Законодательные органы московской области.
Московская областная дума — законодательный (представительный) орган государственной власти Московской области.
Московская областная Дума состоит из 50 депутатов, избираемых населением. С мая 2006 года депутаты избирались по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. С 18 июня 2011 г. депутаты избираются по смешанной системе: 25 депутатов - по единому избирательному округу и 25 депутатов - по одномандатным избирательным округам.
Формирование
Порядок формирования Московской областной думы – выборы. Порядок выборов депутатов Московской областной думы устанавливает закон Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», а также федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Выборы
Выборы в Московскую областную думу назначаются депутатами Московской областной думы действующего созыва раз в пять лет. Избираются 50 депутатов. С 2011 года выборы проводятся по смешанной системе:
• 25 депутатов, избираются по спискам политических партий по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию Московской области. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов.
• 25 депутатов избираются по одномандатным округам. Среди них могут быть как члены политических партий, так и самовыдвиженцы.
Депутатом думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
Ценз оседлости отсутствует, поскольку по действующему избирательному законодательству его установление является исключительно прерогативой федерального законодателя.А принятый в 2002 году закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» срок обязательного проживания на какой-либо территории РФ не устанавливает. До 2002 года срок обязательного проживания не мог превышать одного года.
Избирательный порог
Основная статья: Процентный барьер
Закон Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Московской областной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1 мандата партиям, набравшим от 5 % до 7 % голосов.
Распределение мест
После подведения итогов голосования происходит распределение 25 депутатских мандатов — перевод числа голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.
Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Московской областной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались.
Внутри единых списков депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в списке, установленным при регистрации. В течение семи дней со дня голосования зарегистрированный кандидат может отказаться от получения депутатского мандата. Кандидат, включённый в состав единого списка кандидатов, но избранный и зарегистрированный депутатом по одномандатному округу, исключается из единого списка кандидатов до начала распределения мандатов.
Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в областную часть единого списка кандидатов, ещё остаются депутатские мандаты, то они распределяются между территориальными группами. Приоритет получают кандидаты из тех территориальных групп, где партия получила наибольший процент голосов избирателей. Им выделяется по одному мандату в порядке убывания доли (процента).
Полномочия
а) принимает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с долгом Московской области;
б) утверждает перечень имущества, находящегося в собственности Московской области и запрещенного для использования в качестве объектов обеспечения долговых обязательств;
в) заключает кредитные договоры от своего имени в качестве заемщика;
г) осуществляет контроль за состоянием и движением долга Московской области как непосредственно, так и через создаваемые ею органы.
Роспуск
Согласно уставу Московской области полномочия Московской областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
• принятия Думой решения о самороспуске в порядке, установленном законом Московской области;
• роспуска Думы Губернатором Московской области в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
• вступления в силу решения Московского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
• роспуска Думы в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Структура
Структуру Московской областной Думы составляют председатель, его заместители, иные государственные должности Московской области, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий Думы законами Московской области, постоянные и временные органы Думы, фракции, аппарат Думы.
С 24 декабря 2007 года Московская областная Дума самостоятельно устанавливает число заместителей председателя Московской областной Думы, а также устанавливает наименование и число постоянных и временных органов Московской областной Думы, определяет их задачи, состав и срок деятельности.
Судебная власть
Статья 64.Судебную власть в Московской области осуществляют федеральные Суды, а также суды Московской области (Уставный суд Московской области и мировые судьи Московской области), которые являются составной частью судебной системы Российской Федерации.
Статья 65.
1. Уставный суд Московской области разрешает дела о соответствии Уставу Московской области законодательства Московской области, дает толкования Устава Московской области и рассматривает другие вопросы в соответствии с законами Московской области.
2. Судьи Уставного суда Московской области назначаются Московской областной Думой по представлению Губернатора Московской области в порядке, предусмотренном законом Московской области.
3. Компетенция, порядок образования и деятельности Уставного суда Московской области устанавливаются законом Московской области в соответствии с федеральным законодательством.
4. Мировые судьи Московской области являются судьями общей юрисдикции. Компетенция, порядок организации и деятельности мировых судей Московской области устанавливаются федеральными законами и законами Московской области.
5. Порядок назначения на должность и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Московской области устанавливается законодательством Московской области в соответствии с федеральным законодательством.
Исполнительная власть.
Статья 56.
1. Правительство Московской области является высшим, постоянно действующим, коллегиальным органом исполнительной государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.
2. Членами Правительства Московской области являются:
Губернатор Московской области;
Вице-губернаторы Московской области;
первые заместители Председателя Правительства Московской области;
заместитель Председателя Правительства Московской области - руководитель Администрации Губернатора Московской области;
заместители Председателя Правительства Московской области;
заместители Председателя Правительства Московской области - руководители главных управлений Московской области;
министры Правительства Московской области.
Губернатор Московской области является Председателем Правительства Московской области.
Вице-губернаторы Московской области являются первыми заместителями Председателя Правительства Московской области.
