Требования к оформлению таблиц и рисунков
Таблица может быть в тексте работы или отнесена в Приложение. При решении вопроса: расположить таблицу в тексте работы или отнести в Приложение, - следует воспользоваться следующим правилом. Если содержание таблицы анализируется (описывается), то она помещается в текст работы (со ссылкой), если же только упоминается, то следует её отнести в Приложение.
Таблица должна быть компактной и содержать только те исходные данные, которые непосредственно отражают исследуемое социально-экономическое явление. Изначально следует решить, какие таблицы (и сколько) следует сформировать для представления ваших данных в зависимости от цели исследования. Необходимо избегать повторов показателей из таблицы в таблицу. Достаточно сделать в тексте ссылку на те, или иные данные.
Располагается таблица после упоминания в тексте, - для этого используется ссылка на таблицу (в скобках). При этом она может располагаться сразу после ее упоминания в тексте, если позволяет место, либо на 1-2 абзаца ниже на следующей странице. Следует помнить, что заголовки нельзя отрывать от таблицы. Если таблица не умещается, то ее можно перенести на следующую страницу, предварительно сделав на нее ссылку. При этом текста должно быть достаточно для заполнения конца страницы. Недопустимо располагать две таблицы без текста между ними и ссылок.
При оформлении содержательной части таблицы следует придерживаться следующих правил:
− Однородная информация, располагаемая в столбцах (графах) таблицы завершается строкой «Итого», «Всего»;
− Взаимосвязанные данные, характеризующие одну из сторон анализируемого явления, располагают в соседние графы;
− Графы и строки должны содержать единицы измерения, в соответствии с общепринятыми сокращениями (чел., руб. и т.д.). Следует избегать отдельной графы «Единицы измерений»;
− Сопоставляемую в ходе анализа информацию следует располагать в соседних графах или строках или по степени убывания признака;
− Числа в графах таблицы следует форматировать по центру, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой, четко соблюдая при этом разрядность.
− По возможности числа целесообразно округлять с одинаковой степенью точности.
Отсутствие данных в таблице отмечается по-разному: 1) если данная позиция не может заполняться, то ставится знак «Х»; 2) если по какой-либо причине нет сведений, то ставится многоточие «…», или «Нет свед.»; 3) при отсутствии явления клетка заполняется тире «-» или остается пустой. Для отображения очень малых чисел используются обозначения «0,0», «0,00», предполагающие возможность наличия числа.
Таблицу следует выделять из текста свободными строками. При этом строки между словом «Таблица», ее заголовком и самой таблицей не пропускаются.
Следует также иметь в виду, что после каждой таблицы в тексте необходимо делать выводы.
Диаграммы, выполненные с использованием Мастера диаграмм, схемы, чертежи, фотографии и другие графические объекты носят общее название «Рисунок».
Каждый рисунок может содержать только один графический (иллюстративный) объект. Чертежи выполняются в соответствии с правилами, установленными стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) ГОСТ 2.301−68 и др. Основные буквенные обозначения, применяемые в конструкторских документах всех отраслей промышленности, установлены ГОСТ 2.321-84.
Рисунок размещается под текстом, в котором впервые дана на него ссылка, в тексте на следующей странице после первого упоминания, а также в Приложении к дипломной работе. На все рисунки, где б они не размещались, должны быть ссылки.
Тематический заголовок рисунка в поле диаграммы удаляется, а подписывается внизу рисунка с указанием номера. Заголовок рисунка содержит те же элементы, что и заголовок таблицы. Рисунок форматируется по центру страницы, без абзацного отступа.
Заголовок (подпись) рисунка не должен отделяться от самого рисунка и переходить на другую страницу.
При оформлении иллюстрации в виде графиков и диаграмм следует учитывать, что помимо графического изображения они в зависимости от их типа должны содержать следующие вспомогательные элементы: оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки, числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей. Если на диаграмме отображаются два или более ряда данных, необходимо ввести условные обозначения (легенду).
Неверное отображение статистических данных в форме диаграммы очень часто приводит к ошибкам и является «графическим хламом». Необходимо поставить цель построения диаграммы и правильно выбрать графический образ в зависимости от содержания отображаемого экономического явления. По сущности отображаемого социально-экономического явления диаграммы делятся на следующие типы:
1) динамики,
2) структуры;
3) сравнение;
4) связи (зависимости) экономических явлений или процессов.
Недопустимо для изображения динамики применять круговую (секторную) диаграмму, и наоборот, для отображения структуры экономического явления применять графический образ в виде столбиковой гистограммы или линейного графика.
Диаграммы сравнения разнообразны. Можно сравнивать изменчивость явления в пространстве, например заработную плату осужденных в различных колониях региона. При этом отчетный период должен быть одинаковым. Или сравнить среднюю заработную плату по УФСИН с заработной платой конкретного предприятия.
Диаграммы связи имеют две оси, то есть являются двухмерными. Для их изображения с использованием Мастера диаграмм применяют только один вид графического образа – точечную диаграмму. Это корреляционное поле, на которое можно добавить выровненные значения (тренд).
Если необходимо сравнить два ряда данных, имеющих различные единицы измерения или порядок цифр, прибегают к диаграмме с двумя осями ординат.
Цифровые данные, изображаемые в виде графика, должны быть однородными. Нельзя, например, на одном графике сравнивать динамику объемов товарной продукции и численность промышленно-производственного персонала. Сравниваемые показатели должны иметь примерно одинаковый порядок цифр. В противном случае столбики гистограммы будут несоразмерно либо велики, либо неразличимы на шкале.
В иллюстрациях допускаются уменьшение размера шрифта до 12 пунктов. Каждый рисунок отделяется от основного текста свободными строками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освоение программы учебного курса «Информационные технологии в экономике» позволяет изучить инструментальные средства и информационные технологии и тем самым обеспечить поддержку работы экономиста в процессе анализа экономической информации и принятия решений в условиях неопределенной рыночной среды. Полученные в процессе обучения знания и навыки, являющиеся результатом изучения по курсу «Информационные технологии в экономике», реализуются в курсовой работе, являющейся итогом самостоятельной и творческой деятельности слушателя.
Процесс написания курсовой работы позволил выполнить следующие задачи на персональном компьютере.
· Изучение вычислительных возможностей современных офисных пакетов, особенно электронных таблиц;
· Освоение графических возможности офисных пакетов для представления экономической информации: диаграмм динамики, структуры, сравнения, связи признаков; построение схем различного уровня сложности, с помощью автофигур, организационной диаграммы;
· Совершенствование навыков экономического анализа на основе вычислений статистических показателей с использованием встроенных функций и диалогового окна «Анализ данных»;
· Получение навыков работы с текстовым редактором - выполнение курсовой работы по предложенной примерной структуре и способам форматирования;
· Разработка различных экономико-математических моделей;
· Разработка инвестиционного проекта в информационной среде Projeсt Expert по собственным данным для своего предприятия.
Таким образом, выполнение курсовой работы в соответствии с данными методическими указаниями позволит слушателям освоить образовательную программу по специальности «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)» и подготовиться к процессу написания дипломной работы (проекта).
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова Т.Н. Финансовые и коммерческие расчёты. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 250 с.
2. Гарнаев А.Ю. Использование Excel и VBA в экономике и финансах. – Спб.: BHV, 2001. – 336 с.
3. Глушаков С.В., Сурядный А.С. Microsoft Excel 2007: пер. с англ. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: АСТ-МОСКВА, 2009. – 512 с.
4. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.
5. Давыдова Л.А. Информационные системы в экономике в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2004. – 280 с.
6. Информационные системы в экономике / под ред. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 1999.
7. Информационные технологии управления: учебное пособие для вузов / под ред. Г.А. Титоренко. 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 439 с.
8. Клочков И.В. Бизнес-план на компьютере: быстро и просто. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
9. Калберг К. Бизнес-анализ с помощью Excel 2000: учеб. пособие / пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 480 с.
10. Левин Д., Стефан Д., Кребиль Т., Беренсон М. Статистика для менеджеров с использованием Microsoft Excel: пер. с англ. 4-е изд. – М.: Вильямс, 2004. – 1312 с.
11. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
12. Финкельштейн Э. PowerPoint 2002: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 407 с.
13. Харт-Дэвис Г. Microsoft Excel 2003: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 426 с.