Объяснение общей схемы концептуальной модели исследования

Выбрав из теории понятия для концептуальных моделей независимой и зависимой переменной, необходимо объяснить общую концептуальную схему предмета исследования.

Социализация индивида - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[9].

Одним из важнейших этапов социализации является профессиональное самоопределение личности. Для разных этапов социализации личности характерны разные типы «доминантной деятельности». Э. Ф. Зеер выделяет следующие «типы доминантной деятельности» в разных возрастных периодах взрослости: юность (18-23 года) – профессиональное самоопределение личности, молодость (24-27 лет) – непосредственный поиск работы, и зрелость (28-60 лет) – самореализация личности в конкретной профессии.

Юности соответствует начальное формирование профессиональных намерений и ориентаций индивида, поэтому именно этот жизненный этап наиболее интересен для изучения.

На профессиональное самоопределение старшеклассника влияет множество различных факторов, в том числе первичные референтные группы, в которые он включен: семья, друзья, одноклассники, учителя, ближайшие соседи.

Друзья как референтная группа являются важнейшим фактором, оказывающим влияние на профессиональное самоопределение старшеклассника. Процесс профессионального самоопределения во многом чрезвычайно сложен и разнообразен. Для каждого человека выбор будущей профессии - очень серьёзный шаг, и потому нередко для того, чтобы сделать выбор в отношении той или иной профессии, старшеклассник обращается за советами к своим друзьям, мнение которых зачастую оказывается важнее мнения ближайшей референтной группы (семьи), или просто выбирает ту же профессию, что и друг, или же друзья латентно навязывают старшекласснику свои ценности. Хорошо известно, что не всегда советы друзей бывают полезны старшекласснику при выборе будущей профессии (неоправданные ожидания по поводу выбранной профессии).

Недостаточное количество исследований данного вопроса и относительная новизна самого явления препятствуют раскрытию всех, как положительных, так и отрицательных сторон влияния друзей на профессиональное самоопределение старшеклассника.

Для формулирования зависимой переменной исследования был выбран первый этап взрослости личности» – «юность», которому соответствует первый тип «доминантной деятельности» - закладываются основы профессионального самоопределения старшеклассника. Для независимой переменной был выбран второй тип референтной группы – «друзья», которые оказывают наибольшее влияние на профессиональное самоопределение старшеклассника.

На основании полученных результатов можно сформулировать уточненный исследовательский вопрос.

Исследовательский вопрос:

Как различные типы референтных групп влияют на профессиональное самоопределение личности?

Уточнённый исследовательский вопрос:

Как друзья (один из типов референтных групп) влияют на старшеклассника (относится к периоду «юность»), в процессе его профессионального самоопределения?

§5.Выбор контрольной переменной для уточнения описательно-объяснительной модели исследования

Следующий этап работы – выбор контрольной переменной, которая поможет определить степень непротиворечивости данных. Она объясняет механизмы прямой взаимосвязи между зависимой и независимой переменной.

Объяснение общей схемы концептуальной модели исследования - student2.ru Объяснение общей схемы концептуальной модели исследования - student2.ru Объяснение общей схемы концептуальной модели исследования - student2.ru Объяснение общей схемы концептуальной модели исследования - student2.ru Объяснение общей схемы концептуальной модели исследования - student2.ru Таким образом, влияние независимой переменной на зависимую осуществляется через переменную «уровень родительского контроля», выбранную в исследовании в качестве контрольной переменной.


Если связь, обозначенная в данной схеме, не подтвердится в ходе обработки данных и анализа полученных результатов, то это будет означать, что предположение о наличии зависимости между независимой и зависимой переменными было верным.


Связь между контрольной и зависимой переменными:

Чем больше уровень родительского контроля за старшеклассником, тем больше уровень его стремления в самореализации посредством профессионального самоопределения.

Чем меньше уровень родительского контроля за старшеклассником, тем меньше уровень его стремления в самореализации посредством профессионального самоопределения.

Связь между контрольной и независимой переменными:

Чем больше уровень родительского контроля, тем больше степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника.

Чем меньше уровень родительского контроля, тем меньше степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника.

Теперь, на основе проведенного анализа зависимости между переменными, можно сформулировать гипотезы - основания данного исследования.

Вывод:В данном разделе был произведен выбор контрольной переменной (уровень родительского контроля), которая поможет определить степень непротиворечивости данных, и показана связь между контрольной и зависимой переменными, и контрольной и независимой переменными.

Раздел III. Построение гипотез исследования влияния референтной группы (друзей) на формирование профессионального самоопределения личности (старшеклассника).

§1.Обоснование и построение гипотезы-основания исследования

В этом параграфе необходимо сформулировать гипотезу – основание исследования. Итогом этой деятельности должно стать получение новых научных утверждений, обогащающих знание о социальной действительности.

Перед выдвижением гипотезы-основания, необходимо обозначить основы её выдвижения. Поскольку объяснение влияния друзей на профессиональное самоопределение старшеклассника было дано при объяснении концептуальной схемы предмета исследования, здесь лишь подытожим и уточним то, что было сказано выше.

Когда старшеклассник начинает свое профессиональное самоопределение, он естественно задумывается о том, насколько возможно ему будет самореализоваться в жизни посредством выбранной профессии.

При выборе жизненных ценностей и ориентаций, в том числе и при выборе будущей профессии, очень многие старшеклассники обращают внимание на ближайшую к ним референтную группу - на своих друзей, так как в этом возрасте именно друзья оказывают большее влияние на них, нежели родители, или какая-либо другая референтная группа.

Следовательно, уровень стремления в самореализации у старшеклассника зависит от уровня стремлений и ценностных ориентаций его друзей. Если школьник имеет сильных, развитых и целеустремленных друзей, то он, естественно, стремится быть таким же, как они, или даже лучше их. А если его друзья наоборот ни к чему не стремятся в жизни, то это является, либо дополнительным стимулом для стремления старшеклассника к самореализации, в стремлении не стоять на месте и многого добиться, либо остаться на одном уровне с ними и ни к чему не стремиться.

На основании всего сказанного, сформулируем гипотезу-основание:

«Чем выше степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника, тем выше уровень его стремления в самореализации посредством профессионального самоопределения».


Произведем проверку гипотезы на объяснимость

Сформулированную гипотезу-основание необходимо проверить на объяснимость. Объяснение гипотезы будет проведено, исходя из теоретической основы данного исследования.

Опираясь на теорию референтно-группового поведения Р. Мертона, заметим, что человек (в нашем случае – старшеклассник) принимает ценности и стандарты других людей и групп в качестве референтной системы координат, и берет в качестве основы для сравнения с собой ситуацию людей, с которыми он находится в прямом социальном взаимодействии: в первую очередь – внутреннюю группу друзей.

По Э. Ф. Зееру реализация в профессиональной деятельности – это своеобразный критерий, который позволяет человеку не только быть востребованным, но и понять, состоялась ли его жизнь или не состоялась; профессиональное самоопределение он отождествляет с прогрессивным изменением человека, его саморазвитием и самореализацией.

Следовательно, можем предположить существование прямого влияния ценностных ориентаций друзей на самореализацию старшеклассника посредством его профессионального самоопределения.

Таким образом, была обоснована правомерность использования данной гипотезы-основания.

Теперь, на основе связи между контрольной переменной с зависимой и независимой, будут сформулированы дополнительные гипотезы-основания:

Влияние контрольной переменной на независимую переменную:

«Чем больше уровень родительского контроля, тем больше степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника».

Влияние контрольной переменной на зависимую переменную:

«Чем больше уровень родительского контроля за старшеклассником, тем больше уровень его стремления в самореализации посредством профессионального самоопределения».

Вывод: В параграфе была сформулирована гипотеза-основание данного социологического исследования: «Чем выше степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника, тем выше уровень его стремления в самореализации посредством профессионального самоопределения», объяснена и доказана правомерность ее утверждения, а также сформулированы дополнительные гипотезы-основания, показывающие связь между контрольной и независимой, и контрольной и зависимой переменными.


§2.Построение показателей для переменной исследования процесса формирования профессионального самоопределения личности (старшеклассника)

Сформулировав гипотезу-основание и обосновав ее правомерность, необходимо перейти к построению гипотез-следствий. Но прежде чем сформулировать гипотезы-следствия, нужно построить показатели для переменных исследования. В этом параграфе будут построены показатели для переменной исследования процесса формирования профессионального самоопределения личности (старшеклассника), то есть для объекта исследования.

Ранее была выделена переменная – уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения. Эта переменная рассматривается как зависимая, поскольку она характеризует объект исследования, состояние которого предположительно является следствием влияние другого явления, обозначенного как независимая переменная. Теперь для зависимой переменной будут построены социальные показатели и обоснована правомерность их использования.

