Экономическая мысль европейского средневековья

Характеристика эпохи

Средневековая или феодальная эпоха в Западной Европе может быть поделена на три периода: зарождение феодализма — VI—X вв., расцвет феодализма — XI—XIV вв., закат феодализма и зарожде­ние капитализма — XV—XVII вв. В данной теме речь пойдет о втором периоде. В это время в экономике Западной Европы со­существовали натуральное и рыночное хозяйство, труд крепост­ных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Это означало, что люди имели определенные права лишь как чле­ны сословия (духовенство, дворянство и «третье» сословие) и кор­порации (общины, цеха, гильдии и т.п.). Понятие «права челове­ка» появляется позже, при капитализме. В политической сфере господствовала феодальная раздробленность — власть феодалов на местах была сильной,- а власть короля — слабой. Единственное, что объединяло Западную Европу, это христианская религия и като­лическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рам­ках церкви.

Предмет и метод

Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно богословские сочинения. Поэтому экономичес­кие воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией и, в частности, с решением вопросов религиозного спасения че­ловека. Это спасение не носило персонального характера. Теоло­гия в эпоху Средневековья, особенно католическая, была убеж­дена, что совершенствование человека невозможно без включения его в социум. Это необходимо для преодоления его эгоистичес­кой природы и подчинения более высокой цели — интересам об­щего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуж­дениях богословов.

Во всех текстах средневековых авторов доминирует норматив­ный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают
оценочные суждения с позиций христианской морали. Кроме того,рассуждения авторов носили в основном априорный, умозритель­
ный характер и выводились на основе логики, весьма изощрен­ной. Помимо этого важным элементом доказательства являлась
ссылка на авторитет (Священное Писание или труды отцов церк­ви). ;

Как особенность метода следует отметить также двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир пред­ставлялся богословам, с одной стороны, как божественное творе­ние, пронизанное светом разума Творца, а с другой стороны, ис­порченное первородным грехом. Поэтому во всех мирских явле­ниях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.

В отношении двойственного характера земного мира можно выделить две характерные позиции средневековых авторов. Ран­ние христиане, в частности Августин Блаженный (354—430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, высту­пали за строгое подчинение земного мира божественным запове­дям, стремление преодолеть первородную греховность Града Зем­ного. В этот период очень сильным был идеал нищеты, отрече­ния от земной жизни, строгого соблюдения христианской морали, праведная жизнь представлялась как тяжелый труд, физический и духовный.

В более позднюю эпоху, в период расцвета средневековой схо­ластики, доминирующей стала другая позиция, которая четко выражена в трудах Фомы Аквинского (1225—1274). Он считает, что невозможно устроить земную жизнь по законам Божьим в силу неизбежной греховности человеческой природы. Более того, та­кие попытки лишь приведут к рождению новых пороков и бед. Праведная жизнь возможна только в монастырях, среди тех, кто достиг определенного духовного совершенства. При обустройстве же мирской жизни необходимо учитывать несовершенство чело­века. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавлива­емыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). Последние являются корректировкой божественных за­конов в определенной исторической ситуации.

В отношении этих законов действует строгая нормативная уста­новка — требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый» — справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. — является центральным для средневековых экономических воззре­ний. И в данном случае справедливым считается соблюдение или соответствие законам (божественным или условным).

Наши рекомендации