ОПИСАНИЕ МЕСТА учебного предмета 4 страница
Класс
№ урока | Наименование раздела и тем | Характеристика видов деятельности учащихся | Часы учебн. време ни |
1.1 | Мир глазами астронома. | Знакомитьсяс учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбиратьпроекты для выполнения; пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; рассказыватьо мире, с точки зрения астронома; работать в паре: изучатьпо схеме строение Солнечной системы, перечислятьпланеты в правильной последовательности, моделироватьстроение Солнечной системы; извлекатьиз текста учебника цифровые данные о Солнце, выписыватьих в рабочую тетрадь; работать со взрослыми: находитьи дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовитьсообщения; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
2.2 | Стартовый контроль (тестирование). Планеты Солнечной системы. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; на основе схемы строения Солнечной системы характеризоватьпланеты, перечислятьих в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку; различатьпланеты и их спутники; работать в паре: анализироватьсхемы вращении Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца; практическая работа: моделироватьдвижение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; устанавливать причинно-следственные связимежду движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; работать со взрослыми: наблюдатьЛуну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа); извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
3.3 | Звёздное небо — Великая книга Природы. | Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; работать в паре: изучатьпо учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотноситьих с собственным практическим опытом, находитьна карте звёздного неба знакомые созвездия; моделироватьизучаемые созвездия; определятьнаправление на север по Полярной звезде; выполнятьзадания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
4.4 | Мир глазами географа. | Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; сравниватьглобус и карту полушарий; находитьусловные знаки на карте полушарий; обсуждатьзначение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказо географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; извлекать информациюо географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
5.5 | Мир глазами историка. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; составлять рассказыо мире, с точки зрения историка; характеризоватьроль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждатьроль бытовых предметов для понимания событий прошлого; посещатькраеведческий музей и готовить рассказна основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьпа итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
6.6 | Когда и где? | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; определятьпо «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждатьсроки начала года в разных летосчислениях; работать в паре: анализироватьисторическую карту, рассказыватьпо ней об исторических событиях; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения па уроке | |
7.7 | Мир глазами эколога. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказыватьо мире, с точки зрении эколога; работать в группе: анализироватьсовременные экологические проблемы, предлагатьмеры по их решению; знакомитьсяс международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; находитьв Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовитьсообщения; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
8.8 9.9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Пониматьучебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказыватьо причинах появления Списка Всемирного наследия; различатьобъекты Всемирного природного и культурного наследия; работать в паре: знакомитьсяпо карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определятьих по фотографиям; знакомитьсяпо рисунку учебника с животным из Международной Красной книги; читатьв учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использоватьих как образец для подготовки собственных сообщений; извлекатьиз дополнительной литературы. Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовитьсообщения о них; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
Природа России 10ч. | |||
10.1 | Равнины и горы России. | Пониматьучебные задачи урока и стараться их выполнить; работать в паре: находить и показыватьна физической карте России изучаемые географические объекты, рассказыватьо них по карте; различатьхолмистые и плоские равнины; характеризоватьформы земной поверхности России, рассказыватьо них по личным впечатлениям; извлекатьиз дополнительной литературы. Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовитьсообщения; выполнятьна персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
11.2 | Моря, озёра и реки России. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: находить и показыватьна физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте; различатьморя Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; характеризоватьособенности изучаемых водных объектов; находитьв Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; работать со взрослыми: готовить и оформлятьв классе выставку «Где мы были»; готовитьсочинения на тему урока; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
12.3 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: знакомитьсяс картой природных зон России, сравниватьеё с физической картой России; определятьпо карте природные зоны России, высказывать предположенияо причинах их смены, осуществлять самопроверку; устанавливать причинно-следственные связимежду освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работатьсо схемой освещенности Земли солнечными лучами; находитьна карте природных зон области высотной поясности; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке находить и показыватьна карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; выявлять взаимосвязьприродных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами; работать в паре: определятьпо рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять,как они приспособлены к условиям жизни; рассказыватьпо рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделироватьхарактерные цепи питания; рассказыватьоб освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; характеризоватьзону арктических пустынь по плану; извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовитьсообщения; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
13.4 | Тундра. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравниватьобщий вид тундры и арктической пустыни, описыватьтундру по фотографии; находить и показыватьна карте природных зон зону тундры, рассказыватьо ней по карте; выявлять взаимосвязьприродных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами; работать в паре: рассматриватьв гербарии и на рисунке растения тундры, выявлятьчерты их приспособленности к условиям жизни; знакомитьсяпо рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживатьэкологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделироватьхарактерные цепи питания; рассказыватьоб освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; характеризоватьзону тундры по плану; сравниватьприроду тундры и арктических пустынь: изготавливать макет участка тундры; извлекатьиз дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовитьсообщения; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
14.5 | Леса России. Лес и человек. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить и показыватьна карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказыватьо них по карте; устанавливать зависимостьособенностей лесных зон отраспределения тепла и влаги; работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника с природой лесных зон, определятьс помощью атласа-определителя растения лесов, моделироватьхарактерные цепи питания; сравниватьприроду тундры и лесных зон; работать в паре:с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждатьэкологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждатьправила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»; извлекатьиз дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовитьсообщения; совершатьвиртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; характеризоватьлесные зоны по плану; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
15.6 | Зона степей. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравниватьобщий вид леса и степи, описыватьстепь по фотографиям; находить и показыватьна карте природных зон зону степей, рассказыватьо ней по карте; устанавливать зависимостьособенностей степной зоны отраспределения тепла и влаги; работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказыватьпо рисунку об экологических связях в степи, моделироватьхарактерные цепи питания; сравниватьприроду зоны степей с природой лесов и тундры; обсуждатьэкологические проблемы зоны степей и пути их решения; извлекатьиз дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовитьсообщения; совершатьвиртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризоватьзону степей по плану; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
16.7 | Контрольная работа по темам «Земля и человечество», « Природа России» | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |
17.8 | Пустыни. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравниватьобщий вид степиипустыни, описывать пустыню по фотографиям; находить и показыватьна карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказыватьо них по карте; устанавливатьзависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказыватьпо рисунку об экологических связях в пустыне, моделироватьхарактерные цепи питания; сравниватьприроду зоны пустынь с природой степей; обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; изготавливатьмакет участка пустыни; характеризоватьзону пустынь по плану; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
18.9 | У Чёрного моря. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить и показыватьна карте зону субтропиков, рассказыватьо ней по карте; устанавливать причины своеобразия субтропической зоны; работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказыватьпо рисунку об экологических связях, моделироватьхарактерные цепи питания; обсуждатьправила поведения во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; совершатьс помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»; обсуждатьрассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; работатьс терминологическим словариком; характеризоватьзону субтропиков по плану; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
19.10 | Презентация проектов (по выбору). | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; интервьюироватьстарших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); готовитьтексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей | |
Родной край - часть большой страны 15ч. | |||
20.1 21.2 | Наш край. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион;знакомитьсяс картой своего региона,рассказыватьпо ней о родном крае; характеризоватьродной край по предложенному в учебнике плану; оценивать свои достижения на уроке | |
22.3 23.4 | Поверхность нашего края. . | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; описыватьпо своим наблюдениям формы земной поверхности родного края,находитьна карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекатьиз краеведческой литературы информациюоповерхности края; обсуждатьмеры по охране поверхности своего края; изготавливатьмакет знакомого участка поверхности родного края; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах земной поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьпа итоговые вопросы и оцениватьдостижения па уроке | |
24.5 | Водные богатства нашего края. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: составлятьсписок водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлятьплан описания другого водного объекта (например, озера, пруда); моделироватьзначение водных богатств и жизни людей; выявлятьисточники загрязнения близлежащих водоёмов; обсуждатьрассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»; участвоватьв водоохранных мероприятиях в городе (селе); формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьпа итоговые вопросы и оцениватьдостижения па уроке | |
25.6 26.7 | Наши подземные богатства. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; находитьпа физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; практическая работа в группе: определятьполезное ископаемое, изучатьего свойства, находитьинформацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описыватьизученное полезное ископаемое по плану; готовитьсообщение и представлятьего классу; сравниватьизученные полезные ископаемые; работать со взрослыми: выяснятьв краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; извлекатьиз краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; обсуждатьрассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьпа итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
27.8 | Земля — кормилица. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; работать в паре: извлекатьиз краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливатьмакет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлятьсамопроверку; выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; обсуждатьрассказ «Дорожежемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»; извлекатьиз краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьпа итоговые вопросы и оцениватьдостижения па уроке | |
28.9 | Жизнь леса. . | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: определятьс помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнаватьпо иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлятьэкологические связи в лесу; рассказыватьпо своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; моделироватьцепи питания, характерные для лесного сообщества региона; обсуждатьнарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагатьпути решения экологических проблем; характеризоватьлесное сообщество региона по данному в учебнике плану; обсуждатьматериалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью леса, определятьего обитателей с помощью атласа-определителя; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
29.10 | Жизнь луга. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в паре: описыватьлуг по фотографии, определятьрастения луга в гербарии; знакомитьсяс животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; рассказыватьпо своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона; моделироватьцепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию; характеризоватьлуговое сообщество по данному в учебнике плану; сравниватьприродные особенности леса и луга; приводить примерыправильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлятьнарушения экологических связей по вине человека, предлагатьпути решения экологических проблем; обсуждатьрассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; составлять памятку«Как вести себя на лугу»; работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью луга, определятьего обитателей с помощью атласа-определителя; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
30.11 | Жизнь в пресных водах. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме; рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края: моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её; работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | |
31.12 | Контрольная работа по темам « Природа России», «Родной край - часть большой страны» | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |
32.13 33.14 | Растениеводство в нашем крае. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий: работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур; различатьсорта культурных растений (на примерах, характерных для региона); работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами и поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
34.15 | Животноводство в нашем крае. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона); работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения па уроке | |
Страницы Всемирной истории 5ч. | |||
35.1 | Начало истории человечества. История первобытного общества. | Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения; понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять по ««лепте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
36.2 | Мир древности: далёкий и близкий. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; определятьпо «лепте времени» длительность истории Древнего мира; находитьпа карте местоположение древних государств; извлекатьинформацию из учебника, анализироватьиллюстрации, готовитьсообщения и презентоватьих в классе; обобщатьсведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлятьобщее и отличия; пониматьроль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлятьалфавиты древности; пониматьроль археологических находок для изучения истории древних государств; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
37.3 | Средние века: время рыцарей и замков. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставлятьдлительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определятьпо «ленте времени» длительность Средневековья; находитьпа карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описыватьпо фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставлятьисторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; развивать воображение,реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлятьмировые религии, выявлятьих сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; пониматьважность изобретения книгопечатания для человечества; выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьпа итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
38.4 | Новое время: встреча Европы и Америки. . | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; определятьпо «лепте времени» длительность периода Нового времени,сопоставлятьеёсдлительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставлятьжизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживатьпо карте маршруты Великих географических открытий; обсуждатьметоды изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявлятьпо фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждатьроль великих географических открытий в истории человечества; характеризоватьнаучные открытия и технические изобретения Нового времени; развиватьвоображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполнять заданияэлектронного приложения к учебнику: работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
39.5 | Новейшее время: история продолжается сегодня. . | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризоватьзначение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказыватьо научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков; выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
Страницы истории России 20 ч | |||
40.1 | Жизнь древних славян. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализироватькарту расселения племён древних славян; выявлятьвзаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризоватьверования древних славян; моделироватьдревнеславянское жилище; составлятьплан рассказа на материале учебника; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
41.2 | Во времена Древней Руси. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживатьпо карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; характеризовать системугосударственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; отмечатьна «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждатьпричину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализироватьбылину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
42.3 | Страна городов. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; в холе самостоятельной работы (в группах) анализироватькарты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризоватьих местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовитьсообщения, презентоватьих на уроке; сопоставлятьна основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развиватьвоображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждать,почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
43.4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждатьроль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризоватьсостояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлятьроль летописей для изучения истории России; характеризоватьоформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлятьоформление древнерусских книг с современными; обсуждатьроль рукописной книги в развитии русской культуры; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
44.5 | Трудные времена на Русской земле. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживатьпо карте нашествие Батыя на Русь; обсуждатьпричины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия: описыватьпо иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказыватьо монгольском нашествии по плану учебника; находитьна карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике сравниватьвооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказыватьсвоё отношение к личности Александра Невского; работатьс терминологическим словариком; заполнять«Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
45.6 | Русь расправляет крылья. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться сё выполнить; приводитьфакты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказыватьпо иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживатьпо карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать,какие личные качества Иоана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполнятьзадания из электронною приложения к учебнику; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
46.7 | Куликовская битва. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживатьпо карте передвижения русских и ордынских войск; составлятьплан рассказа о Куликовской битве; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделироватьход Куликовской битвы; отмечатьна «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказыватьо поединках богатырей; заполнятьвкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавать роль Куликовской битвы в истории России; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения па уроке | |
47.8 | Иван Третий. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказыватьоб изменении политики в отношении Золотой Орды; описыватьпо иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждатьзначение освобождения от монгольского ига; выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; заполнятьвкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; отмечатьна «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материна, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
48.9 | Мастера печатных дел. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать,как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказыватьо первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников; сопоставлятьсовременные и первопечатные учебники по иллюстрациям; работатьс терминологическим словариком; развивать воображение,«обучая грамоте» учеников XVII века; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
49.10 | Патриоты России. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; заполнятьприложение к рабочей тетради «Героическая летопись России; выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; работатьс терминологическим словариком; рассказыватьоб этом событии от имени участника ополчения; осознаватьроль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
50.11 | Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. . | Пониматьучебную задачу урока и стремиться ее выполнить; рассказыватьо реформах Петра I на основе материала учебника; извлекатьиз дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описыватьдостопримечательности Санкт-Петербурга; обсуждать,заслуженно ли Пётр I стал называться Великим; отмечатьна «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; находитьна карте приобретения города, основанные Петром I; высказыватьсвоё отношение к личности Петра Великого; работатьс терминологическим словариком; составлятьплан рассказа о М. В. Ломоносове: прослеживатьпо карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву, обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры: отмечатьна «ленте времени» дату основания Московского университета. извлекатьиз Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова; высказыватьсвоё отношение к личности М. В. Ломоносова; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
51.12 | Екатерина Великая. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая, описыватьдостопримечательности Петербурга; сравниватьположение разных слоев российского общества; рассказыватьпо учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва; прослеживатьпо карте рост территории государства; рассказыватьпо учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове; извлекатьиз Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения па уроке | |
52.13 | Комплексная контрольная работа | Выполнятьтесты с выбором ответа; оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оцениватьсвои знания в соответствии с набранными баллами | |
53.14 | Отечественная война 1812 года. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; на основе самостоятельной работы по учебнику рассказыватьо Бородинском сражении; отмечатьна «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнятьприложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждать,почему война 1812 года называется Отечественной; обсуждать,почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекатьиз Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовитьдоклады, презентоватьих в классе; работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
54.15 | Страницы истории ХIХ века. . | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучатьтекст учебника, выполнятьзадания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовитьсообщения и презентоватьих на уроке; работатьс историческими картами, находитьна карте Транссибирскую магистраль; сопоставлятьисторические источники; извлекатьиз краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
55.16 | Россия вступает в XX век. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; отмечатьна «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; составлятьплан рассказа о событиях начала XX века и рассказыватьо них по плану; интервьюироватьвзрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи; развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век: формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
56.17 | Страницы истории 1920-1930-х годов. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; знакомитьсяпо карте СССР с административно-территориальным устройством страны; сравниватьгербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомитьсяс символикой герба СССР; сравниватьтексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять,какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; прослушиватьв записях песни 1930-х годов; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
57.18 58.19 | Великая война и великая Победа. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; составлятьплан рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказыватьо ней по плану; обсуждать,в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречатьсяс ветеранами войны, интервьюировать их; прослушиватьвзаписи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу; собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе; интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; готовить праздник ко Дню Победы; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
59.20 | Страна, открывшая путь в космос. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса; интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с электронным пособием; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
Современная Россия 9ч. | |||
60.1 61.2 | Основной закон России и права человека. . | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закреплённые в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; готовитьпроекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; работатьс терминологическим словариком;формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
62.3 | Мы — граждане России. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить: различатьправа и обязанности гражданина, устанавливатьих взаимосвязь ;различатьпрерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; следитьза государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры); работатьс терминологическим словариком; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
64.5 | Такие разные праздники. | Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; различатьпраздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; знакомитьсяс праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина; выяснять,используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся; рассказыватьо своих любимых праздниках; работать со взрослыми: составлятькалендарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
65.6 | Контрольная работа по темам «Страницы истории России», «Современная Россия» | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |
66.7 | Путешествие по России. | Пониматьучебные задачи уроков и стремиться их выполнить; знакомитьсяпо материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; совершатьвиртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;рассказыватьпо личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрироватьфотографии, сувениры; анализировать и сравниватьгербы городов России, выяснятьих символику; пользуясь информацией из различных источников, готовитьсообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору); формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьпа итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках | |
68.9 | Презентация проектов (по выбору). | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекатьинформацию из дополнительных источников и Интернета; посещатьмузеи, обрабатыватьматериалы экскурсий; интервьюироватьстарших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрациидля презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); готовитьтексты сообщений; выступатьс сообщением в классе; оцениватьсвои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей |