Методы экономической теории
М.Д. СТРОГАНОВА
Е.Б. ОРЛОВА
Микроэкономика
(часть I)
Учебное пособие
для бакалавров направления экономика
(профиль налоги и налогообложение)
Краснодар 2015
ББК
УДК
Л.
Автор: Е.Б. Орлова – доцент кафедры экономической теории КубГАУ
М.Д. Строганова - доцент кафедры экономической теории КубГАУ
Рецензент:
В учебном пособии по микроэкономике представлен материал, предусмотренный Государственным образовательным стандартом и рабочей программой для направления «Экономика». В пособии в краткой форме изложены основные теоретические вопросы курса экономической теории.
Пособие предназначено преподавателям ВУЗов и студентам в помощь для подготовки к лекциям и практическим занятиям.
Содержание | |
1 Базовые экономические | |
1.1 Введение в экономическую теорию | |
1.2 Методы экономической теории | |
1.3 Потребности, ресурсы, выбор | |
2 Рынок: механизм и условия формирования | |
2.1 Проблема оптимального выбора | |
2.2 Рынок | |
2.3 Экономические системы | |
2.4 Функции государства в рыночной экономике | |
3 Рыночная система: спроси предложение | |
3.1 Спрос | |
3.2 Предложение | |
3.3 Равновесная цена | |
3.4 Эластичность спроса | |
4 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ | |
5 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ | |
5.1 Издержки производства и прибыль | |
5.2 Эффект масштаба | |
6 ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР | |
6.1 Совершенная конкуренция | |
6.2 Чистая монополия | |
6.3 Олигополия | |
6.4 Монополистическая конкуренция | |
6.5 Антимонопольное регулирование | |
7 РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА | |
7.1 Факторы производства. Спрос и предложение труда | |
7.2 Капитал и процент | |
7.3 Источники инвестирования | |
7.4 Рынок земли | |
8. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ | |
8.1 Закон убывающей предельной производительности | |
8.2 Правила максимизации прибыли | |
8.3 Внешние эффекты и общественные блага | |
8.4 Общее равновесие и благосостояние | |
Литература |
Базовые экономические понятия
Введение в экономическую теорию
Любое общество ежедневно должно решать три основные проблемы:
- что – какие товары и услуги должны быть произведены, и в каком количестве;
- как– каким образом эти товары и услуги должны быть произведены;
- для когодолжны быть произведены эти товары и услуги.
Основная экономическая проблема заключается в конфликте между безграничными человеческими потребностями и ограниченными ресурсами. Если бы ресурсы не были ограниченны, каждый мог бы иметь все, что пожелает: каникулы любой продолжительности, произведения живописи, быстроходные спортивные машины, элегантные меховые пальто и т.д. Даже в США (богатейшей стране мира) практически каждый хочет иметь больше, чем он имеет или может иметь.
Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как и для кого производить.
Два уровня поиска решения этой проблемы сформировали микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает рациональное поведение отдельного экономического субъекта как элемента экономической системы, макроэкономика– экономическую систему в целом.
Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:
- как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег;
- каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения (о количестве используемых факторов производства или объеме выпускаемой продукции);
- что лежит в основе формирования цен и объемов продажи на отдельных отраслевых рынках;
- каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок земли и рынок капитала.
Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые изучает макроэкономика – это проблемы экономического роста, безработицы, инфляции, анализ экономической политики и т.д.
Следует обратить внимание, что водораздел, проходящий между этими двумя частями экономической науки, часто не достаточно четко выражен. Далеко не всегда можно сказать, что некоторое понятие или какая-либо проблема однозначно относятся к микро- или макроэкономике. Здесь речь идет именно о разных уровнях анализа проблемы. Так, безработица как общенациональная проблема, связанная со спадом производства в стране - это аспект макроэкономики. Безработица, возникающая на отдельном отраслевом рынке - микроэкономическая проблема.
Субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ, называются экономическими агентами. К ним относятся фирмы и предприятия всех размеров, государство, различные фонды, домохозяйства.
В процессе решения основных экономических задач между экономическими агентами складываются определенные отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления производимых благ и услуг. Совокупность экономических связей является одним из предметов изучения экономической теории.
Методы экономической теории
Различают теорию и методологию исследований. Теория – это системное изложение научного знания, а методология – учение о методах и способах познания, применяемых наукой. Методы можно разделить на общие и частные.
1. Общие методы: диалектика, посредством которой события рассматриваются в движении, взаимосвязи и развитии, в переходе количественных изменений в качественные и наоборот; метафизикав противовес диалектике рассматривает явления разрозненно, изолированно, в состоянии покоя и неизменяемости.
2. Частные методы. Для изучения составных частей единого целого используют анализ, для соединения составных частей в единое целое - синтез. Для изучения в процессе анализа части предмета, не принимая во внимание другие его составляющие, используют метод научных абстракций. Осмысление экономических явлений и механизмов осуществляется при помощи моделирования,то есть упрощенного описания реальности.
В процессе исследования экономическая теория использует экономические категории – логические понятия, отражающие в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений. Экономические законы – это устойчивые, повторяющиеся связи в хозяйственных явлениях.
Функции экономической теории:
- познавательная – изучение сущности экономических явлений и процессов;
- теоретико-методологическая – выявление общих принципов поведения экономических субъектов и применение этих принципов при изучении проблем другими экономическими дисциплинами;
- практическая – использование полученных знаний в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом.