Организация как объект управления
Организация выступает объектом менеджмента, в связи с чем требуется терминологическое уточнение, а также рассмотрение его свойств. Организация рассматривается в нескольких аспектах:
Первый аспект сущности организации – совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями системы, созданию и совершенствованию структуры и правил функционирования элементов целого.
Второй аспект под организацией подразумевает структуру, возникающую в результате преднамеренной договоренности об объединении людей для достижения определенных целей. [12]
В рамках данной лекции принципиальным будет использование понятие «организация» согласно второму определению.
Рассматривая организацию, важно раскрыть ее сущность. Во-первых, организация это система, а системе свойственны определенные характеристики и законы. У всех настоящих систем, будь то механические, как управление ракетой, биологические, например, дерево, или социальные, такие как бизнес-предприятие, имеются общие черты:
· система имеет структуру, т. е. определенное строение, взаимное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организации целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент, обеспечивают целостность системы.
· система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. Они могут быть «прозрачными», допускающими проникновение в нее внешних импульсов, и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от остального мира.
· системе присуща эмерджентность, т. е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Речь идет об эффекте синергии, когда совокупные результаты функционирования системы выше или ниже суммы индивидуальных действий функционирования. Синергетический эффект может быть положительным или отрицательным. Примером положительного синергетического эффекта может быть результат слияния двух компаний, выраженный в увеличении прибыли новой компании по отношению к сумме прибылей двух предыдущих. Обратная ситуация являет собой пример отрицательного синергетического эффекта.
· система характеризуется адаптивностью, т. е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.
· система со временем может разрушаться под воздействием как внешней, так и внутренней среды.
· системой можно управлять с целью обеспечения следования ею заданной траектории развития и функционирования. Достичь этого можно с помощью следующих способов:
– регулирование и корректировка в случае непредсказуемых воздействий, вызывающих отклонения;
– изменение параметров системы на основе прогнозирования;
– коренная структурная перестройка, если цели недостижимы в принципе и нужен поиск новой системы, при которой это удается сделать.
Во-вторых, организация сочетает в себе формальные и неформальные связи. Для того, чтобы объединение людей считалось организацией, необходимо чтобы в этой группе, по крайней мере, состояло два человека, у них была, по крайней мере, одна цель и они намеренно трудились вместе для достижения этой цели. Важно, что в рамках формальных организаций, на которых и будет направлен процесс управления, существует множество неформальных групп. Причем, неформальные группы оказывают большое влияние на деятельность организации.
В третьих, организация имеет как экономический, так и правовой характер. Таким образом, существуют различные организации по форме собственности. Менеджмент организаций разных форм собственности и численности персонала будет иметь свои особенности.
Все сложные организации имеют общие для всех сложных организации характеристики. Для понимания объекта управления выделим и рассмотрим их подробнее:
1. Цели организации.
Цель – это желаемый результат или состояние, которая должна достичь организация. При детальном рассмотрении деятельности организации станет очевидно, что она имеет множество целей помимо общей. Для всех коммерческих организации таковой является получение прибыли, а для некоммерческих – удовлетворение потребностей тех или иных групп людей. Для достижения целей менеджмент организации осуществляет разработку стратегии и планирование.
Пример из управленческой практики: компании вынуждены двигаться в координатах целей, противоречащих ожиданиям рынка. Менеджмент компании Ford объявил о стремлении выпускать более экономичными и экологичные автомобили, однако спрос диктовал компании совсем другие цели – выпускать мощные автомобили с большим расходом топлива. Так, как цели противоречили, компания хоть и предпринимала действия, чтобы стать более экологичной, но не достигла особых успехов.[13]
2. Внутренняя среда организации и ресурсы. В рамках реализации любой цели организации происходит преобразование ресурсов. К основным ресурсам, которые использует организация можно отнести человеческие ресурсы, капитал, материалы, технологии и информацию. Самое заметное преобразование ресурсов происходит в производственных организациях. При этом каждая успешная организация обладает особой уникальностью, своей организационной культурой. Организационная культура рассматривается как система общих для ее членов ценностей, на которые они опираются в процессе своей деятельности. Организационная культура формирует индивидуальность организации.
Менеджеры разных компаний все чаще отмечают значимость человеческих ресурсов в развитии компании. В связи с этим компании повышают лояльность своих сотрудников. В PriceWaterhouseCoopers организовали специальную программу для работниц с детьми или только готовящихся стать мамами. В сети отелей Four Seasons Hotels and Resorts сотрудники имеют право на бесплатное проживание в любой из гостиниц (даже в самой дорогой) и 50-процентную скидку на питание. Срок проживания, однако, зависит от выслуги лет — к примеру, проработавшие в Four Seasons Hotels and Resorts более 10 лет могут остановиться в любом отеле на 20 ночей[14].
3. Внешняя среда. Точнее было бы выделить зависимость любой организации от внешней среды. Насколько бы не была «закрыта» организация, внешняя вреда всегда будет оказывать влияние на нее. Внешняя среда выступает поставщиком всего необходимого для функционирования организации. Внешняя среда подразумевает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные распоряжения, законодательные акты, конкурентов, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, существующий технический уклад. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. С каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды, которые принимают поистине глобальный характер. Чтобы добиться успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на родине. Это требует понимания целой новой области юриспруденции, осознания новых культурных ценностей.
Под давлением профсоюза руководство ОАО «Сургутнефтегаза» почти вдвое увеличило затраты на оплату труда в 2006 году. Помимо условий оплаты профсоюз потребовал, чтобы менеджеры компании изучили основы этики и методы поддержания в коллективе «нормальных человеческих отношений», проштудировали конституцию России и снизили давление на работников.[15]
4. Разделение труда. Организация производственного и сервисного процессов основана на разделении труда. Разделение работы на составляющие компоненты обычно называют горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяет организации увеличить производительность. В микро-организациях горизонтальное разделение труда часто трудно прослеживаемо. Однако в больших компаниях можно четко проследить их функции и цели деятельности каждого подразделения. Как пример горизонтального разделения труда на производственном предприятии, может выступать деление на подразделения непосредственного производства, маркетинга и финансовой службы, бухгалтерии и др. Однако деление может осуществляться не только по специфическим функциям, но и также по географическому критерию.
5. Управление. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.
Менеджмент организации, несмотря на имеющиеся общие закономерности, всегда будет зависеть от объекта и его уникальности. Влияние внутренней и внешней сред организации, ее характеристики, цели позволяют использовать те или иные методы управления и вводят некие ограничения в вариативности принятия управленческих решений. Так, восприятие организации как целостной системы и учет в совокупности всех факторов, позволит менеджменту избежать ошибок управления.