Классы в современном обществе
Исторический материализм
Формационная теория
- По каким причинам происходит смена общественно-экономических формаций.
- Чем отличаются формации друг от друга? Например, капиталистическая от коммунистической.
- Смена формаций — это однонаправленный прогрессивный процесс или возможен регресс, когда общество деградирует и более примитивная формация сменяет более развитую?
- К какой формации можно отнести современное российское общество? Обоснуйте свою точку зрения.
- Каким образом происходит смена формаций? Приведите конкретные исторические примеры. Можно ли избежать социальных потрясений при смене одной формации на другую?
- Являются ли «оранжевые» революции в странах бывшего СНГ примерами смены формаций в этих обществах?
- Является ли «перестройка» и дальнейшее разрушение СССР примером смены формаций? Можно ли назвать эти события революцией?
- Смена формаций происходит автоматически при достижении определенного уровня развития общества? Какую роль в смене формаций играют различные политические и социальные силы?
- Почему при смене формаций происходят революции? Что произойдет, если социальная революция по тем или иным причинам задержится или вообще не состоится?
- Почему в основу материалистической классификации обществ положен именно тип производства, а не торговли или государственного устройства?
- Может ли существовать общество, в котором вообще нет людей, занимающихся материальным производством?
- Есть ли на ваш взгляд универсальная система моральных норм? Если есть, то какая? Назовите эти нормы?
- Может ли существовать классовое общество без государства?
- Почему у первобытных людей не было полиции? Как они обходились без нее?
- Почему в первобытном обществе поначалу не было богатых и бедных?
- Мог ли в первобытном обществе существовать профессиональный театр? Почему?
- Может ли существовать современная буржуазно-демократическая республика у племен, стоящих на уровне каменного века?
- Могут ли существовать племенные институты (власть старейшин, родовая организация и т. п.) соседствовать с современным капиталистическим производством? Каким образом?
- Определяет ли экономика каждую деталь общественного устройства?
- Почему массовое бесплатное образование появляется в середине — конце XIX века?
Классовая теория
- Назовите примеры влияния того, как характер производственных отношений, в которые включен человек, влияет на его ценности и жизненные цели?
- Способствовало ли появление классов развитию общества? Было ли оно неизбежным? Почему?
- Может ли принадлежность к классу или прослойке определяться моральными качествами человека?
- Есть ли в классовом обществе люди, не принадлежащие к какому-либо классу?
- Чем класс отличается от прослойки? Как прослойка может соотноситься с классом?
- Почему рабы достаточно часто старались сломать сложные орудия труда и вообще обходились с ними плохо?
- Какой класс обладает государственной властью в современной России? Какой − в Советском Союзе?
- Марксисты говорят, что правящим всегда является тот или иной класс в целом. Но при этом известны государства, где неограниченная верховная власть принадлежит одному человеку (царю, королю, диктатору). Нет ли здесь противоречия?
- Почему между общественными классами идет борьба? Разве не могли бы они жить в мире друг с другом?
- Идет ли классовая борьба в современной России? Если да, то приведите примеры. Между какими классами идет борьба?
- Могли бы буржуа и пролетарии полностью прекратить классовую борьбу, если бы захотели?
- Во время экономического кризиса господин Х., владеющий металлургическим заводом, погряз в долгах. Поставщик сырья для его предприятия — крупная промышленная корпорация, совет директоров которой решил «захватить» данное предприятие. Поставщик инициирует процедуру банкротства, одновременно подкупает руководство официального профсоюза и устраивает акции массового протеста против законного собственника. Используя свои связи в правительстве, а также силы собственного охранного предприятия, корпорация устанавливает контроль над металлургическим заводом. Разорившийся собственник кончает жизнь самоубийством, выбросившись из окна своего офиса. Является ли данный пример эпизодом классовой борьбы? Ответ обоснуйте.
- Является ли уголовное преследование крупного собственника (например, нефтяного олигарха) со стороны демократического государства актом классовой борьбы? Ответ обоснуйте.
- Может ли классовая борьба переходить на международный или даже мировой уровень? Как это может проявляться? Какие межгосударственные, международные конфликты можно считать классовыми? Приведите примеры.
- В каких сферах общественной жизни сталкиваются интересы различных классов? В экономике, политике, культуре? Приведите конкретные примеры.
- Успешная экономическая борьба приводит к тому, что рабочие улучшают свое положение. Правильно ли будет утверждение, что они вследствие этого меньше обращают внимание на противоречия капитализма? Если да, то значит ли это, что экономическая борьба — занятие вредное?
- Вы дискутируете с представителем буржуазной молодёжной организации, который заявляет следующее. В современных цивилизованных демократических странах представители всех классов имеют одинаковые возможности для выражения собственного мнения. Государство гарантирует для всех свободу слова, собраний и т.д. Поэтому классовая борьба в таких странах прекращается, т.к. при принятии всех социально значимых решений, учитывается мнение всех общественных классов. Согласны ли вы с данными утверждениями? Почему?
Классы в современном обществе