Эффективность кредитно−денежной политики

Кредитно−денежная политика • часть общеэкономической политики государства; • относительно самостоятельная система воздействия на экономику; • форма косвенного регулирования денежного рынка: комплекс взаимосвязанных мероприятий ЦБ по регулированию совокупного спроса AD через изменение предложения денег MS  
Кредитно−денежная политика призвана стимулировать деловую активность в период спада и ограничивать ее при "перегреве" экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Цели кредитно−денежной политики
Конечные достижение оптимального соотношения между углами "магического 4хугольника"
  • экономический рост • полная занятость (смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капиталов и труда) • стабильность цен • устойчивый платежный баланс  
Эти цели реализуются во взаимодействии с другими направлениями экономической политики − фискальной, структурной, валютной, внешнеторговой.  
Промежуточные • денежная масса, MS • ставка процента, R • обменный курс, EN  
  Реализация этих целей непосредственно относится к деятельности ЦБ: монополия на денежную эмиссию позволяет контролировать наличную составляющую денежного обращения; преобладание депозитной части предложения денег и особая роль ЦБ в формировании кредитных ресурсов банковской системы создает основу для воздействия на объемы банковских кредитов.  
     
Методы кредитно−денежной политики
Общие влияют на рынок ссудных капиталов в целом
  • операции на открытом рынке (купля−продажа государственных ценных бумаг); • учетная (дискόнтная) и ломбардная политика; • изменение норм обязательных резервов; • установление целевых ориентиров динамики денежной массы (таргетирование); • добровольные соглашения; • девизные операции
Селективные направлены на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей (секторов) экономики или предприятий
  • прямое ограничение кредитов путем установления лимитов, квот по учету векселей; • ограничение темпа роста кредитных операций; • установление контроля по отдельным видам кредита; • установление максимальных процентов по отдельным видам вкладов; • регулирование процентных ставок
Общая направленность методов кредитно−денежной политики изменение банковских резервов, а значит, денежной базы MB и в конечном счете денежной массы MS
     
Операции на открытом рынке купля−продажа ЦБ государственных ценных бумаг по рыночному или заранее установленному курсу с последующим совершением обратной сделки
  • наиболее гибкий (рыночный) метод, отражающий активную роль ЦБ и высокую эффективность в коротком периоде, т.к. прямо (непосредственно) влияет на уровень банковской ликвидности; • используется в странах с развитым фондовым (вторичным)рынком, т.к. деятельность ЦБ на первичном рынке запрещена или существенно ограничена законом; • ЦБ заключает контракты с комбанками о купле−продаже государственных ценных бумаг на основе 2х методов: * голландского − по одинаковой ставке процента для всех кредитных институтов, * американского − по разным ставкам процента для разных кредитных институтов
В России основной вид государственных ценных бумаг − ГКО, что делает рынок капитала неустойчивым и зависимым от государственной политики. Высокий уровень доходности ГКО повышает цену на все заемные средства, сдерживая инвестиции в реальный сектор экономики.
