М.: Магистр, 2008.

6. Тодаро М. И. Экономическое развитие. - М.: ЮНИТИ. - 1997.

Наши рекомендации