Рассмотрим зависимую переменную, а именно «уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения». В качестве показателей здесь могут выступать:

Ø психологическая удовлетворенность жизнью

Ø установление новых связей, знакомств

Ø совместный досуг

Ø власть (стремление занять высокую должность)

Ø получение новых знаний, умений и навыков

Ø материальная обеспеченность

Ø труд (стремление заниматься любимым делом)

Обоснование правомерности использования этих показателей:

Самореализация — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны[10]. Соответственно, если человек самореализован в обществе, то он будет психологически удовлетворен своей жизнью. А самый распространенный способ самореализации человека – самореализация за счет выбранной профессии. Также отметим, что самореализация человека посредством выбранной им профессии заключается в получении новых знаний, умений и навыков, удовлетворении стремлений к труду (занятию любимым делом), материальной обеспеченности и власти, а также в установлении новых связей, знакомств и проведении своего досуга.

Вывод: Выбранные показатели полностью характеризуют зависимую переменную данного исследования – уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения.


§3.Построение показателей для переменной исследования влияния референтной группы (друзей)

В этом параграфе будут построены показатели для исследования степени влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника как фактора, влияющего на стремление старшеклассника в самореализации посредством профессионального самоопределения, то есть для предмета исследования и независимой переменной. Теперь для независимой переменной необходимо построить социальные показатели и обосновать правомерность их использования.

Рассмотрим независимую переменную, а именно «степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника». В качестве показателей здесь могут выступать:

Ø авторитет друзей

Ø теснота дружеских отношений

Ø схожесть интересов

Ø уровень конформности личности

Ø самооценка личности

Обоснование правомерности использования этих показателей:

Друзья как референтная группа оказывают очень большое влияние на личность, хотя зачастую это влияние неосознаваемо самой личностью. При принятии важных решений в жизни, в частности при выборе профессии, человек советуется со своими друзьями или просто прислушивается к их мнению и отношению к данной проблеме. Степень влияния друзей старшеклассника зависит от того, насколько сильный авторитет они имеют в своем кругу, от степени тесноты дружеских отношений между друзьями (чем ближе личность общается с друзьями, тем сильнее их влияние на нее), также от схожести интересов у друзей. Еще при общении с друзьями раскрывается характер самой личности и ее положение в обществе, поэтому мы также используем такие показатели, как уровень конформности личности (насколько человек подвержен чужому влиянию) и уровень самооценки личности.

Вывод: Таким образом, выбранные показатели полностью характеризуют независимую переменную данного исследования – степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника.


§4. Построение показателей для контрольной переменной исследования уровня родительского контроля

В этом параграфе будут построены показатели для контрольной переменной исследования – влияние уровня родительского контроля на степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника и на стремление старшеклассника в самореализации посредством профессионального самоопределения. Теперь для контрольной переменной необходимо построить социальные показатели и обосновать правомерность их использования.

Рассмотрим контрольную переменную, а именно «уровень родительского контроля». В качестве показателей здесь могут выступать:

Ø авторитет родителей

Ø лояльность в воспитании ребенка

Ø родительский статус в обществе

Ø материальное положение семьи

Обоснование правомерности использования этих показателей:

Родители воспитывают ребёнка с самого рождения, заботятся о его материальном и духовном благополучии до достижения им совершеннолетия. Роль родителей в отношении ребёнка имеет сложный и глубокий характер и колеблется в зависимости от культуры, религии и народа. Родители как воспитатели несут тоже ответственность за поведение своего ребёнка в обществе. Поэтому влияние родителей на ребенка очень велико, но оно зависит от таких показателей, как их авторитет у ребенка, уровень лояльности воспитания (сила контроля за ребенком), статус родителей в обществе (чем более высокий статус у родителей, тем больше дети будут прислушиваться к их мнению), также от материального положения семьи.

Вывод: Данные показатели характеризуют контрольную переменную исследования – уровень родительского контроля за старшеклассником.

Модель показателей

Независимая переменная
Название переменной Название показателей
Степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника Øавторитет друзей Øтеснота дружеских отношений Øсхожесть интересов Øуровень конформности личности Øсамооценка личности
Зависимая переменная
Название переменной Название показателей
Уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения Ø психологическая удовлетворенность жизнью Ø установление новых связей, знакомств Ø совместный досуг Ø власть (стремление занять высокую должность) Ø получение новых знаний, умений и навыков Ø материальная обеспеченность Ø труд (стремление заниматься любимым делом)
Контрольная переменная
Название переменной Название показателей
  Уровень родительского контроля за старшеклассником   Øавторитет родителей Øлояльность в воспитании ребенка Øродительский статус в обществе Øматериальное положение семьи

§5. Обоснование и построение гипотез-следствий исследования

После того, как были построены и обоснованы показатели для зависимой и независимой переменных, а также контрольной переменной необходимо перейти к формулировке и объяснению гипотез-следствий. Ранее была сформулирована гипотеза-основание:

ЕСЛИ «Чем выше степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника, тем выше уровень его стремления в самореализации посредством профессионального самоопределения», ТО:

Теперь на основе проделанной работы будут сформулированы гипотезы-следствия:

1. Чем выше авторитет друзей, тем больше старшеклассник психологически удовлетворен жизнью.

2. Чем сильнее теснота дружеских отношений старшеклассника с друзьями, тем выше уровень его психологической удовлетворенности жизнью.

3. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более высок уровень его психологической удовлетворенности жизнью.

4. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше он психологически удовлетворен жизнью.

5. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем выше уровень его психологической удовлетворенности жизнью.

6. Чем выше авторитет его друзей, тем больше старшеклассник стремится к установлению новых связей, знакомств.

7. Чем сильнее теснота дружеских отношений, тем больше старшеклассник стремится к установлению новых связей, знакомств.

8. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более высоко его стремление к установлению новых связей, знакомств.

9. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше он стремится к установлению новых связей, знакомств.

10. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем больше его стремление к установлению новых связей, знакомств.

11. Чем выше авторитет друзей, тем больше старшеклассник стремится к проведению совместного досуга с ними.

12. Чем сильнее теснота дружеских отношений, тем больше старшеклассник стремится к проведению совместного досуга с друзьями.

13. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более высоко его стремление к проведению совместного досуга с ними.

14. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше он стремится к проведению совместного досуга с друзьями.

15. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем выше его стремление к проведению совместного досуга с друзьями.

16. Чем выше авторитет друзей, тем более высоко стремление старшеклассника занять высокую должность.

17. Чем сильнее теснота дружеских отношений, тем более высоко стремление старшеклассника занять высокую должность.

18. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более высоко его стремление занять высокую должность.

19. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше он стремится занять высокую должность.

20. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем выше его стремление занять высокую должность.

21. Чем выше авторитет друзей, тем больше старшеклассник стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

22. Чем сильнее теснота дружеских отношений, тем больше старшеклассник стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

23. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более высоко его стремление к получению новых знаний, умений, навыков.

24. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше он стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

25. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем выше его стремление к получению новых знаний, умений, навыков.

26. Чем выше авторитет друзей, тем больше старшеклассник стремится к материальной обеспеченности.

27. Чем сильнее теснота дружеских отношений, тем больше старшеклассник стремится к материальной обеспеченности.

28. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более старшеклассник стремится к материальной обеспеченности.

29. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше старшеклассник стремится к материальной обеспеченности.

30. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем больше старшеклассник стремится к материальной обеспеченности.

31. Чем выше авторитет друзей, тем больше старшеклассник стремится заниматься любимым делом.

32. Чем сильнее теснота дружеских отношений, тем больше старшеклассник стремится заниматься любимым делом.

33. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более старшеклассник стремится заниматься любимым делом.

34. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше старшеклассник стремится заниматься любимым делом.

35. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем выше его стремление заниматься любимым делом.

Формулируя гипотезы-следствия, мы опирались на предыдущие обоснования связи между явлениями, обозначенными как зависимая и независимая переменные: чем выше степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника (чем больше их авторитет в школе, чем ближе их дружеские отношения, чем более у них схожи интересы, чем больше уровень конформности старшекласника, чем больше его самооценка), тем выше уровень его стремления в самореализации посредством профессионального самоопределения (тем выше его стремления в получении новых знаний, умений, навыков; в труде (занятии любимым делом); в материальной обеспеченности; во власти (в высокой должности); в установлении новых связей и знакомств; в проведении совместного досуга, а соответственно, выше его психологическая удовлетворенность жизнью).

Таким образом, была приведена логика построения гипотез-следствий, то есть, обоснована правомерность их использования, показано, что связь между показателями, присутствующими в данных гипотезах, существует.


Так как в рамках данного исследования недостаточно ресурсов, чтобы проверить все гипотезы, то для проверки были выбраны следующие:

1. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше он психологически удовлетворен жизнью.

2. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем более высоко его стремление к установлению новых связей, знакомств.

3. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более высоко его стремление к проведению совместного досуга с ними.

4. Чем выше авторитет друзей, тем более высоко стремление старшеклассника занять высокую должность.

5. Чем выше авторитет друзей, тем больше он стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

6. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем больше у него стремление в материальной обеспеченности.

7. Чем больше уровень конформности у старшеклассника, тем больше у него стремление заниматься любимым делом.

Дополнительные гипотезы-следствия с использованием контрольной переменной:

Влияние контрольной переменной на независимую переменную:

ЕСЛИ «Чем больше уровень родительского контроля, тем больше степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника», ТО:

1. Чем более высок авторитет родителей у старшеклассника, тем более высок авторитет его друзей для него.

2. Чем более высок авторитет родителей у старшеклассника, тем больше теснота дружеских отношений его с друзьями.

3. Чем более высок авторитет родителей у старшеклассника, тем больше схожесть интересов у него с друзьями.

4. Чем более высок авторитет родителей у старшеклассника, тем более высокий уровень конформности у старшеклассника.

5. Чем более высок авторитет родителей у старшеклассника, тем больше у старшеклассника самооценка.

6. Чем больше лояльность родителей в воспитании старшеклассника, тем больше авторитет его друзей для него.

7. Чем больше лояльность родителей в воспитании старшеклассника, тем выше теснота дружеских отношений его с друзьями.

8. Чем больше лояльность родителей в воспитании старшеклассника, тем больше схожесть интересов старшеклассника с друзьями.

9. Чем больше лояльность родителей в воспитании старшеклассника, тем больше уровень конформности старшеклассника.

10. Чем больше лояльность родителей в воспитании старшеклассника, тем выше самооценка старшеклассника.

11. Чем выше родительский статус в обществе, тем выше авторитет друзей у старшеклассника.

12. Чем выше родительский статус в обществе, тем выше теснота дружеских отношений старшеклассника с его друзьями.

13. Чем выше родительский статус в обществе, тем выше схожесть интересов у старшеклассника с его друзьями.

14. Чем выше родительский статус в обществе, тем выше уровень конформности старшеклассника.

15. Чем выше родительский статус в обществе, тем выше самооценка старшеклассника.

16. Чем выше материальное положение семьи старшеклассника, тем выше авторитет друзей старшеклассника.

17. Чем выше материальное положение семьи старшеклассника, тем выше теснота дружеских отношений старшеклассника с его друзьями.

18. Чем выше материальное положение семьи старшеклассника, тем выше схожесть интересов у старшеклассника и его друзей.

19. Чем выше материальное положение семьи старшеклассника, тем выше уровень конформности старшеклассника.

20. Чем выше материальное положение семьи старшеклассника, тем выше самооценка у старшеклассника.


Так как в рамках данного исследования недостаточно ресурсов, чтобы проверить все гипотезы, то для проверки были выбраны следующие:

1. Чем более высок авторитет родителей для старшеклассника, тем более высок уровень его конформности.

2. Чем больше лояльность родителей в воспитании старшеклассника, тем больше схожесть интересов старшеклассника с друзьями.

3. Чем большую лояльность проявляют родители при воспитании старшеклассника, тем выше самооценка старшеклассника.

4. Чем выше родительский статус в обществе, тем выше самооценка старшеклассника.

5. Чем выше материальное положение семьи старшеклассника, тем выше авторитет друзей старшеклассника.

Влияние контрольной переменной на зависимую переменную:

ЕСЛИ «Чем больше уровень родительского контроля за старшеклассником, тем больше уровень его стремления в самореализации посредством профессионального самоопределения», ТО:

1. Чем выше авторитет родителей, тем выше уровень психологической удовлетворенности жизнью у старшеклассника.

2. Чем выше авторитет родителей, тем выше у старшеклассника стремление в установлении новых связей, знакомств.

3. Чем выше авторитет родителей, тем больше старшеклассник стремится к проведению совместного досуга с ними.

4. Чем выше авторитет родителей, тем выше стремление старшеклассника занять высокую должность.

5. Чем выше авторитет родителей, тем выше стремление старшеклассника в получении новых знаний, умений, навыков.

6. Чем выше авторитет родителей, тем выше стремление у старшеклассника в материальной обеспеченности.

7. Чем выше авторитет родителей, тем выше стремление старшеклассника заниматься любимым делом.

8. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше у него психологическая удовлетворенность в жизни.

9. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше он стремится к установлению новых связей, знакомств.

10. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше он хочет проводить с ними совместно досуг.

11. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше он стремится занять высокую должность.

12. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше он стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

13. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше его стремление в материальной обеспеченности.

14. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше его стремление заниматься любимым делом.

15. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше старшеклассник психологически удовлетворен жизнью.

16. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше старшеклассник стремится к установлению новых связей, знакомств.

17. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше старшеклассник стремится проводить с ними совместный досуг.

18. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше у старшеклассника стремление занять высокую должность.

19. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше у старшеклассника стремление в получении новых знаний, умений, навыков.

20. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше старшеклассник стремится к материальной обеспеченности.

21. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше старшеклассник стремится заниматься любимым делом.

22. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник психологически удовлетворен жизнью.

23. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник стремится к установлению новых связей, знакомств.

24. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник стремится к проведению с ней совместного досуга.

25. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник стремится занять высокую должность.

26. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

27. Чем выше материальное положение семьи, тем больше у старшеклассника стремление к материальной обеспеченности.

28. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник стремится заниматься любимым делом.


Так как в рамках данного исследования недостаточно ресурсов, чтобы проверить все гипотезы, то для проверки были выбраны следующие:

1. Чем выше авторитет родителей, тем выше уровень психологической удовлетворенности жизнью у старшеклассника.

2. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше у него психологическая удовлетворенность в жизни.

3. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше старшеклассник стремится к установлению новых связей, знакомств.

4. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник стремится заниматься любимым делом.

Вывод: В параграфе были сформулированы гипотезы-следствия данного социологического исследования, объяснена правомерность их использования и выбраны именно те гипотезы-следствия, которые мы будем использовать для подтверждения или опровержения гипотезы-основания:

1. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше он психологически удовлетворен жизнью.

2. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем более высоко его стремление к установлению новых связей, знакомств.

3. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более высоко его стремление к проведению совместного досуга с ними.

4. Чем выше авторитет друзей, тем более высоко стремление старшеклассника занять высокую должность.

5. Чем выше авторитет друзей, тем больше он стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

6. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем больше у него стремление в материальной обеспеченности.

7. Чем больше уровень конформности у старшеклассника, тем больше у него стремление заниматься любимым делом.

8. Чем более высок авторитет родителей для старшеклассника, тем более высок уровень его конформности.

9. Чем больше лояльность родителей в воспитании старшеклассника, тем больше схожесть интересов старшеклассника с друзьями.

10. Чем большую лояльность проявляют родители при воспитании старшеклассника, тем выше самооценка старшеклассника.

11. Чем выше родительский статус в обществе, тем выше самооценка старшеклассника.

12. Чем выше материальное положение семьи старшеклассника, тем выше авторитет друзей старшеклассника.

13. Чем выше авторитет родителей, тем выше уровень психологической удовлетворенности жизнью у старшеклассника.

14. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше у него психологическая удовлетворенность в жизни.

15. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше старшеклассник стремится к установлению новых связей, знакомств.

16. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник стремится заниматься любимым делом.

РАЗДЕЛ IV МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ (ДРУЗЕЙ) НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (СТАРШЕКЛАССНИКА)

§1 Обоснование метода исследования и разработка эмпирических индикаторов исследования

Для реализации цели исследования нам необходимо изучить предпочтения людей. Соответственно, источником первичных данных является человек, непосредственно включенный в изучаемое явление. В качестве метода выбрана разновидность анкетного опроса – групповой раздаточный опрос, так как при данном типе опроса анкетирующий присутствует при заполнении анкеты, может контролировать правильность и полноту получаемых данных, имеет возможность ответить на вопросы респондентов, если им что-то непонятно, а также найти нужного человека в соответствие с требованиями выборки – обеспечить ее представительность.

Главными преимуществами данного метода являются массовость, экономичность ресурсов, оперативность проведения, полный возврат анкет, содержательность и универсальность полученной информации, возможность максимального использования технических средств для обработки полученных в ходе опроса данных.

Далее необходимо перейти к разработке эмпирических индикаторов – фрагментов социальной действительности, доступных для измерения наблюдаемых проявлений содержания сформированных ранее показателей, позволяющих оценить состояние переменных исследования и выявить характер причинно-следственных связей между ними. То есть для каждого показателя независимой, зависимой и контрольной переменных данного исследования нужно построить соответствующего типа эмпирический индикатор как наблюдаемое проявление присущего показателю свойства, которое можно будет проградуировать (приписать ему определенные количественные или качественные значения) на основе выбранного типа шка

Наши рекомендации