Тема 4. Библиографический поиск литературных источников 1 страница
Конспект лекцій
З ДИСЦИПЛІНИ (МОДУЛЮ)
“НАУКОВО-ДОСЛІДНА РОБОТА СТУДЕНТІВ”
галузі знань 0305 «Економіка та підприємництво»
спеціальності 8.03050301“Міжнародна економіка”
для студентів денної форми навчання, 5 курсу
(Рос.мовою)
Т.Г.Шеремет
Донецьк - 2011
Содержание
Змістовний модуль І. Основи науково-дослідної роботи студентів. | |
Основи організації наукових досліджень: 1. Основи НДРС. 2. Мета та завдання написання дипломної роботи | |
Вибір теми, формулювання завдань наукових досліджень: 1. Вибір теми наукових досліджень 2. Мета наукових досліджень, завдання й аспект їх розробки | |
Складання робочих планів, плану-проекту, остаточного плану: 1. Робочий план. 2. План-проект. | |
Бібліографічний пошук літературних джерел: 1.Картотека літературних джерел з теми 2. Робота з періодикою та Internet | |
Вивчення літератури та добір фактичного матеріалу 1. Етапи вивчення наукових публікацій. 2. Добірка фактичного матеріалу | |
Структура і зміст дипломної роботи: 1. Структура дипломної роботи 2. Правила оформлення роботи | |
Методи наукових досліджень: 1. Сутність і різновиди методів наукових досліджень. 2. Особливості методів прогнозування економічних процесів. | |
Правила оформлення рукопису та візуально-графічних матеріалів: 1. Правила оформлення рукопису. 2. Правила оформлення візуально-графічних матеріалів. |
Тема 1. Основы организации научных исследований
ПЛАН
1.1 Основы НДРС
1.2 Цель и задачи написания дипломной работы
1.1. Основы НДРС
Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и основных ее понятиях.
Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на изготовление новых знаний о природе, обществе и мышлении.
Как специфическая сфера человеческой деятельности она является результатом общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода к всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.
Понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности — сумму добытых научных знаний, которое служит основой научного понимания мира. Науку еще понимают как одну из форм человеческого сознания.
Наука возникла в момент осознания незнания, которое в свою очередь вызвало объективную необходимость получения знания. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознание человека.
Истинные знания существуют как система принципов, закономерностей, законов, основных понятий, научных фактов, теоретических положений и выводов. Поэтому истинное научное знание объективно. Вместе с тем научное знание может быть относительным или абсолютным.
Относительное знание — это знание, которые, будучи в основном адекватным отображением действительности, отличается определенной неполнотой совпадения образа с объектом.
Абсолютное знание — это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, который обеспечивает абсолютное совпадение образа с объектом. Беспрерывное развитие практики делает невозможным преобразование знания в абсолютное, но дает возможность отличить объективно истинные знания от ошибочных взглядов.
Наука, как специфическая деятельность направлена на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышление, характеризуется такими основными признаками:
· наличием систематизированного знания (научных идей, теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);
· наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;
· практической значимостью как явления (процесса), что изучается, так и знаний о нем.
К основным понятиям науки относят:
1. Научная идея - интуитивное объяснение явления (процесса) без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которых делается вывод. Она базируется на имеющихся знаниях, но проявляет раньше не подмеченные закономерности. Наука предусматривает два вида идей: конструктивные и деструктивные, то есть те, что имеют или не имеют значимости для науки и практики. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.
2. Гипотеза — научное предположение, выдвинутое для объяснения любых явлений (процессов) или причин, которые предопределяют данное следствие. Научная теория включает в себя гипотезу как исходный момент поиска истины, которая помогает существенно экономить время и силы, целеустремленно собрать и сгруппировать факты. Различают нулевую, описательную (понятийно-терминологическую), объяснительную, основную рабочую и концептуальную гипотезы. Если гипотеза согласовывается с научными фактами, то в науке ее называют теорией или законом.
3. Закон — внутренний существенная связь явлений, которое предопределяет их закономерное развитие. Закон, изобретенный через догадку, необходимо потом логически доказать, лишь в таком случае он признается наукой. Для доведения закона наука использует суждение.
4. Суждение — мысль, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-нибудь. Суждение о предмете или явлении можно получить или через непосредственное наблюдение любого факта, или опосредствованно — с помощью умозаключения.
