Необходимость общей модели
Модель спроса и предложения для одного товара не дает ответов на несколько важных экономических вопросов, а именно:
1. Почему вообще цены увеличиваются и уменьшаются.
2. Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды, а в другие периоды резко повышается.
3. Что определяет реальный объем национального производства и почему в определенные периоды он увеличивается, в другие периоды резко сокращается по сравнению с предшествующим уровнем.
Для того чтобы ответить на эти важные вопросы, прежде всего, необходимо объединить или агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Объединение всех цен в уровень цен и всего количества товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием, а уровень цен и реальный объем национального производства называется агрегатами или совокупностями.
Совокупный спрос.
Определение: совокупный спрос показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители внутри страны, предприятия, правительство и зарубежные потребители готовы купить при любом возможном уровне цен.
Рисунки показывают, что кривая совокупного спроса АД отклоняется вниз и вправо точно также, как кривая спроса на отдельный товар Д. Однако причины такого отклонения у кривых АД и Д разные.
Для кривой спроса на отдельный товар (кривая Д) причинами являются «эффекты дохода и замещения». Это значит, что при увеличении цены товара, потребитель может купить аналогичный товар по более низкой цене. Следовательно, реальный доход потребителя не изменится. Таким образом, кривая спроса на отдельный товар предполагает постоянные доходы потребителей.
Но эффектами дохода и замещения нельзя объяснить характер кривой совокупного спроса АД, потому что здесь речь идет о совокупностях, об изменении уровня цен в целом, следовательно, принцип «один товар дешевле другого» не применим. Таким образом, кривая совокупного спроса предполагает изменяющиеся доходы населения.
Характер кривой совокупного спроса АД определяют следующие факторы:
1. Эффект процентной ставки. (цена за использование денег). Эта цена и есть процентная ставка.
2. Эффект материальных ценностей или эффект богатства. При прогнозируемой инфляции в течение какого-то времени может наблюдаться значительный рост потребительских расходов и, следовательно, совокупного спроса. Такая ситуация в экономике получала название «эффекта Пигу».
3. Эффект импортных закупок.
Эти факторы имеют одну общую черту: являются ценовыми факторамисовокупного спроса.
чтобы понять, что приводит к изменению в объеме национального выпуска необходимо отличать «изменение в объеме совокупного спроса» на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от «изменений в совокупном спросе», вызванных изменением неценовых факторов, которые приводят к смещению всей кривой.
К основным неценовым факторам совокупного спроса относятся:
I. Факторы, изменяющие потребительские расходы:
1. Благосостояние потребителей.
2. Ожидания потребителей.
3. Задолженности потребителей.
4. Налоги с потребителей.
II. Факторы, изменяющие инвестиционные расходы предприятий:
1. Процентные ставки.
2. Ожидаемые прибыли от инвестиций.
3. Технология производства.
4. Налоги с предприятий.
5. Избыточные мощности предприятий. избыточные мощности есть наличный неиспользуемый капитал.
III. Изменения в государственных расходах на чистый объем экспорта.
IV. Факторы, изменяющие расходы на чистый объем экспорта данной страны.Национальный доход других стран. Валютные курсы.
Совокупное предложение.
Определение: совокупное предложение показывает уровень наличного реального объема национального производства при каждом возможном уровне цен.
Таким образом, кривая совокупного предложения АS состоит из трех отрезков: 1 – кейнсианский (горизонтальный); 2 – промежуточный или восходящий (отклоняющийся вверх); 3 – классический (Вертикальный).