Инвестиции. Инвестиционный спрос

ЛЕКЦИЯ №26

по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Раздел 3. Макроэкономика

Тема № 26. Потребление, сбережения и инвестиции

Занятие № 1. Потребление, сбережения и инвестиции

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии экономической теории «___» ____________ 200 __ г.   протокол № ___

Учебно-воспитательные цели

1. Раскрыть сущность и содержание потребления, сбережения и инвестиций.

2. Формировать основы экономического мышления, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета.

3. Воспитывать любовь к своей будущей профессии, тягу к экономическим знаниям.

Содержание

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Потребление и сбережения.

2. Инвистиции. Инвестиционный спрос.

Заключение.

Литература

а) основная

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003. – С. 27-35.

2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – С. 27-35.

3. Экономическая теория: Учебник в трех частях. Часть I. Общая экономическая теория. Переходная экономика / Под общей ред. док. экон. наук, доцента О.А. Эткало. – Ярославль: Изд-во Военного финансово-экономического института, 2004.- С. 9-43.

б) дополнительная

1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: Изд-ва Рос. экон. акад., 2000. – С. 31-44.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 5-17.

в) рекомендуемая

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992. – С. 18-25, 36-42.

2. Фишер С. Экономика. М., Дело, 1993. – С. 1-3.

3. Экономическая теория. Учебник / под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 1999. – С. 24-39.

Учебно-материальное обеспечение

Учебно-методический комплекс по теме №26:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №26.

3. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.

4. Классная доска, мел, указка.

Текст лекции

Введение

Совокупный спрос (АD) определяется расходами, которые планируют домашние хозяйства, предприниматели, а также государство и зарубежные страны.

Совокупный спрос, или совокупные расходы, включают спрос:

1) населения на потребительские товары (С) (потребительские расходы);

2) фирм на инвестиционные товары (J) (инвестиционные расходы);

3) государства на товары и услуги (G) (государственные расходы);

4) заграницы на продукцию данной страны (Хп) (чистый экспорт).

Однако основную часть совокупного спроса формируют потребительские расходы домашних хозяйств (до 2/3 совокупного спроса) и инвестиционные расходы фирм.

Потребительские расходы – это часть дохода, которую домашние хозяйства тратят на приобретение товаров и услуг. Другая часть дохода не расходуется на текущее потребление – сберегается. Очевидно, что уровень потребительских расходов будет зависеть от того, в какой пропорции располагаемый доход распадается на потребление и сбережение, поэтому анализ потребительских расходов предполагает их рассмотрение во взаимосвязи со сбережениями.

Инвестиции являются наиболее подвижным, наиболее гибким элементом совокупного спроса. Их изменения в наибольшей степени влияют на экономический рост, уровень занятости в экономике.

Процесс формирования потребительских расходов населения и инвестиционных расходов фирм, факторы, влияющие на их уровень, воздействие изменения инвестиций на национальный объем производства и будут рассмотрены в этой теме.

Потребление и сбережения

Источником и потребления, и сбережений является располагаемый доход (Y), получаемый индивидуумом (личный доход за вычетом индивидуальных налогов), который агентами рынка распределяется на потребление (С) и сбережение (S).

Y = ЛД – T = С + S,

где: Y – личный доход;

T – индивидуальные налоговые отчисления

Потребление (С) – это использование части располагаемого дохода для текущего приобретения товаров краткосрочного и длительного пользования и услуг. В потреблении выражается общий потребительский (платёжеспособный) спрос.

Сбережения (S) – накопление части дохода для последующего потребления. Таким образом, и потребление, и сбережения являются функциями дохода (ВНП). (Здесь и в дальнейшем в целях упрощения анализа мы будем предполагать, что выпуск продукции (ВНП) и доход равны.)

Зависимость между уровнем дохода и потреблением описывается графиком потребления (рис. 1).

 
  Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

Рисунок 1. График потребления

С – сбережения; Y – доход (реальный ВНП)

Биссектриса на рисунке 1 описывает ситуацию, при которой потребление равно доходу, т.е. весь доход потребляется и сбережения равны 0.

