Особенности бухгалтерского учета в туристических компаниях

Особенности ведения бухгалтерского учета в туристических компаниях регламентируются Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью.

Туристский продукт – это комплекс различных услуг, которые предоставляются туристу в зависимости от цели путешествия. Это могут быть услуги по размещению, перевозке, питанию, транспортному и экскурсионному обслуживанию, а также по медицинскому, визовому, культурно-развлекательному. Кроме того, туроператор может по желанию туристов застраховать их от несчастных случаев и болезней или включить услуги гида-переводчика.

Отсюда рождаются и расходы туристской организации, которые подразделяются на два вида. Производственные – связаны с производством туристского продукта, а к коммерческим бухгалтер относит затраты на продвижение и продажу туристского продукта, например расходы на рекламу.

Кроме того, туроператор может в целях налогообложения относить к прямым расходам те затраты, которые отражаются непосредственно на счете 20 «Основное производство». Такая возможность появилась у бухгалтеров благодаря тем изменениям, которые были внесены в п. 1 ст. 318 Налогового кодекса Федеральным законом от 6 августа 2008г. №58-ФЗ.

Перечень прямых расходов, установленный для целей налогообложения, турагентство должно закрепить в учетной политике. А накладные расходы туроператор в качестве косвенных расходов в полном объеме относит к расходам текущего отчетного периода.

Что же до расходов будущего периода, то предварительно затраты на разработку маршрута отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Здесь же учитывается приобретение прав на услуги сторонних организаций, которые туроператор предполагает использовать для производства туристского продукта в текущем отчетном периоде или в следующих отчетных периодах. Правда, при условии, что эти права приобретаются комплексно на длительный срок их использования.

Если же права на услуги сторонних организаций с длительным сроком действия не были использованы при производстве туристского продукта и не были проданы обособленно от него, то по окончании срока их действия стоимость этих прав включается в себестоимость турпродукта как технологические потери.

Тур оформляется в виде путевки или ваучера. Выписанная туристская путевка – это письменное согласие на предложение заключить договор на продажу туристского продукта туроператора или турагента. Она является неотъемлемой частью договора на реализацию туристических услуг и документом первичного учета у туроператора или турагента.

В путевке, которая выдается туристу, указываются конкретные условия путешествия и розничная цена тура. Составлением путевки занимается непосредственно туроператор. Для формирования тура оператор заключает договоры с организациями и предпринимателями, оказывающими те или иные услуги.

Туроператор, реализующий путевки с применением кассовой техники, может использовать для оформления любой бланк, в том числе разработанный самостоятельно. Федеральный закон 54-ФЗ от 01.02.2017 г

Фирмы, применяющие для оформления путевки бланк строгой отчетности, согласно Постановлению Правительства от 31 марта 2008г. №171 могут реализовывать путевки населению без применения ККМ.

На основании ваучера туристу предоставляются услуги, входящие в состав тура. Ваучер подтверждает факт оказания этих услуг. На его основании производятся расчеты между фирмами.

Единой, утвержденной Минфином формы туристского ваучера на сегодняшний день не существует, и каждая турфирма разрабатывает свои бланки. Обычно ваучер заполняется в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается в учете турфирмы. Второй является основанием для авансового отчета сотрудника фирмы, который сопровождает группу туристов, третий предъявляется принимающей стороне для проставления отметки о факте оказания услуг и подтверждающих этот факт печатей и подписей, четвертый вручается туристу.

Учет бланков ведется на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения. При использовании бланков путевок их стоимость списывается в дебет счета 26.

При продаже продуктов турфирма может использовать либо договор возмездного оказания услуг, либо договор розничной купли-продажи. При этом определение момента реализации туристического продукта, а следовательно, и период отражения в бухгалтерском и налоговом учете по этим договорам различны. Отличается также и порядок оформления первичных документов.

Прекращение обязательств по договору розничной купли-продажи наступает при передаче путевки туристу. Когда отношения между турфирмой и туристом оформляются договором возмездного оказания услуг, то реализация туристического продукта происходит только после окончания туристической поездки. В бухгалтерском учете оплата путевки отражается как предоплата. При этом турфирма должна отследить процесс оказания туристу входящих в путевку услуг всеми сторонними организациями. Выручка от реализации туристического продукта в бухгалтерском учете отражается в том отчетном периоде, в котором заканчивается действие договора с туристом.

Для бухгалтера основанием для отражения выручки на счете 90.01 служат следующие первичные документы: ваучер с отметкой о факте оказания услуг и акты, подписанные туроператором с организациями, оказывающими услуги. Стоит также обратить внимание, что в п. 51 Методических рекомендаций моментом определения выручки от продажи туристского продукта названа дата окончания тура. В то же время, согласно ст. 6 Закона №132-ФЗ, между туристом и туроператором или турагентом заключается договор розничной купли-продажи. Такая формулировка предполагает, что моментом определения выручки от продажи турпродукта является дата передачи его туристу.

Поэтому пока существуют такие противоречия в законодательстве, турфирмам рекомендуется закрепить в учетной политике выбранный ими вид договора, по которому будет продаваться турпродукт. От этого документа и будет зависеть момент отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации туристского продукта.

У туроператоров, которые занимаются турами по России, начисляют НДС по ставке 18 процентов на стоимость реализованной путевки. А суммы НДС, предъявленные поставщиками услуг, учитывают на счете 19 и на основании полученного счета-фактуры возмещают из бюджета.

В России не облагаются налогом лишь услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, которые расположены на территории РФ. При условии, что их путевки или курсовки оформлены на бланках строгой отчетности. Кроме того, бухгалтерам не нужно начислять НДС на стоимость тура, организованного за пределами территории РФ.

Что же касается налога на прибыль, то здесь все зависит от метода расчета. Если бухгалтерия применяет метод начисления, то выручка от продажи путевок признается доходом в момент их реализации. При этом не имеет значения, когда эти путевки будут оплачены. Туроператоры в качестве даты реализации путевок туристам могут выбрать день передачи туристу путевок и полного комплекта документов или же день окончания тура.

Если турфирма применяет кассовый метод при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут признаваться в том отчетном периоде, когда они фактически получены, а расходы - когда они фактически оплачены.

Следовательно, если туристская компания использует кассовый метод, то датой реализации путевок считается тот день, когда деньги за них поступили на расчетный счет или в кассу. Кроме того, в этом случае предварительная оплата туров также считается выручкой.

Наши рекомендации