Организационные коммуникации
Коммуникации насквозь «пронизывают» все управленческие функции.
Почему коммуникациям в менеджменте уделяется такое большое внимание? По разным источникам и согласно многочисленным исследованиям, менеджеры большую часть рабочего времени от 70 до 90 % затрачивают на коммуникации. Личное общение, принятие решений и обеспечение их реализации, координация деятельности организации, выполнение всех управленческих функций напрямую связаны с принятием, передачей и обработкой информации. Таким образом, коммуникации являются неотъемлемой частью работы менеджера.
Как уже отмечалось, продуктом труда в управлении является решение, выраженное в различной информационной форме – от устной просьбы до письменного приказа. В процессе труда управленец не создает материальных ценностей, предметом труда в управлении становится информация. Тогда средствами труда являются все мобильные устройства и гаджеты, оргтехника, то есть все, что используется для обработки, интерпретации, хранения, передачи информации в соответствии с требованиями каналов коммуникационной связи.
Итак, коммуникации являются важнейшим инструментом менеджеров. Под коммуникацией в менеджменте чаще всего понимают обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений. Прежде чем определить, что же такое коммуникация, необходимо определить ее цель.
Цель любой коммуникации – формирование нужного нам поведения контрагента. Поэтому коммуникация – процесс, в ходе которого два или более участника обмениваются информацией и осознают ее. Целью этого процесса является мотивация требуемого поведения или его изменение.
Управленческие коммуникации – это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.
Значение коммуникации в организации:
1. Коммуникация — основное условие существования и развития организации.
2. Коммуникация осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.
3. Коммуникации характеризуют состояния внутренней среды организации путем обеспечения функционирования и взаимодействия сотрудников, структуры, целей, технологии и задач организации.
4. Коммуникация создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует «сближению» с ней структуры формальной.
Цели коммуникации:
1. Организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления.
2. Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией.
3. Установить взаимосвязь между сотрудниками организации.
4. Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации.
5. Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации.
Необходимо заметить, что по мере развития промышленности коммуникациям в организации уделялось разное внимание. В табл. 6.1 приведено сравнение концепций трех школ менеджмента в системе коммуникаций.
Таблица 6.1