В реальной жизни потребляется только часть дохода и кривая потребления обычно принимает вид СС. Анализ этой кривой показывает, что:

– даже при нулевом доходе существует потребление. Это так называемое автономное потребление(С0) – потребление, не зависящее от уровня дохода. Потребление никогда не может равняться 0, так как без потребления невозможно существование человека как биологического вида. Автономное потребление может осуществляться за счет продажи накопленного имущества, прошлых сбережений, займов;

– при доходе, равном Y1, потребление больше дохода. В этом случае потребление осуществляется как за счет дохода, так и за счет сбережений, займов и т.п.;

– при доходе, равном Y2, весь доход идет на потребление;

– за пределами Y2, при Y3 часть дохода (Y3B) потребляется, а часть дохода (AB) – сберегается.

При этом по мере роста дохода потребление абсолютно растет, но доля его в доходе имеет тенденцию к сокращению[1].

Другая часть располагаемого дохода используется для сбережений. Зависимость сбережений от величины дохода представлена на рисунке 2.

 
  Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

Рисунок 2. График сбережений

S – сбережения; Y – доход (реальный ВНП)

График сбережений показывает, что при доходе, равном Y1, сбережения имеют отрицательное значение (сбережения сокращаются), при доходе Y2 сбережения равны нулю. Они возникают и начинают расти за пределами Y2 и по мере увеличения дохода возрастают абсолютно, растет и долясбережений в доходе.

Помимо дохода, на потребление и сбережения влияют и другие (недоходные) факторы, приводящие к изменениям потребления и сбережений при том же уровне дохода и смещению кривых потребления и сбережений:

– накопленное богатство;

– объем бесплатных услуг, оказываемых населению (бесплатное образование, здравоохранение и т.п.);

– насыщенность рынка товарами;

– уровень налогообложения;

– задолженность по потребительским кредитам;

– ожидания изменения цен, доходов и др.

Очевидно, что изменения всех этих факторов (кроме изменений в налогообложении) оказывают противоположное воздействие на потребление и сбережения. Например, ожидание роста цен будет увеличивать текущее потребление и, соответственно, снижать сбережения; сокращение накопленного богатства, будет увеличивать потребление и снижать сбережения и т.д. Только увеличение или сокращение налогов однонаправленно влияет на потребление и сбережения, т.е. если налоги снижаются, то расти будет и потребление, и сбережения, и наоборот.

В какой же пропорции располагаемый доход делится на потребление и сбережение? От каких факторов зависят эти пропорции? Ответ на эти вопросы имеет принципиально важное значение.

Представители классической школы полагают, что сбережения зависят от уровня процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем выше стимулы к сбережению. В то же время, как было показано выше, спрос на инвестиции также определяется уровнем процентной ставки. Таким образом, и сбережения, и инвестиции являются функциями ставки ссудного процента:

S = f(i) и I = f(i),

где: I – инвестиции;

S – сбережения;

i – процентная ставка.

Сбережения – это предложение денег, инвестиции – это спрос на деньги. Отсюда, равновесие денежного рынка – условие равенства сбережений инвестициям. В свою очередь, равновесие денежного рынка обеспечивается гибкостью процентных ставок. Если сбережения (предложение денег) превысят инвестиционный спрос, то процентная ставка упадет, инвестиции увеличатся, на рынке будет восстановлено равновесие. Если, наоборот, инвестиционный спрос (спрос на деньги) окажется больше сбережений (предложения денег), то процентная ставка повысится, и начнут увеличиваться сбережения.

Кейнсианская школа исходит из того, что инвестиции и сбережения не могут находиться в постоянном равновесии в связи с тем, что их осуществляют разные хозяйствующие субъекты, и мотивы, которыми руководствуются инвесторы и «сберегатели», также различны. Равновесие между сбережениями и инвестициями в кейнсианской трактовке достигается при определенном уровне дохода (ВНП).

Кроме того, если инвестиции действительно зависят от процентной ставки, то сбережения по Кейнсу определяются не уровнем процентной ставки, а прежде всего доходом (Y):

S = f(Y),

где S – сбережения;

Y – располагаемый доход;

i – процентная ставка.

Дж. М. Кейнс полагал, что главным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений, является не ставка процента, а величина располагаемого дохода. Потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако, с ростом доходов всё большая их часть уходит в сбережения. Это объясняется действием субъективного фактора, который характеризуется введёнными Кейнсом категориями:

1) склонность к потреблению – желание людей покупать потребительские товары;

2) склонность к сбережению – психологический фактор, означающий желание людей сберегать часть дохода. Мотивы сбережения могут быть различными: желание купить дорогостоящие товары, страхование от непредвиденных обстоятельств, обеспечение старости, обеспечение детей в будущем и т.п.