Учетная (дискόнтная) политика изменение ставки процента (ставки рефинансирования), по которой ЦБ кредитует коммерческие банки
  • основана на учете и покупке векселей, ранее учтенных комбанками, с удержанием учетного процента (дискόнта)
Учет векселей Рефинансирование приобретение векселей банком до истечения срока их погашения   обмен ценных бумаг с истекшим сроком погашения на новые виды ценных бумаг
  • активно использовалась в 30−40е гг. XX в. (рекомендации Дж.Кейнса) как антикризисный инструмент; 50−60е гг. − как инструмент антиинфляционного регулирования; 70е гг. − как метод валютного регулирования; в настоящее время значение учетной политики снижается, она рассматривается как индикатор направленности КДП
  • с учетной ставкой процента связаны политика "дорогих" и "дешевых" денег
Политика "дорогих денег"   повышение учетного процента и ограничение притока денег в кредитную систему ("сжатие кредита", т.к. банки также повышают свой процент за кредит) используется для борьбы с инфляцией
(продажа гос. облигаций,) ↑R% → ↓RE→ ↓MS→ ↓I(R) → ↓Y,↓ L → ↓ π ↑rr
Политика "дешевых денег"   снижение учетного процента и рост кредитных ресурсов способствует выходу из спада и снижению безработицы
(покупка гос. облигаций,) ↓R% → ↑RE→ ↑MS→ ↑I(R) → ↑Y,↑ L → ↓ u ↓rr
  • дополнением учетной политики является ломбардная (залоговая) политика
Ломбардная политика   предоставление ЦБ ссуд кредитным учреждениям под залог векселей, собственных и государственных ценных бумаг. Ломбардная ставка на 1−2 % превышает уровень учетной ставки (из-за высокого риска) и изменяется вслед за ней.  
Политика обязательных резервов установление минимальной доли депозитов, которую комбанки должны хранить в виде резервов на беспроцентном счете в ЦБ
  • впервые данный метод КДП был применен в США в 1933 г. и в дальнейшем широко использовался практически во всех развитых странах; • с 70х гг. XX в. наблюдается устойчивая тенденция к значительному снижению уровня резервных требований и появление возможности частичной компенсации (выплата процента), что повышает предсказуемость регулирующих мер. Во избежание злоупотреблений максимальный размер обязательных резервов фиксируется в законе (Франция, Германия и др.). В рамках ЕВС 1.01.1999 г. введены единые резервные требования для стран-членов. Одновременно в ряде стран (Великобритания, Канада, Люксембург) резервные требования были отменены как малоэффективные; • наиболее жесткий ("грубый") метод КДП, непригодный для текущего оперативного регулирования. Пересмотр резервных требований происходит 1−2 раза в год, причем величина обязательных резервов различна по видам вкладов (до востребования, срочным, валютным).
Добровольные соглашения   соглашения между ЦБ и комбанками о добровольном ограничении последними своей кредитной деятельности. Со своей стороны ЦБ обязуется информировать кредитные учреждения о возможных негативных последствиях КДП.
Успешность использования этого метода зависит от наличия доверия к ЦБ и возможности "мягкого давления" на коммерческие банки.
Девизные операции   купля−продажа ЦБ инвалюты (валютные интервенции) для поддержания в определенных пределах курса национальной валюты  
Эффективность кредитно−денежной политики
Преимущества • гибкость и оперативность принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой; • свобода от политического давления (относительная независимость ЦБ); • отсутствие внутреннего лага
Недостатки 1) ЦБ не может полностью контролировать предложение денег (циклическая асимметрия): • комбанки самостоятельно определяют величину избыточных резервов. Поэтому политика "дешевых" ("дорогих") денег лишь создает предпосылки для расширения (сокращения) предложения денег MS и увеличения (уменьшения) совокупных расходов AE (прежде всего инвестиций), но она не гарантирует, что банки воспользуются этой возможностью; • ЦБ не может точно предусмотреть объем кредитов, выдаваемых коммерческими банками; • величина коэффициента депонирования cr определяется поведением населения и причинами, не связанными с действиями ЦБ.   2) изменение предложения денег MS может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег V в силу обратной связи между ними (кейнсианская точка зрения): ↑ MS (политика дешевых денег) → ↓R → ↑ Mda→ ↓V ↓MS (политика дорогих денег) → ↑R → ↓ Mda→ ↑V 3) невозможность одновременно стабилизировать предложение денег MS и ставку процента R: стабилизация MS сопровождается колебаниями ставки процента, дестабилизируя экономику; стабилизация R (снижение до первоначального уровня) предполагает увеличение MS, провоцируя раскручивание инфляции (↑ π). В свою очередь для снижения R необходимо сократить предложение денег, что вызовет сокращение совокупных расходов AE, падение производства и углубление спада.
ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ
Классическая модель Кейнсианская модель
  1. Макроэкономическая политика всегда пассивна, т.к. рыночная экономика внутренне стабильна и автоматически восстанавливает равновесие через гибкие номинальные показатели − цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента. Поэтому вмешательство государства усиливает нестабильность и должно быть минимальным.   1. Макроэкономическая политика должна быть активной из-за внутренней нестабильности рыночной экономики. Нестабильность связана с недостаточной гибкостью рынка труда, жесткой заработной платой и неэластичностью цен в сторону понижения.
  2. Основное уравнение − уравнение обмена: MV = PY совокупные совокупные расходы потребителей = доходы продавцов     2. Основное уравнение − уравнение совокупных расходов AE: Y = C + Ig + G + Xn
Оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике
  3. Фискальная политика имеет второстепенное значение, т.к. вызывает эффект вытеснения и провоцирует инфляцию, снижая тем самым ее стимулирующее влияние.   3. Фискальная политика имеет первостепенное значение, т.к. госзакупки G оказывают непосредственное влияние на величину AD с мультипликативным эффектом на потребление; налоги T − эффективно воздействуют на потребление C и инвестиции I.
  4. Монетарная политика эффективна в силу непосредственной связи между изменением предложения денег MS и ВНП.   4. Монетарная политика неэффективна из-за длинного "передаточного механизма". Связь между предложением денег и ВНП опосредована движением ставки процента, влияющей на инвестиции.
Определенные трудности осуществления стабилизационной политики связаны с наличием временных лагов фискальной и монетарной политики.  
Фискальная политика характерны внутренние лаги, т.к. предполагают длительные обсуждения в парламенте. Внутренний лаг − это промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер правительством.
Монетарная политика характерны внешние лаги, т.к. ее воздействие на AD происходит через определенный передаточный механизм. Внешний лаг − это промежуток времени между принятием решения и реакцией экономики на него.
В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1 − 2 года.  
СТИМУЛИРУЮЩАЯ КДП В МОДЕЛЯХ AD−AS и IS−LM  
Кейнсианская теория является теорией "эффективного спроса" при активном вмешательстве государства. В модели AD−AS можно выделить краткосрочный и долгосрочный эффект стимулирующей КДП. Эффективность кредитно−денежной политики - student2.ru Увеличение предложения денег MS (политика "дешевых денег") на кейнсианском отрезке кривой AS приводит в движение механизм краткосрочного регулирования денежного рынка: ↑MS → ↓R → ↑I(R) → ↑Y, ↑L → ↓u В долгом периоде (классический отрезок) увеличение предложения денег MS вызовет только повышение уровня цен. Появление адаптивных ожиданий на дальнейший рост цен в будущем спровоцирует новый всплеск AD и новый виток инфляции: ↑MS → ↑P → Eинфл → ↑ AD → ↑π В этих условиях необходимо постоянное вмешательство государства в экономику в виде новых денежных инъекций, что фактически означает ее инфляционное финансирование.
выводы
• главное − стимулирование эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая является дополнительным генератором совокупного спроса AD; • длинный "передаточный механизм" значительно снижает эффективность КДП по сравнению с мерами бюджетно−налогового регулирования.  
Анализ стимулирующей монетарной политики в модели IS−LM приводит к аналогичным выводам. Чрезмерное увеличение предложения денег может привести экономику либо в "ликвидную ловушку" (ставка процента, достигнув критически низкого уровня, перестает реагировать на увеличение денежной массы), либо в "инвестиционную ловушку" (изменение ставки процента не влияет на инвестиционный спрос вследствие пессимистических ожиданий предпринимателей). В обоих случаях взаимодействие товарного и денежного рынков прекращается. Вывести экономику из этих "ловушек" может только стимулирующая бюджетно−налоговая политика (БНП) в отношении инвестиций.  

Наши рекомендации