Инфляция. Понятие, причины, последствия
Инфляция – это снижение покупательской способности национальной денежной единицы.
Причины:
1) Дефицит гос.бюджета
2) Высокая степень монополизации экономики
3) Диспропорция на микро и макро уровнях
4) Отрицательно сальдо внешнеторгового баланса
5) Рост мировых цен на энергоносители
Виды инфляции (классификации):
1. В зависимости от глубины государственного регулирования экономики инфляция бывает открытая и подавленная.
2. В зависимости от адаптации экономики к росту цен инфляция бывает сбалансированная (цены различных товаров неизменны относительно друг друга) и несбалансированная (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях).
3. В зависимости от степени предвидения бывает ожидаемая и неожидаемая.
4. По объекту исследования: национальная, региональная, мировая.
5. По внутренним и внешним факторам бывает импортируемая и экспортируемая.
6. В зависимости от темпов бывает ползучая (до 10% в год), галопирующая (до 200% в год) и гиперинфляция (более 200% в год).
7. В зависимости от факторов, порождающих инфляцию: инфляция спроса (существует, когда слишком много денег «охотятся» за малым количеством товаров) и инфляции предложения (может возникнуть в результате роста издержек пр-ва).
Темпы инфляции = | Индекс цен данного года | - | Индекс цен базового года | *100% |
Индекс цен базового года |
Правило величины 70:
Чтобы узнать количество лет, необходимых для удвоения темпов инфляции, нужно разделить число 70 на ежегодный темп инфляции.
Последствия инфляции: снижаются реальные доходы населения.
Номинальный доход– это количество денег, которое человек получает в виде прибыли.
Реальный доход– это количество товаров и услуг, которое можно купить на номинальный доход.
Доход реальный = | Доход номинальный | *100% |
ИПЦ |
Макроэкономическое равновесие AD-AS
1. Совокупный спрос и его составляющие
2. Совокупное предложение и его факторы
3. Равновесие на рынке благ и его изменение
Совокупный спрос
Совокупный спрос (AD) – это сумма спросов на все конечные услуги, предлагаемые на товарном рынке.
В соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики его можно подразделить на:
· Потребители (совокупный спрос домашних хозяйств C)
· Инвестиции (спрос на капитальное оборудование со стороны предприятий I)
· Государственные закупки (спрос на товары и слуги со стороны гос-ва G)
· Чистый экспорт (разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары)
AD = C + Iв + G
Кривая AD представляет собой кривую, которая показывает реальный объем товаров и услуг, который потребители готовы приобрести при любом возможном уровне цен. Между уровнем цен и реальным ВНП, на который предъявлен спрос, существует обратная или отрицательная связь. Отрицательный наклон кривой AD не связан с принципом убывающей предельной полезности (каждая последующая единица товара приносит ему все меньше и меньше полезности, соответственно, желание потребителя покупать добавочный товар падает; дополнительное благо будет приобретено только в том случае, если цена будет на него ниже). В макроэкономике принцип убывающей предельной полезности не действует!