3) средняя склонность к сбережению и средняя склонность к потреблению.

Средняя склонность к потреблению исчисляется как отношение потребляемой части национального дохода (C) ко всему национальному доходу (Y):

APC = Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

Средняя склонность к сбережению выражается как отношение сберегаемой части национального дохода (S) ко всему национальному доходу (Y):

APS = Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

APC + APS = 1

Каким образом изменяется склонность к потреблению и сбережению, если изменяется доход?

Для макроэкономического анализа, в первую очередь, важно не то, какая часть дохода была потрачена на потребление, а то, какая часть прироста дохода будет потрачена домохозяйствами на потребление, ибо именно планируемые расходы формируют спрос. Постановка такого вопроса требует введение в анализ предельных величин, известных нам из курса микроэкономики.

Предположим, что первоначально доход составлял 10 тыс. рублей, из них на текущее потребление расходовалось 8 тысяч и 2 тысячи откладывалось, сберегалось (например, на отпуск), т.е. АРС = 0,8, а АРS = 0,2.

Допустим, что доход увеличился на 3 тысячи. Как распределятся эти дополнительные 3 тысячи? В том же соотношении 4 к 1, или в другом?

Отношение изменения объема потребления (ΔС) к изменению дохода (ΔY) называется предельной склонностью к потреблению (МРС):

4) предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению

Предельная склонность к потреблению (MPC) – есть отношение прироста потребления к приросту дохода, который вызвал изменение в потреблении

MPC = Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

Предельная склонность к сбережению (MPS) – есть отношение изменения (прироста) сбережения к изменению (приросту) дохода, которым вызвано это изменение:

MPS = Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

Предельная склонность к сбережению находится в пределах от нуля до единицы (0 < MPS < 1) и меньше значения предельной склонности к потреблению.

Продолжим пример. Если из дополнительного дохода в 3 тысячи 1,8 тысячи было отложено, а 1,2 тысячи истрачено на текущее потребление, то МРS = 0,6, а МРС = 0,4.

Поскольку совокупный доход распадается на потребление и сбережение (Y = C + S), то

MPC + MPS = 1, отсюда

MPC = 1 – MPS и MPS = 1 – MPC

Значение МРС и МРS определяют наклоны, соответственно, кривых потребления и сбережения. Крутой наклон СС означает высокую склонность к потреблению, а плавный – низкую.

Аналогично и кривая сбережений. По мере роста дохода МРS растет, а МРС падает.

Зависимость потребления от дохода (функцию потребления) можно описать формулой:

С = С0 + МРС (Y),

где: С – потребление;

С0 – автономное потребление – потребление при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Y – располагаемый доход (валовой национальный продукт).

Зная функцию потребления, можно определить зависимость сбережений от дохода, вывести функцию сбережений:

S = Y – C = Y – [С0 + MPC (Y)] = – С0 + (1 – MPC (Y)), т.е.

S = – С0 + MPS (Y),

где: S – сбережение;

С0 – автономное потребление – потребление при нулевом доходе;

МРS – предельная склонность к сбережению;

Y – располагаемый доход (валовой национальный продукт).

Потребительские расходы, будучи важнейшей частью совокупного спроса, оказывают влияние на национальный объем производства, уровень цен и занятость. Рост потребления, увеличивая совокупный спрос, стимулирует расширение производства и снижение уровня безработицы.

Сбережения, будучи вычетом из текущего дохода, в совокупный спрос не входят и непосредственно на величину ВНП не влияют, но поскольку сбережения являются источником инвестиций, то опосредованно они способствуют увеличению объема производства в будущем.

Выводы по 1 вопросу

Потребление и сбережения есть функции дохода. По мере роста доходов доля потребления сокращается, а доля сбережений растет. Автономное потребление – это потребление, независимое от уровня дохода. Уровень потребления и сбережений характеризуется следующими показателями: средняя склонность к потреблению – доля дохода, направляемая на потребление, в общем доходе; средняя склонность к сбережению – доля дохода, направляемая на сбережение, в общем доходе; предельная склонность к потреблению – отношение изменения объема потребления к изменению дохода; предельная склонность к сбережению – отношение изменения в сбережениях к изменению дохода.

