Учебно-методическая карта дисциплины
Учебная программа для специальностей
1-26.02.02 – «Менеджмент»
1-27.01.01-16 «Экономика и организация производства»
Факультет – экономический
Кафедра «Экономическая теория и маркетинг»
Курс – 1
Семестр – 2
Лекции – 17 часов Экзамен – нет
Практические
занятия – 17 часов Зачёт
Лабораторные
занятия – нет Курсовая работа – нет
Всего аудиторных
часов по дисциплине - 34 часа
Всего часов Форма получения
по дисциплине – 72 часа высшего образования – дневная
Составитель: доц. Дубенецкий Н. А..
2012 г.
Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры «Экономическая теория и маркетинг»
«____» ____________2012 г. Протокол №______
Заведующая кафедрой
____________________________ Г.А. Яшева
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом УО «ВГТУ»
«______» ________________2012 г. Протокол № __________
Председатель
________________________________ С.И.Малашенков.
Пояснительная записка
Учебный курс «Теории экономических систем» в современный период приобретает особую актуальность в связи с выбором постсоветскими странами своих национальных моделей экономики.
В СССР господствовала марксистско-ленинская типология экономических систем, в соответствии с которой советский народ строил коммунистическое общество. Однако, история внесла непредвиденные коррективы в процесс строительства коммунистического общества.
С политической ликвидацией СССР постсоветские республики стали выбирать в качестве моделей заимствования экономические системы, которые марксистско-ленинская политическая экономия или не знала, или отрицала.
Неизвестные в марксизме экономические системы были разработаны в теории технологических стадий экономического роста. В соответствии с этой теорией белорусская экономическая система представляет собой индустриальное общество со смешанной экономикой. В долгосрочной перспективе планируется переход к постиндустриальной экономике.
Цель изучения дисциплины:
- понимание логической структуры теории технологических стадий экономического роста.
Задачи изучения дисциплины сводятся к знанию и пониманию структур:
- доиндустриального общества
- индустриального общества с рыночной экономикой
- индустриального общества с централизованной экономикой
- индустриального общества со смешанной экономикой
- постиндустриального общества.
Изучив спецкурс «Теории экономических систем», экономической студент должен:
знать:
- критерии классификации экономических систем;
- виды экономических систем в теории марксизма;
- виды экономических систем в теории конвергенции;
- виды и структурные характеристики экономических систем в теории технологических стадий экономического роста.
уметь:
- интерпретировать развитие экономических систем в историческом процессе;
- идентифицировать экономические системы исторически и географически.
Содержание учебного материала (темы, понятия темы).
№ п/п | Наименование темы | Содержание |
1. | Типология экономических систем. | Предмет курса «Теории экономических систем». Функции курса. Концепции сравнительного анализа экономических систем. Понятие экономической системы в различных научных школах. Классификация экономических систем в марксизме. Классификация экономических систем в теории технологических стадий экономического роста. Классификация экономических систем в теории конвергенции. |
2. | Доиндустриальное общество: историко-географические особенности и тенденции развития. | Понятие доиндустриального общества. Характеристика технологического уклада. Формы доиндустриального общества. Формы личной зависимости в доиндустриальном обществе. Особенности товарно-денежных отношений в доиндустриальном обществе. Формы трудовой мотивации. Исторические тенденции развития доиндустриального общества. |
3. | Индустриальное общество: рыночная экономика. | Понятие индустриального общества. Характеристика технологического уклада. Понятие рыночной экономики. Значение рыночной модели для генезиса и развития индустриального общества. Институты рыночной экономики в индустриальном обществе. Структура технологических инноваций в индустриальном обществе. Структура организационных инноваций в индустриальном обществе. Проблемы развития индустриального общества в рамках рыночной модели. Исторические тенденции развития индустриального общества в рамках рыночной модели. |
