Основные элементы организации, требующие системности
В работе с персоналом
Элементы системы управления | Классический подход к управлению (традиционная организация) | Акцент в управлении на персонал (организация будущего) |
Цели | Ориентация на про дую. Конечный результат — произведенная продукция. | Бескомпромиссная ориентация на клиента: не хозяин барин, а клиент — король. Конечный результат — получение прибыли. |
Персонал | Стоимостной фактор производства, рабочая сила, человеческий фактор, подчинение. | Основа и источник успеха. Кадровый поднимал. Сотрудники. |
Приоритет | Результат. Человек исполнитель производственных задач. | Человек. Результат зависит от человека. Человек — «мотор богатства», его основной источник — образование, квалификация, развитие персонала. |
Ресурсы организации | Физический капитал. Денежный капитал | Физический капитал. Человеческие ресурсы (человеческий капитал). Денежный капитал. |
Расходы на персонал | Прямые затраты. | Долгосрочные инвестиции. |
Привлечение персонала на фирму | Денежный стимул. | Активный поиск. Реклама. Социальные льготы. |
Расходы на обучение | Минимальные | Определяются по критерию «затраты — выгода». |
Формы обучения | На рабочем месте. | Все формы, включая общее образование. |
Социальная инфраструктура | Отсутствует | Формируются отдельные компоненты по критерию «затраты — выгода» |
Стиль управления | Авторитарный (фирменный) | Солидарный стиль управления. |
Организация труда | Индивидуальная. | Индивидуальная. Коллективная. |
Регламентация исполнителя | Жесткая. | Разная степень свободы в opганизации труда. |
Мотивация к труду | Индивидуальная. | Сочетание экономических и морально-психологических стимулов, использование различных мотивов деятельности. |
Горизонт (сроки) планирования | Краткосрочный. | Период жизненных циклов человеческих ресурсов. |
Функции кадровых служб | Преимущественно учетные. | Преимущественно аналитические и организационные. |
Измерение достижений | Прибыль. | Прибыль и показатели социальных результатов |
Эффективность труда | Разделение и специализация труда. | Осознание предела специализации с позиции удовлетворенности работника |
Предприятие | Хозяйственная единица. | Социально-экономическая система |
Организация предприятия | Закрытая система. | Открытая система, взаимодействующая с окружающей средой. |
Реакция | Только на рынок и конкурентную среду. | На многие заинтересованные группы и социальные слои. |
С изменением требований к работникам организаций встает вопрос о качестве рабочей силы, который поселял бы интегрировано оценить способность работника выполнять ту или иную работу в соответствии с требованиями общества и со временного производства. Сегодня недостаточно владеть только узкопрофессиональными знаниями, навыками и умениями. Необходимо расширение содержания обучения путем овладения работником широкого спектра познаний, отражающих картину современного мира. Приемлемым ориентиром в этом направлении можно считать рекомендации ЮНЕСКО о переосмысливании понятия человеческих ресурсов. Рекомендации предполагают переход от классического понимания человеческих ресурсов к концепции компетентности человека.
Сущность новой концепции сводится к необходимости расширения границ знаний, навыков и умений, необходимых непосредственно для производительно го труда и жизнедеятельности в целом. Замена узких понятий о производственных знаниях и умениях полной гаммой знаний, навыков и умений, в том числе необходимых для охраны и улучшения здоровья, демографическою развития, развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды, снижения экологическою риска, для выполнения активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда, означает максимальный и всесторонний учет интересов человека и поддерживание его в процессе развития.
Таким образом, новая концепция развития человека должна ориентироваться на становление и развитие творческой личности, где расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия. Учебный процесс не должен ограничивается только передачей обучающимся необходимой суммы знаний и навыков по определенной профессии. Он должен направляться на развитие у них способности и желания осваивать новые области знаний, овладевать новыми специальностями, т.е. усиливать творческий элемент. В системе подготовки кадров выделяются три основных аспекта:
• управленческий — приобретение работниками знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования производства и процветания предприятия;
• личностный — самоутверждение и самореализация работников в результате профессионального роста и карьерного продвижения;
• социальный — социализация личности и расширение ее вклада в развитие общества.
Такой подход открывает широкую перспективу для раскрытия трудового потенциала человека путем использования таких понятий, как мера его развития и мера его использования.[166] Мера развития — это качественное явление, которое из меняется зависимости от формирования или использования работника. Мера использования показывает, насколько результаты труда работника соответствуют его потенциальным возможностям.
Соотношение меры развития и меры использования может быть различным. Если мера использования больше меры развития, это говорит о том, что качество груда работника ниже предъявляемых к нему требований при этом работник достигает «уровня некомпетентности»[167] Соответствие меры развития мере использования, свидетельствует о застое, когда воспроизводится постоянно то, что есть. Здесь нет места для творческой и инновационной деятельности И, наконец, при превышении меры развития над мерой использования избыточные компетенции, знания и навыки создают своеобразный фон, необходимый для выполнения каких-либо дополнительных аспектов активности (поисковый интерес, стремление выйти за пределы прежнего опыта). Тем самым формируются пред посылки для инновационной деятельности. Однако превышение меры развития над мерой использования должно быть рационально и разумно. Избыточное превышение меры развития приводит, как указывалось выше, ослаблению мотивации, утрате интереса к успешному выполнению профессиональных обязанностей, к большим потерям для организации из-за неиспользования работником ценных знаний, навыков и свойств личности.
Осознания важности человеческого ресурса как главного фактора повышения конкурентоспособности организации на рынке, а также знакомство с зарубежной, в частности, японской, практикой управления персоналом, где подобным вопросам уделяется большое внимание (в Японии, например, модели «традиционалистского патернализма» в разной степени апеллируют к идее «психологического соглашения» между персоналом и менеджментом), привело к ряду нововведений в работе с персоналом.
Одним из них в российской практике управления стала ориентация кадровой политики на формирование устойчивой корпоративной культуры, внутрифирменных ценностей и правил поведения, которые не будучи официально закреплены в КЗоТе принимаются в качестве основы социального партнерства между администрацией предприятия и персоналом. С этих позиций первоочередной задачей на предприятии выступает формирование доверительных отношений между администрацией и работниками, основанных на обязательном исполнении достигнутых договоренностей и эффективно действующей обратной связи