Инвестиции. Инвестиционный спрос

Вторым по удельному весу в совокупном спросе (планируемых совокупных расходов) является инвестиционный спрос.

Инвестиционный спрос фирм (I) представляет собой намерения, или планы фирм по увеличению своего капитала и/или товарных запасов.

Роль инвестиций в экономике нельзя переоценить. Посредством инвестиций реализуются достижения научно-технического прогресса, от них зависят изменения структуры производства, темпы экономического роста, а следовательно, и возможности увеличения потребления и роста благосостояния. Именно изменение инвестиций вызывает основные макроэкономические сдвиги.

Главным источником инвестиций являются сбережения, что легко обнаружить из главного макроэкономического тождества:

Е = C + I + G + Xn

Для упрощения анализа рассмотрим простейшую модель кругооборота для закрытой экономики, где отсутствует государственный сектор, налоги, внешнеэкономические связи, т.е. исключаются два последних компонента. Следовательно, совокупные расходы на производство ВВП будут равны:

Е = C + I

Кроме того, известно, что доходы представляют собой сумму потребления и сбережений (S):

Y = C + S

Равновесие достигается при равновесии совокупных доходов и расходов. Приравняв их, получим:

C + I = C + S, или I = S, т.е.

инвестиции равны сбережениям (последнее тождество также относится к основным макроэкономическим тождествам).

При анализе инвестиций необходимо различать автономные и индуцированные (производные) инвестиции.

Автономные инвестиции – это инвестиции, не вызванные ростом национального дохода и осуществляются при неменяющемся спросе на блага. Они имеют целью внедрение новых технологий, совершенствование производства, снижение издержек производства.

Основными источниками финансирования инвестиционной деятельности являются: собственные средства (амортизация, прибыль, различные денежные накопления); заемные средства (кредиты банков и т.п.); средства госбюджета и внебюджетных фондов.

Индуцированные инвестиции – это инвестиции, величина которых зависит от величины дохода (ВНП) и направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги. То есть это инвестиции которые порождаются ростом спроса. При повышении спроса дополнительная продукция производится за счет более интенсивной эксплуатации имеющегося оборудования. Если повышенный спрос не удовлетворяется, то для выпуска недостающей продукции сооружаются новые производственные мощности.

Для определения объема инвестиций, индуцированных устойчивым ростом спроса на блага, необходимо знать, сколько единиц дополнительного капитала потребуется для производства дополнительной единицы продукции.

Показатель, характеризующий соотношение между приростом капитала и приростом выпуска продукции, называется акселератором, или коэффициентом приростной капиталоемкости:

V = ∆К / ∆Y

Если значение акселератора известно, то можно определить, какой объем инвестиций необходим для увеличения объема производства от исходного уровня Y0 до желаемого, соответствующего возросшему спросу Y1:

I = V x (Y1 – Y0) = V x ∆Y

Приведенная формула показывает, что индуцированные инвестиции являются функцией от изменения национального дохода.

Инвестиционные расходы включают:

1) инвестиции в основной капитал, которые состоят из расходов фирм: на покупку оборудования и на промышленное строительство (промышленные здания и сооружения);

2) инвестиции в жилищное строительство (расходы домохозяйств на покупку жилья);

3) инвестиции в запасы (товарно-материальные запасы включают в себя: запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства; незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса; запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукции.

В данной теме рассматриваются автономные инвестиции, т.е. мы будем исходить из того, что, в отличие от потребления, инвестиционный спрос непосредственно не зависит (или зависит очень слабо) от текущего дохода.

Основные факторы, влияющие на инвестиционный спрос, – это ожидаемая норма прибыли (Np) и уровень банковского процента (i).

Цель инвестирования – получение прибыли в будущем. Очевидно, что чем выше ожидаемая прибыль, тем больше спрос на инвестиции.

С другой стороны, при принятии решений о целесообразности вложения капитала, инвестор учитывает альтернативные возможности его применения. Располагая определенной суммой денег, инвестор всегда решает для себя, что выгоднее: вложить деньги в приобретение, например, оборудования или поместить деньги в банк. Решение его будет зависеть от уровня банковского процента. Чем выше процент, тем привлекательнее банковские вложения, и наоборот.

