Формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению«Экономика»:
а) общекультурных (ОК):
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы,происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нестиза них ответственность (ОК-8);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10).
б) профессиональных (ПК):
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие экономическую деятельность;
- основные законы микроэкономики;
- природу и структуру современных экономических процессов на микроуровне экономической деятельности;
- принципы функционирования различных рынков в структуре национальной экономики;
- структуру современной экономической системы и взаимосвязь её элементов;
- формы современных международных экономических связей и их особенностей, инструментов, проблемных аспектов.
уметь:
- использовать методологию анализа текущей рыночной конъюнктуры на микро- и макроуровне экономической деятельности;
- формировать стратегии возможного развития событий;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить обзоры по вопросам изучаемой дисциплины.
иметь представление:
- о сущности экономических интересов и источниках рыночной конкуренции;
- о целевых установках потребительского поведения и рационализация потребительского выбора в условиях жёстких бюджетных ограничений;
- о параметрах равновесия на рынках товаров и услуг, труда, капитала, земли;
владеть:
- навыками рыночного позиционирования продукта;
- специальной экономической терминологией;
- методами прогнозирования спроса и рыночной конъюнктуры, оценки уровня рыночной монополизации;
- методами определения экономической эффективности и эффекта принимаемых экономических решений;
приобрести практические умения и навыки:
- в области категориального и методического аппарата факторного, стоимостного и отраслевого анализа процесса общественного производства;
- использования методологических принципов анализа рыночной конкуренции, спроса;
- выделения значимых факторов, влияющих на поведение экономических агентов, исходя из законов микроэкономики;
- расчетов эффективности и эффекта, оценки результатов принимаемых решений.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Название разделатемы. Формы промежуточного и итогового контроля | Всего | Количество часов | |||
Аудиторные занятия | Самостоя- тельная работа | |||||
лекции | семинары | практические занятия | ||||
Раздел 1. Введение в экономическую теорию | ||||||
1.1 | Генезис, предмет и метод экономической теории | - | - | |||
1.2 | Базовые экономические понятия | - | ||||
1.3 | Производство, ресурсы и факторы производства | |||||
Раздел 2. Субъектно-объектная структура рыночных отношений | ||||||
2.1 | Товарное производство. Рынок, его структура и механизм функционирования | |||||
2.2 | Конкуренция и частная собственность как атрибуты рынка . | |||||
2.3 | Основы теории спроса и предложения | - | ||||
2.4 | Доходы в рыночной экономике | - | - | |||
Раздел 3. Виды рыночных структур | ||||||
3.1 | Фирма в рыночной экономике. Издержки и прибыль | |||||
3.2 | Критерии разграничения рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции | - | ||||
3.3 | Рынок монополии и антимонопольная политика | - | - | |||
3.4 | Рынки монополистической конкуренции и олигополии | |||||
Раздел 4. Рынки факторов производства | ||||||
4.1 | Экономические ресурсы: производство и спрос. | |||||
4.2 | Рынок труда и заработная плата | |||||
4.3 | Рынки капитала и земли. Рента, процент, прибыль | - | ||||
Зачет | ||||||
Итого за семестр: |
ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1.Введение в экономическую теорию