Особенности формирования цены в крупных компаниях
Есть некоторые особенности формирования цены в крупных по объему выпуска продукции компаниях. Наиболее широко используются два метода: полных затрат, прямых затрат.
4.7.1. Суть метода полных затрат состоит в том, что они делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты (сырье, материалы, заработная плата основных рабочих) непосредственно относятся на ту продукцию, с которой они связаны, т.е. подсчитываются прямым путем. Косвенные расходы, которые относятся ко всему процессу производства (амортизация, арендные платежи, оплата коммунальных услуг и т.д.), распределяются по отдельным видам продукции или услуг пропорционально какой-либо базе: прямой заработной плате, материалам, отработанным станко-часам, плановой себестоимости и т.д. Далее к полученной сумме затрат добавляется рентабельность, т.е. определяется размер чистого дохода, который фирма рассчитывает получить с данного продукта. Это самый распространенный метод формирования цены, а его основным преимуществом является простота и удобство пользования при большой номенклатуре продукции. Недостатком метода является слабый учет в нем изменений рыночных условий сбыта продукции, возможность недополучения дохода при неполной продаже партии товара.
4.7.2. Именно поэтому в крупных компаниях или при массовой продаже каких-либо изделий пользуются другим методом, который более полно учитывает изменения условий рынка. Этот метод основан на делении издержек на прямые- переменные и постоянные, последние не зависят от объема партии, а рассчитанные на единицу продукции, служат источником понижения цены. Суть метода состоит в нахождении оптимального сочетания объемов производства, расходов и цен реализации. Здесь вводится понятие маржинальная прибыль или доход, под которым понимается добавленная к прямым затратам стоимость.
Рассмотрим эту тактику на конкретном примере.
Имеются данные по одной из фирм:
Показатели | 1 вар. | 2 вар. | 3 вар. | 4 вар. |
1. Ожидаемый объем продаж, шт. | ||||
2. Предполагаемая цена 1 ед., ден. ед. | 18.0 | |||
3. Сумма прямых переменных затрат в цене | 9.8 | 10.1 | 10.4 | 10.2 |
4. Маржинальный доход на 1 ед., ден. ед. | 10.2 | 8.9 | 7.6 | 6.8 |
5. Суммарный маржинальный доход, ден. ед. | ||||
6. Сумма постоянных затрат на весь объем, ден. ед. | ||||
7. Полученная прибыль, ден. ед. (стр. 5 -стр. 6) |
Из примера видно, что самым выгодным оказался третий вариант, где объем полученной прибыли наибольший, хотя произошло снижение цены по сравнению с 1-м вариантом на 2 ден. ед. Этот пример говорит о том, что крупные фирмы, имея возможность увеличивать объем продаж, могут для получения большей прибыли снижать цены, стимулируя покупательский спрос. Однако использование данного метода должно основываться на глубоком изучении и знании спроса, так как снижение цены можно проводить лишь при гарантированном росте объема продаж.