4. | Индустриальное общество: плановая экономика. | Понятие плановой экономики. Значение централизованного планирования для генезиса и развития индустриального общества. Основные характеристики системы централизованного планирования (на примере СССР). Институты плановой экономики. Уровни планирования. Проблемы функционирования плановой экономики. Проблемы развития индустриального общества в рамках плановой системы. Исторические тенденции и результаты развития индустриального общества в рамках системы централизованного планирования. |
5. | Индустриальное общество: смешанная экономика. | Понятие смешанной экономики. Институты смешанной экономики. Смешанная экономика в теории конвергенции экономических систем. Модели смешанной экономики в западных странах. Модели смешанной экономики для постсоветских стран. |
6. | Постиндустриальное общество. | Понятие постиндустриального общества. Характеристика технологического уклада. Роль знаний. Человеческий капитал. Информационная революция. Глобализация экономики. Постиндустриальное общество в исторической реальности. Проблемы функционирования постиндустриального общества. Тенденции развития постиндустриального общества. Догоняющее развитие. |
Учебно-методическая карта дисциплины
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные методические пособия и др.) | Литература | Форма контроля знаний | |||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа студента | |||||
1. | Типология экономических систем. | - | - | Электронные издания: учебниклитература, лекции | Осн: [2],[3], [9]. Доп.: [3], [4], [6], | Опрос, подготовка рефератов, тестиро- вание. | ||
Доиндустриальное общество: историко-географические особенности и тенденции развития. | - | - | Электронные издания: учебниклитература, лекции | Осн: [2] Доп.: [1], [2], [6]. | Опрос, подготовка рефератов, тестирование/ | |||
Индустриальное общество: рыночная экономика. | - | Электронные издания: учебниклитература, лекции | Осн. [8]. Доп. [2], [6]. | Опрос, подготовка рефератов, тестирование/ | ||||
4. | Индустриальное общество: плановая экономика. | - | - | Электронные издания: учебниклитература, лекции | Осн: [1], [7], [8], [13]. Доп. [1], [2], [3], [4]. | Опрос, подготовка рефератов, тестирование/ | ||
Индустриальное общество: смешанная экономика. | - | - | Электронные издания: учебниклитература, лекции | Осн: [12], [14], [15]. Доп.: [2], [4], [6]. | Опрос, подготовка рефератов, тестирование/ | |||
6. | Постиндустриальное общество. | - | - | Электронные издания: учебниклитература, лекции | Осн: [2], [4], [6], [10], [11]. Доп. [5], [6]. | Опрос, подготовка рефератов, тестирование/ | ||
ИТОГО: |
Информационная (информационно-методическая) часть:
основнаялитература:
1. Афанасьев М. П. Логика дефицитной экономики. - М.: Прогресс. - 1991.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.– М.: Аcademia, 1992.
3. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели обществ. - М. Прогресс, 1976.
4. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.- М.: Логос, 2000.
5. Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика: Сравнительный анализ экономических систем: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
8. Корнаи Я. Дефицит. - М.: Наука. - 1990.
8. Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. – М.: Gatalaxy,1994
9. Ойкен В. Экономические системы// Thesis Т.1. Вып.2. – М.: Начала–Пресс, 1993.
10. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 5-17-011040-5
11. Туроу Л. Будущее капитализма. - Новосибирск.: Экор. - 1999.
12. Шлехт О. Благосостояние для всей Европы на основе наступления рыночного хозяйства. - М.: Владар. - 1996.
8. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Прогресс. -1995.
14. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. - М.: Экономика. -1991.
15. Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М.: Начала - Пресс. - 1991.
дополнительная литература:
1. Бор М. З. История мировой экономики. - М.: Дело и сервис. - 1998.
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. - М.:Прогресс. - 1992.
3. Видяпин В.И., Журавлёва Г.П., Петраков Н.Я. и др. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / Пер с общ.ред.- Н.Я. Петракова; Видяпина В.И.; Журавлёва Г.П.. — М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Валлерстайн И. Миросистемный подход в современной западной литературе. -М.: ИМЭ и МОРАН, 1997.
5. Дынкин А.А., Королёв И.С., Хесин Е.С. и др. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред.- А.А. Дынкина, И.С. Королёва, Г.И. Мачавариани. — М.: Магистр, 2008.
6. Тодаро М. И. Экономическое развитие. - М.: ЮНИТИ. - 1997.