Система национальных счетов. В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели -объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.
СНС возникла в развитых странах Запада в конце 1930-х - первой половине 40-х годов. Можно считать, что к созданию национальной системы учета статистиков и экономистов подтолкнула Великая депрессия 1929-1933 гг. Для конъюнктурной оценки развития экономики и разработки экономических и политических мероприятий требовалась оценка хозяйственной деятельности на основе синтетических показателей, взаимосвязанных между собой. Таким образом, практические нужды привели к возникновению идеи национального счетоводства, системы макроэкономических показателей, отражающих все основные параметры функционирования экономики. Первые расчеты национального дохода были произведены в США в 1932 г. К этому же периоду относятся первые официальные оценки национального дохода Германии и Японии. Позднее официальные оценки национального дохода были произведены в Великобритании и Франции.
Теорию национального счетоводства на протяжении двух столетий создавали многие экономисты-теоретики и практики, среди которых необходимо отметить имена таких ученых XX в., как Р. Стоуна, А. Мэдисона, Э. Денисона, В. Леонтьева (США), Ф. Перру (Франция), Дж. Хикса, Дж. М. Кейнса (Великобритания).
Особое внимание совершенствованию СНС уделяют международные организации и, прежде всего, ООН. Стандартная система национальных счетов, разработанная Статистической комиссией ООН, применялась с 1953 г. Это была система из шести счетов, которые давали возможность оценить экономическое развитие страны. В 1968 г. была введена новая версия международного стандарта СНС, которая существовала до 1993 г. и включала следующие счета:
1. Сводные счета.
2. Счета производства, потребления и использования капитала.
3. Счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат.
СНС характеризует воспроизводимые и невоспроизводимые (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т. д.) материально-вещественные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков.
С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, построенная на последних к тому времени достижениях теории и практики национального счетоводства в отдельных странах.
При разработке этой системы были определены границы «экономического производства» (т. е. сферы производства ВВП, которые охватывают производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг в домашнем хозяйстве (приготовление пищи, уборка жилища, воспитание детей и т. д.). В производство включена деятельность по защите окружающей среды.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.
В целом рекомендованные Статистической службой ООН в качестве международного стандарта национального счетоводства СНС представляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, национального дохода (НД), финансирования капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное потребление).
Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов, характеризующие движение ВВП на различных его стадиях.
Чистый внутренний продукт (ЧВП)представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов: ЧВП = ВВП - амортизация. Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает возмещение запаса капитала, который использовался в текущем году.
Национальный доход (НД).Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, мы получаем показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.
Располагаемый доход (РД), или личный располагаемый доходпредставляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода - взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий - не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществленные государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств.
Итак, взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:
валовой внутренний продукт (ВВП)- амортизация=
чистый внутренний продукт (ЧВП)- косвенные налоги=
национальный доход (НД)- налоги на прибыль предприятий - взносы на социальное страхование - индивидуальные подоходные налоги - нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи =располагаемый доход (РД).
§ 5. ВВП и «чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ)
Насколько точно показатель ВВП измеряет экономическую активность и благосостояние нации? Этот вопрос вызывает особый интерес экономистов в связи с рядом причин.
Во-первых, не вся деловая активность учитывается в официальном показателе ВВП. Существует ряд благ, которые трудно поддаются измерению, поскольку они не имеют рыночной оценки (не реализуются на рынке). Прежде всего, это деятельность в рамках домашнего хозяйства - приготовление еды, воспитание детей, ремонт своими силами и вообще деятельность по принципу «сделай сам»; добровольный труд, например, работа по уборке территории вокруг своего дома (вспомним «субботники» и «воскресники», которые каждой весной организуют муниципалитеты в российских городах, приглашая жителей микрорайона очистить свои дворы от грязи, накопившейся за зиму); помощь соседям; благотворительная деятельность и т. п.
Во-вторых, деятельность в сфере теневой экономики, т.е. деловая активность, осуществляемая в обход установленного законодательства. Здесь следует различать два типа сделок (трансакций): сделки, которые не являются нелегальными с точки зрения закона (например, репетиторство), но, осуществляя их, люди нарушают налоговое законодательство, так как не декларируют свои доходы. Другой тип трансакций - незаконная деятельность (проституция, производство и продажа наркотиков, торговля оружием и т. п.).
Можно ли измерить деятельность в сфере теневой экономики? В принципе, если бы теневая экономика отражалась бы в системе национальных счетов, то она перестала бы быть теневой. Следует заметить, что современная версия СНС ООН (1993 г.), о которой шла речь в предыдущем параграфе, рекомендует учитывать активность в теневом секторе экономики. Проблема состоит в том, какими методами измерить результаты деловой активности экономических агентов, которые сознательно скрывают ее. Поскольку представители теневой экономики не подают налоговых деклараций, постольку речь может идти лишь о косвенных оценках деятельности теневого сектора. Для этого экономистами разработан ряд показателей, позволяющих учесть масштабы нелегальной экономики. В зависимости от выбранного метода оценки, результаты могут оказаться неодинаковыми. Вот почему цифры, характеризующие масштаб теневой экономики в одной и той же стране, могут оказаться различными. Наиболее известными методами оценки теневой экономики являются следующие:
• Анализ спроса на наличность (подход основан на том, что теневая экономика поглощает подавляющую часть наличных денег - ведь нелегальные сделки совершаются за наличные - за вычетом денег на руках у населения).
• Метод учета расхода электричества (поскольку электроэнергию нельзя запасать впрок, постольку превышение темпов спада реального ВВП над темпом спада объема потребления электроэнергии свидетельствует о ее потреблении теневым сектором).
• Расхождение между фактическими и официально учтенными трудовыми ресурсами.
• Расхождение между доходами и расходами.
В таблице 16.2. приведены оценки масштабов теневой экономики по некоторым странам, основанные на методе анализа спроса на деньги.
Таблица 16.2[2]