Общий спрос на инвестиции представляет собой сумму всех планируемых инвестиций.

Разберем следующий пример. Предположим, что имеются три инвестиционных проекта (табл. 1).

Таблица 1. Данные по реализации трех проектов

Проект Сумма, необходимых инвестиций, (млн.руб.) Ожидаемая норма прибыли, (%)
Первый
Второй
Третий

Допустим далее, что ставка банковского процента равна 7%. В этом случае оказываются выгодными все проекты, так как ожидаемая норма прибыли во всех проектах больше банковского процента. Суммарный спрос на инвестиции составит 450 млн. руб. (100 + 150 + 200). Если же ставка процента будет равна 9%, то третий проект окажется невыгодным, и спрос на инвестиции составит 250 млн. руб. (100+150); если ставка процента – 11%, то выгодным окажется только первый проект, и спрос будет равен 100 млн. и т.д. Спрос на инвестиции предъявляется до тех пор, пока норма ожидаемой прибыли выше ставки процента. Эту зависимость инвестиционного спроса от уровня банковского процента описывает кривая спроса на инвестиции (рис. 3).

 
  Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

Рисунок 3. График спроса на инвестиции

Кривая спроса на инвестиции отлого опускается вниз и отражает обратную зависимость между ожидаемой нормой прибыли, ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций.

Помимо ожидаемой нормы прибыли и ставки процента, на инвестиционный спрос могут влиять и другие факторы, под действием которых кривая спроса на инвестиции будет сдвигаться. К числу таких факторов относятся:

1) издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание зданий, сооружений, оборудования и т.п. Рост этих издержек будет снижать норму прибыли, и кривая спроса на инвестиции сместится влево;

2) налоги на предпринимателей. Высокие налоговые изъятия снижают доходность инвестиций и их величину. Кривая спроса на инвестиции смещается влево. Снижение налогов ведет к обратному результату;

3) изменения в технологии производства. Научно-технические достижения служат важным стимулом осуществления инвестиций, повышают спрос на инвестиции и сдвигают кривую спроса на инвестиции вправо;

4) ожидания производителей в отношении рыночной конъюнктуры: спроса на товары и услуги, изменение цен и т.п. Оптимистические ожидания сдвигают кривую спроса на инвестиции вправо, пессимистические – влево;

5) общая социально-экономическая обстановка в стране, переживаемая фаза цикла, устойчивость правовых норм и др.

Динамика сбережений и инвестиций регулируется ставкой процента: если она возрастает, домохозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять. Рост сбережений со временем приводит к снижению процента за кредит, а это в свою очередь обеспечивает рост инвестиций (рис. 4).

На первый взгляд может показаться, что чем больше населения сберегает, тем это лучше: ведь сбережения являются источником инвестиций. Однако это не так. Богаче та нация, которая больше потребляет, а не сберегает. Это так называемый «парадокс бережливости». Суть его состоит в том, что стремление общества сберегать больше в настоящее время ведет к снижению объема сбережений в будущем.

Рост сбережений означает сокращение потребительских расходов, которые являются частью совокупного спроса. Падение спроса приведет к снижению ВНП, доходов и, следовательно, к снижению сбережений в будущем. Однако надо иметь в виду, что парадокс бережливости проявляется лишь в условиях неполного использования ресурсов, в условиях же полной занятости рост сбережений может вести к снижению цен.

 
  Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

Рисунок 4. Динамика сбережений и инвестиций

Рост инвестиций, повышая совокупный спрос, ведет к росту национального объема производства (ВНП)[2]. При этом инвестиционные расходы увеличивают объем производства на величину, большую, чем сами инвестиции. Здесь срабатывает так называемый мультипликационный эффект (эффект множителя) – способность расходов вызывать прирост доходов (ВНП) больший, чем вызвавшие этот прирост расходы.

Объяснить суть мультипликационного эффекта можно на следующем примере.