3. Должности первых заместителей Председателя Правительства Московской области и заместителей Председателя Правительства Московской области предусматриваются в составе Правительства Московской области в целях координации отдельных направлений деятельности Правительства Московской области.
Губернатор Московской области вправе установить в составе Правительства Московской области должности первых заместителей Председателя Правительства Московской области - министров Правительства Московской области, заместителей Председателя Правительства Московской области - министров Правительства Московской области.
4. Министрами Правительства Московской области являются руководители министерств Московской области. Руководители иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области также могут быть министрами Правительства Московской области.
5. Перечень должностных лиц, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, устанавливается Губернатором Московской области в соответствии с Уставом Московской области и законами Московской области.
6. Правительство Московской области обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.
Статья 57.Первые заместители Председателя Правительства Московской области, заместитель Председателя Правительства Московской области - руководитель Администрации Губернатора Московской области, заместители Председателя Правительства Московской области, заместители Председателя Правительства Московской области - руководители главных управлений Московской области назначаются на должность Губернатором Московской области по согласованию с Московской областной Думой в порядке и сроки, установленные законом Московской области.
Министры Правительства Московской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Московской области.
Статья 58.
1. Правительство Московской области:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, устранению чрезвычайных обстоятельств и ликвидации их последствий;
а1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
б) разрабатывает проект бюджета Московской области, обеспечивает исполнение бюджета Московской области и готовит отчет об исполнении бюджета Московской области;
в) разрабатывает стратегию социально-экономического развития Московской области, государственные программы социально-экономического развития Московской области, обеспечивает выполнение стратегии социально-экономического развития Московской области и государственных программ социально-экономического развития Московской области, готовит отчеты об их исполнении;
г) формирует иные исполнительные органы государственной власти Московской области, за исключением случаев, установленных законами Московской области;
д) участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
е) управляет и распоряжается собственностью Московской области в соответствии с законами Московской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Московской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие изданные ими правовые акты, если указанные акты противоречат законодательству, а также вправе обратиться в суд;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Московской области, законами Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
2. Правительство Московской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Московской области, законов Московской области, нормативных актов Губернатора Московской области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение.
Порядок принятия актов Правительства Московской области устанавливается Регламентом Правительства Московской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области.
Статья 59.
1. Правительство Московской области действует в пределах срока полномочий Губернатора Московской области.
Члены Правительства Московской области слагают свои полномочия в день вступления в должность вновь избранного Губернатора Московской области. По его поручению члены Правительства Московской области исполняют свои полномочия до сформирования нового Правительства Московской области.
2. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Московской области по основаниям, установленным подпунктами "а", "г" - "и" пункта 1 статьи 52 Устава Московской области, Правительство Московской области продолжает действовать до вступления в должность вновь избранного Губернатора Московской области.
В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Московской области по основаниям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 52 Устава Московской области, Правительство Московской области уходит в отставку, но продолжает действовать до сформирования нового Правительства Московской области.
3. Правительство Московской области вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Губернатором Московской области.
4. Губернатор Московской области вправе принять решение об отставке Правительства Московской области или члена Правительства Московской области.
5. В случае отставки Правительства Московской области по основаниям, предусмотренным федеральным законом, Уставом Московской области, оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства Московской области.
Статья 60.
1. Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области - органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления на территории Московской области.
2. Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области формируются Правительством Московской области в соответствии с законом Московской области о системе исполнительных органов государственной власти Московской области и структурой исполнительных органов государственной власти Московской области, определяемой Губернатором Московской области.
3. Центральными исполнительными органами государственной власти Московской области являются министерства, комитеты и главные управления Московской области.
Статья 61.
1. Территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области - органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления на территории отдельных административно-территориальных единиц Московской области.
2. Территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области формируются Правительством Московской области в соответствии с законом Московской области о системе исполнительных органов государственной власти Московской области и структурой исполнительных органов государственной власти Московской области, определяемой Губернатором Московской области.
Статья 62.
1. Московская областная Дума вправе выразить недоверие руководителю исполнительного органа государственной власти Московской области в соответствии с законом Московской области.
Постановление Московской областной Думы о выражении недоверия руководителю исполнительного органа государственной власти Московской области принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Московской областной Думы по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов Московской областной Думы.
Губернатор Московской области в месячный срок принимает решение об освобождении от должности указанного руководителя либо извещает Московскую областную Думу о несогласии с ее решением.
2. Московская областная Дума вправе выразить недоверие Вице-губернатору Московской области, члену Правительства Московской области или обратиться к Губернатору Московской области с предложением рассмотреть вопрос о соответствии члена Правительства Московской области, замещаемой должности.
Губернатор Московской области обязан в месячный срок принять решение и известить об этом Московскую областную Думу.
Статья 63. Финансирование исполнительных органов государственной власти Московской области осуществляется за счет средств бюджета Московской области, предусмотренных отдельной статьей.