Доход и прибыль фирмы, источники их образования
Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Прибыль - это конечный финансовый результат экономической деятельности предприятия. В общем виде прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль может быть:
- балансовая
- валовая
- налогооблагаемая (расчетная)
- чистая прибыль предприятия.
Значение и функции прибыли предприятия.
Прибыль = Доходы – Расходы.
Прибыль формируется отдельно в бухгалтерском учёте и для целей налогообложения.
Значение прибыли для предприятия определяется функциями, которые она выполняет.
1)прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Используется для расчета показателей эффективности;
2)прибыль является основным источником развития предприятия;
3)прибыль является источником доходов собственников предприятия (дивиденды), а следовательно, влияет на инвестиционную привлекательность и стоимость предприятия (курс акций);
4)прибыль является одним из источников формирования бюджетов различных уровней.
Доходы от обычных видов деятельности:
Выручка, валовая прибыль (убыток)
- Расходы от обычных видов деятельности:
-себестоимость проданных товаров
-коммерческие расходы
-управленческие расходы
= прибыль (убыток) от продаж
+ прочие доходы
- прочие расходы
= прибыль до налогообложения
- налог на прибыль
= чистая прибыль (убыток).
Налогооблагаемая прибыль формируется по данным налогового учета.
Расчет влияния факторов на прибыль от продаж и чистую прибыль.
Рассматриваются факторы, такие как:
- объем продаж (выручка в сопоставимых ценах)
- изменение цен на продукцию
- себестоимость проданной продукции
- коммерческие расходы
- управленческие расходы
= итого изменение прибыли от продаж
- прочие доходы
- прочие расходы
- налог на прибыль
= итого изменение чистой прибыли.
Данные факторы за счет своего увеличения или сокращения могут положительно или отрицательно повлиять на величину прибыли.
37.Конкуренции в системе рынка: понятие, виды и методы борьбы. Критерии разграничения рыночных структур.
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.
Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:
выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
сводит конкретный труд к общественно необходимому;
содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:
-креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
-приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
-обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей, и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего, выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Критерии рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая
конкуренция, олигополия, монополия.