5. Умозаключение — умственная операция, с помощью которой из определенного количества заданных суждений выводится другое, которое определенным образом связанно с исходным.
Наука — это совокупность теорий. Теория — учение, система идей, взглядов, положений, утверждений, направленных на толкование того или другого явления. Это не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Теорию рассматривают как совокупность обобщающих положений, которые образовывают науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют бывшую автономность и превращаются в элементы целостной системы.
К новой теории выдвигаются такие требования:
· адекватность научной теории описываемому объекту;
· возможность заменять экспериментальные исследования теоретическими;
· полнота описания определенного явления действительности;
· возможность объяснения взаимосвязей между разными компонентами в границах данной теории;
· внутренняя непротиворечивость теории и соответствие его исследовательским данным.
Теория представляет собой систему научных концепций, принципов, положений, фактов.
Научная концепция - система взглядов, теоретических положений, основных мыслей относительно объекта исследования, которые объединенные определенной главной идеей.
Концептуальность - это определения содержания, сути, смысла того, о чем идет речь.
Под принципом в научной теории понимают самое абстрактное определение идеи. Принцип - это правило, которое возникло в результате объективно осмысленного опыта.
Понятие - это мысль, отраженная в обобщенной форме. Оно отражает существенные и необходимые признаки предметов и явлений, а также их взаимосвязи. Если понятие вошло в научный оборот, его обозначают одним словом или используют совокупность слов. Раскрытие содержания понятия называют его определением. Понятие, как правило, завершает процесс научного исследования, закрепляет результаты, полученные ученым лично в своем исследовании. Совокупность основных понятий называют понятийным аппаратом той или другой науки.
Научный факт — событие или явление, которое служит основой для вывода или подтверждения. Он есть элементом, который в совокупности с другими составляет основу научного знания, отбивает объективные свойства явлений и процессов. На основе научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.
Научная деятельность — интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в разных видах:
1) научно-исследовательская деятельность;
2) научно-организационная деятельность;
3) научно-информационная деятельность;
4) научно-педагогическая деятельность;
5) научно-вспомогательная деятельность и др.
Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задача, результаты работы.
В границах научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования. Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.
Различают две формы научных исследований: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные научные исследования — научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития и взаимосвязи природы, общества, человека.
Прикладные научные исследования — научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей.
Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата. Научный результат — новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п..
Научно-прикладной результат — новое конструктивное или технологическое решения, экспериментальный образец, законченное испытание, которое введенное или может быть введено в общественную практику. Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию и т.п..
К основным результатам научных исследований относятся:
· научные рефераты;
· научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах;
· курсовые, дипломные, магистерские работы;
· отчеты о научно-исследовательской работе;
· диссертации (кандидатские или докторские);
· авторефераты диссертаций;
· депонированные рукописи;
· монографии;
· научные статьи;
· авторские свидетельства, патенты;
· учебники, учебные пособия;
· библиографические указатели и др.
Субъектами научной деятельности являются: ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.
Научно-исследовательской деятельностью занимается значительный круг людей. Тех, кто делает это постоянно, называют исследователями, научными работниками, учеными.
Исследователем называют человека, который осуществляет научные исследования.
Ученый - физическое лицо, которое проводит фундаментальные и прикладные научные исследования с целью получения научных и научно-технических результатов.
Научный работник - это человек, который по основному месту работы и соответственно трудовому договору профессионально занимается научной, научно-технической или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации.
Люди науки имеют соответствующую специальность и квалификацию, работают как своими силами, так и объединяясь в научные коллективы (постоянные или временные), создают научные школы.
1.3 Цель и задачи написания дипломной работы
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) высших учебных заведений Украины является одним из основных факторов подготовки высококвалифицированных кадров соответствующего профиля.
Понятие "научно-исследовательская работа студентов" включает в себя два взаимосвязанных элемента:
· обучение студентов элементам исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества;
· научные исследования, которые осуществляют студенты под руководством профессоров и преподавателей.
Для НИРС высших учебных заведений характерным является единство целей и направлений учебной, научной и воспитательной работы, тесное взаимодействие всех форм и методов научной работы студентов, которые реализуются в учебном процессе и в послеучебное время. Это обеспечивает их участие в научной деятельности на протяжении всего периода обучения, которая тесно связана как с научно-исследовательской деятельностью проводимой подразделами ВУЗов, так и с общественной деятельностью.
Содержание и структура НИРС обеспечивает последовательность ее средств и форм соответственно логике и последовательности учебного процесса, который предопределяет наследственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой, от одних видов занятий к другим, постепенное возрастание объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, привычек в процессе выполнения ими научной работы.
Реализованная в комплексе научно-исследовательская работа студентов обеспечивает решение таких основных задач:
· формирование научного мировоззрения, овладение методологией и методами научного исследования;
· предоставление помощи студентам в ускоренном овладении специальностью, достижении высокого профессионализма;
· развитие творческого мышления и индивидуальных способностей студентов в решении практических задач;
· прививание студентам привычек самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
· развитие инициативы, способности применить теоретические знания в своей практической работе,
· привлечение самых способных студентов к решению научных проблем, которые имеют существенное значение для науки и практики;
· расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста;
· создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитание в стенах высшего учебного заведения резерва ученых, исследователей, преподавателей.
Научно-исследовательская деятельность студентов — это системное образование, которое имеет свою структуру, содержание и формы.
В высших учебных заведениях сложилась определенная структура НИРС: проректор по научной работе - совет НИРС университета - совет студенческого научно-творческого общества (ССНО) института, ССНО кафедры (кафедр).
Научное руководство ССНО осуществляется научным руководителем, который избирается ученым советом высшего учебного заведения. Председатель (из числа студентов) и члены совета ССНО назначаются и утверждаются приказом ректора по институту. Совет ССНО вуза:
· создает факультетского совета ССНО и руководит ними. Организовывает вместе с факультетскими ССНО кружки, творческие секции, бюро и др.;
· информирует общественность института о работе ССНО;
· ежегодно организовывает итоговые студенческие научные конференции;
· организовывает и проводит внутривузовский конкурс студенческих научных работ, контролирует деятельность кружков, студий на кафедрах;
· организовывает выставки и презентации лучших научных работ студентов;
· обеспечивает участие студентов в региональных и всеукраинских конкурсах, обзорах, конференциях, олимпиадах;
· оказывает содействие широкому внедрению результатов студенческих работ в практику, публикованию статей, тезисов докладов в научных сборниках;
· организовывает взаимодействие ССНО института с другими ВУЗами, учебными заведениями, культуры и др.
· морально и материально делает авансы студентов, которые эффективно осуществляют научно-исследовательскую деятельность.
Совет ССНО института работает в тесной связи с ССНО институтов и кафедр.
Содержание и формы НИРС отвечают основным направлениям научно-исследовательской деятельности высшего учебного заведения, базой его организации и проведения являются кафедры. В руководстве НИРС принимают участие высококвалифицированные преподаватели ВУЗов.
Содержание и характер НИРС определяются:
а) проблематикой исследовательской и научно-методической деятельности кафедр, факультетов, института;
б) тематикой исследований, которые осуществляются кафедрами в творческом сотрудничестве с учреждениями культуры, образования, с всеми профильными для ВУЗов учреждениями и организациями;
в) условиями исследовательской работы студентов, наличием базы исследование, возможностью получения необходимых документов, наличием компьютерной техники, Internet и др.
Научно-исследовательская работа студентов ВУЗов осуществляется по трем основным направлениям:
· научно-исследовательская работа, которая является неотъемлемым элементом учебного процесса и входит в календарно-тематические и учебные планы всех студентов;
· научно-исследовательская работа, которая осуществляется вне учебного процесса в границах ССНО — в кружках, проблемных группах (лабораториях), переводческих и информационных студиях и др.;
· научно-организационные мероприятия: конференции, конкурсы и др.
Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса является обязательной для каждого студента и охватывает почти все формы учебной работы:
· написание рефератов на конкретные темы в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, фундаментальных и профессионально-ориентированных, специальных дисциплин;
· выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных задач, контрольных работ, которые содержат элементы проблемного поиска;
· выполнение нетипичных задач исследовательского характера в период производственной практики, на заказ предприятий, учреждений, организаций;
· разработка методических материалов с использованием исследовательских методов (словарей, программ и методик социологических исследований и т.п.);
· подготовка и защита курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой научных исследований специальных кафедр.
