Модуль 3. Рыночное конкурентное предложение
Семинар по теме 9: Предприятие (фирма) в условиях
совершенной конкуренции – 2 ч.
Цель:уяснить роль конкуренции в рыночной системе, основные формы и методы конкуренции, сформировать основы систематизированных знаний о сущности совершенной конкуренции и её роли в современной экономике.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие конкуренции. Роль конкуренции в становлении разных типов рынка.
2. Рынок совершенной конкуренции. Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.
3. Механизм достижения равновесия в условиях совершенной конкуренции. Максимизация прибыли и правило равенства предельных издержек и предельных доходов (MC = MR).
4. Решение практических задач.
Примерные темы докладов, рефератов и эссе:
1. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
2. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффект масштаба. Сравнение предельных издержек и предельных доходов как способ поиска оптимального объема производства.
3. Динамика прибыли и объема предложения в долгосрочный период.
4. Совершенная конкуренция и эффективность экономики.
Основная литература: 1, 2,3,5,6, 8, 10, 11,16,17,18,19.
Дополнительная литература:29, 54,56,61.
Семинар по теме 10: Рыночные структуры
несовершенной конкуренции– 2 ч.
Цель:уяснить роль несовершенной конкуренции в рыночной системе, рассмотреть основные виды и формы несовершенной конкуренции (монополистическая конкуренция, олигополия и монополия), положительные и отрицательные стороны данных экономических явлений, обосновать необходимость и раскрыть способы антимонопольного регулирования.
Вопросы для обсуждения:
1. Общие черты несовершенной конкуренции. Основные черты рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
2. Универсальный характер правила равенства предельных издержек и предельных доходов. Принципы применения правила MR = MC.
3. Поведение и равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде.
4. Условия олигополии. Дифференцированные и недифференцированные продукты при олигополии. Модель Курно.
5. Основные черты монополии. Рыночное равновесие в условиях монополии.
6. Решение практических задач.
Примерные темы докладов, рефератов и эссе:
1. Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности.
2. Позитивные и негативные стороны структур несовершенной конкуренции.
3. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных (предпринимательских) монополий. Признаки монополизации рынка.
4. Разновидности олигополии: нескоординированная олигополия, картели, картелеподобная структура рынка.
Семинар по теме 11: Рынки факторов производства
и факторные доходы – 4 ч.
Цель:уяснить особенности рынков факторов производства, их значение в деятельности предприятия. Проанализировать виды, источники и факторы роста доходов в рыночной экономике.
Вопросы для обсуждения:
Занятие 1
1. Факторы производства, их классификация. Спрос, предложение и ценообразование на факторы производства.
2. Факторные доходы. Предельный продукт и предельный доход в денежной форме.
3. Рынок капитала и процент. Капитал предприятия и его структура. Основной и оборотный капитал. Дисконтирование.
4. Труд как фактор производства и его цена. Заработная плата, ее формы и функции (для работодателя и занятого). Спрос и предложение на рынке труда.
Занятие 2
1. Земля как фактор производства. Широкое и узкое понимание.
2. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.
3. Роль невозобновляемых природных ресурсов в современной российской экономике.
4. Итоговое тестирование по модулю 3
Примерные темы докладов, рефератов и эссе:
1. Рынки факторов производства как сфера товарного обращения важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности.
2. Заработная плата и профсоюзы.
3. Уровень и динамика заработной платы в России.
4. Неоклассическая теория процента и прибыли, как дохода от факторов производства.
Основная литература: 1, 2, 3, 8, 10, 11, 13, 16, 19.
Дополнительная литература: 21,25,29,37,38,44,59.