Дипломная работа студента должна носить исследовательский характер. Поэтому качество его подготовки в значительной мере зависит от уровня выполнения элементов исследовательского поиска, предусмотренного всеми видами НИРС за весь период обучения. В дипломной работе практически проверяется способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность избранной темы, ее научно-прикладную ценность, возможность выполнения самостоятельного научного исследования и применение полученных результатов в практической деятельности базового предприятия. Поэтому тематика дипломных работ должна быть тесно связана с тематикой научных исследований кафедры, или с интересами предприятия, на материалах которого студент выполняет работу.
Четкая организация НИРС в учебном процессе оказывает содействие углубленному усвоению студентами специальных учебных дисциплин, разрешает наиполнейшее обнаружить свою индивидуальность, сформировать собственную мысль относительно каждой дисциплины. При этом особое внимание отводится привлечению студентов к сбору, анализу и обобщению лучшего практического опыта, проведение социологических и экспериментальных исследований, подготовки докладов и сообщений.
Научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса является одним из важнейших средств формирования высококвалифицированных специалистов. Ею предполагается:
· участие студентов в работе научных кружков, проблемных групп, творческих секций, лабораторий и др.;
· участие студентов в выполнении госбюджетных или хозрасчетных научных работ, проведении исследований в границах творческого сотрудничества кафедр, факультетов, компьютерного центра с учреждениями культуры, образования и т.п.;
· работа в студенческих информационно-аналитических и культурологических центрах, переводческих бюро;
· написание статей, тезисов докладов, других публикаций;
Наиболее распространенной формой организации НИРС являются научные кружки, секции, студии, бюро, центры. Любой из них представляет собой небольшой (10-15 лиц) творческий студенческий коллектив, который работает над одной или несколькими сопредельными научными темами, по планам, которые складываются на семестр или учебный год. Научным подразделом руководит преподаватель, помощником которого может быть студент (староста коллектива).
Научно-организационные мероприятия – семинары, конференции студентов предусматривают углубленное изучение вопросов по тематике НИРС, выступление всех студентов с докладами по научно-исследовательской теме, защита своих выводов и предложений, полученных в результате проведенного исследования. Доклад рецензируют студенты, в его обсуждении принимают участие два оппонента из числа участников семинара. Оппоненты предварительно знакомятся с докладом, изучают литературу по теме доклада и дают ему развернутую оценку при обсуждении, в котором принимают участие студенты академической группы. Руководит студенческим научным семинаром или конференцией комиссия преподавателей выпускающей кафедры.
Студенты, которые достигли значительных успехов в научно-исследовательской работе, могут работать по индивидуальному графику выполнения учебного плана в границах установленного срока обучения. Студенты, выпускники ВУЗа по решению ГЕКа и ССНО института могут быть рекомендованы для поступления в аспирантуру, на преподавательскую работу.
Цель и задача написания дипломной работы
Эффективность международных экономических отношений на корпоративном и макроэкономическом уровнях зависит от специалистов соответствующей квалификации, которые усвоило программу университета в области международной экономики.
Выпускная квалификационная работа является завершенной и самостоятельной научной или методической разработкой студента, которая выступает последним этапом подготовки специалиста-аналитика в области международной экономики. Она выполняется индивидуально (каждым студентом) после усвоения предусмотренных планом учебных дисциплин.
Дипломная работа — это квалификационное исследование студента, которое выполняется на завершающем этапе обучения в высшем учебном заведении.
Дипломная работа имеет комплексный характер и связанна с использованием приобретенных студентом знаний, умений по специальным дисциплинам. В большинстве случаев дипломная работа является углубленной разработкой темы курсовой работы студента-выпускника.
Целью подготовки выпускной дипломной работы является закрепление добытых в университете знаний, адаптация теоретических моделей и практического опыта для решения конкретных задач в областях международной экономики и международной торговли.
Дипломная работа имеет научно-практический характер и главной ее задачей является выполнение научного анализа экономической проблемы, связанной с объектом исследования, и разработка рекомендаций относительно улучшения результатов его функционирование.
К дипломным работам выдвигаются следующие основные требования:
· актуальность темы работы,
· соответствие темы современному состоянию определенной области науки и перспективам развития;
· изучение и критический анализ монографических и периодических изданий по теме;
· изучение и характеристика истории исследуемой проблемы и ее современного состояния, а также передового опыта работы в соответствующей области;
· четкая характеристика предмета, цели и исследовательских приемов, описание и анализ проведенных автором экспериментов;
· обобщение результатов, обоснование их, выводы и практические рекомендации.
Отдельным студентам по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедры предоставляется право выполнять дипломную работу научно-исследовательской ориентации. В таком случае главная задача состоит в углубленном изучении соответствующих теоретических моделей, поиска путей их адаптации к условиям развития международного бизнеса в Украине, а главным критерием оценки станет наличие элементов научной новизны.
В процессе выполнения дипломной работы студент соответственно квалификационным требованиям должен показать:
- знание общетеоретических, общеэкономических, профессионально-ориентированных и специальных дисциплин, которые раскрывают теоретические основы и практику управления и регулирования внешнеэкономической деятельности как предприятий, так и государства в целом;
- умение отбирать, систематизировать и обрабатывать экономическую информацию, соответствующую целям исследования;
- умение определить основные направления по усовершенствованию организационно-экономического механизма предприятия;
- умение разрабатывать мероприятия по повышению эффективности хозяйствования;
- умение использовать причинно-следственные связи процессов и явлений в прикладной области.
Выпускная дипломная работа является квалификационным документом, на основании которого в процессе защиты Государственная экзаменационная комиссия определяет соответствие знаний студента профессионально-квалификационному уровню магистра или специалиста и его способность к самостоятельной работе в области международной экономики.
Тема 2. Выбор темы, формирование задач научных исследований
ПЛАН
2.1 . Выбор темы научного исследования
2.2 . Цель научного исследования, задачи и аспекты их формулировки
2.1 Выбор темы научного исследования
Исследовательская работа — особый вид творческой деятельности. Как любая работа, исследование имеет свое начало и завершение, но творчество — бесконечно. Исследования, которые осуществляются с конкретной целью, завершаются при ее достижении. Например, защита магистерской работы или диссертации является итогом и завершением исследования.
Исследовательская работа начинается с выбора проблемы или темы исследования. Эта сложная, ответственная задача требует выполнения целого комплекса работ и реализуется в несколько этапов.
Рис. 2.1 Последовательность работы по выбору темы исследования
Проблему или тему научных исследований выбирают, исходя из профессиональной готовности и заинтересованности: планов научно-исследовательских работ учреждения (научно-исследовательской тематики, которая предполагается планами отраслевых министерств, ведомств, академий наук, учебных заведений, тематических задач, заказов на проведение исследований); целевых комплексных, отраслевых и региональных научно-технических программ.
Одним из главных требований, которое обязательно выдвигается перед исследовательской работой, является ее актуальность — важность, необходимость решения именно сейчас.
Четкого критерия установления степени актуальности нет. Во время оцениваемая прикладных научных разработок наиболее актуальной признается тема, которая может обеспечить наибольший экономический эффект. Кроме того, разработка темы может оказывать содействие развитию науки. Важно, чтобы выбранная тема в такой постановке до этого времени не разрабатывалась. Дублирование (повторное или параллельное выполнения похожих тем) возможное лишь в исключительных случаях, если необходимо обеспечить решение определенных научных и практических задач в кратчайшие сроки или применяя разные подходы.
Результаты разработки темы исследования (прежде всего прикладного характера) должны быть экономически эффективными и значимыми. Иногда на начальной стадии нельзя определить экономический эффект. Тогда для ориентировочной оценки эффективности используют аналоги (близкие по названию, предмету, объекту, цели и т.п. разработки). Во время исследования теоретических (в том числе фундаментальных) проблем основным критерием является не экономическая эффективность внедрения, а значимость темы.
Кроме того, тема может отвечать специализации научного коллектива, членом которого является исследователь. Такая специализация оказывает содействие накоплению коллективного опыта, повышению теоретического уровня, качества и эффективности разработок, сокращению сроков выполнения исследование.
Разработка темы может быть обеспечена финансированием, оснащением, материалами (для экономических исследований в первую очередь статистическими) и необходимыми условиями для внедрения результатов.
Итак, на стадии обоснования темы исследования изучают все критерии ее выбора, после чего принимают решение о целесообразности ее разработки.
2.2 Цель научного исследования, задачи и аспекты их формулировки
Определение цели и задач научного исследования — один из важных творческих этапов решения проблемы.
Цель исследования — это конечный результат, на достижение которого оно направлено. Она может адекватно отображаться в теме работы, содержать в обобщенном виде ожидаемые результаты и научные задачи.