Предположим, что предприниматель решил вложить 10000 ден. ед. в совершенствование своего производства. В результате поставщики строительных материалов, оборудования, рабочие, занятые строительно-монтажными и т.п. работами, получили дополнительный доход, равный 10000 ден.ед. Будем исходить из того, что предельная склонность к потреблению (МРС) постоянна и равна 0,8. Это значит, что поставщики, рабочие из полученного дохода в 10000 ден. ед. израсходуют на потребление 8000 ден.ед., увеличив чей-то доход на эту сумму. Вторые получатели дохода израсходуют 6400 (0,8 x 8000) ден.ед., сформировав доход третьих лиц на уровне 6400 ден.ед. и т. д.(табл. 2).

Таблица 2. Мультипликационный эффект

  Доход Потребление Сбережения
Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru 10000 8000 [0,8 х 10000]
Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru 8000 6400 [0,8 х 8000]
Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru 6400 5120 [0,8 х 6400]
Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru 5120 4096 [0,8 х 5120]
3277 [0,8 х 4096]
Итого

Таким образом, исходные 10000 ден. ед. вызвали бесконечную цепь вторичных потребительских расходов, увеличив совокупные доходы в [1 + (0,8) + (0,8)2 + (0,8)3 + ... ] раз.

Данное выражение представляет собой сумму членов убывающей геометрической прогрессии, которая равняется: [1:(1–0,8)] = 1: 0,2 = 5.

Отсюда: первоначальный расход в 10000 ден. ед. превратился в сумму доходов, равную 10000 x 5 = 50000 ден. ед.

Поскольку 0,8 – это предельная склонность к потреблению (МРС), то (1– 0,8) – это предельная склонность к сбережению (МРS).

Коэффициент, характеризующий степень изменения дохода (ВНП) в результате изменения инвестиций, называется инвестиционным мультипликатором.

Инвестиционный мультипликатор (MRI) – отношение изменения величины ВНП к инвестициям, вызвавшим это изменение; равен величине, обратной предельной склонности к сбережению:

MRI = 1 : (1 – МРС) = 1 : МРS

В нашем примере инвестиции, равные 10000 ден. ед., привели к увеличению ВНП на 50000 ден. ед.

Таким образом, в силу действия мультипликативного эффекта прирост ВНП в результате увеличения инвестиций будет больше, чем сами инвестиции:

∆ВНП = I х MRI

Однако надо иметь в виду, что мультипликатор действует в обоих направлениях, и снижение инвестиций приведет к падению ВНП на величину, большую, чем сокращение инвестиции.

Инвестиции обеспечивают увеличение применяемого капитала. При этом инвестиции (затраты) осуществляются сегодня, а отдачу от них (доход) получают в будущем. Поэтому для анализа выгодности инвестиций (возможности получения дохода) необходимо приведение доходов и расходов, распределенных во времени, к единому моменту времени.

Приведение доходов и расходов, распределенных во времени, к единому моменту времени производятся в процессе дисконтирования.

Процесс расчета будущей стоимости средств, инвестированных сегодня или определения сегодняшней ценности тех средств, которые мы получим в будущим называется дисконтированием.

Дисконтирование осуществляется по формуле:

FV= PV (1 + i) t,

где PV – сегодняшняя, текущая стоимость (деньги сегодня);

FV – стоимость через t лет (деньги через t лет);

i – ставка дисконтирования (ставка банковского процента).

В результате дисконтирования определяется сегодняшний аналог любой суммы денег, которая будет получена через определенный срок при существующей норме (ставке) процента.

Из этого следует, что иметь сумму FV через t лет равнозначно владению стоимостью PV сегодня.

Соответственно PV показывает, сколько стоит будущая сумма FV сейчас.

PV = FV
(1 + i ) t

Пример. Какой должен быть первоначальный вклад, чтобы к концу 3-го года он составил 1 руб. Процентная ставка – 10%.

PV = FV = = = 0, 75 руб. = 75 коп
(1 + i ) t (1+ 0,1)3 1,331

Сопоставление сегодняшней стоимости (ценности) будущих доходов с сегодняшними затратами на инвестиции позволяет принять решение об их целесообразности.

Инвестиции целесообразны, если чистая дисконтированная стоимость (NPV) – разность между ожидаемой прибылью, приведенной к сегодняшнему моменту времени, и инвестициями (I) – больше 0.

Например, фирма решает, стоит ли ей приобрести станок стоимостью в 100 тыс. руб. Срок его службы – 3 года. Фирма планирует получать ежегодный доход от эксплуатации станка, равный 45 тыс. руб. Выгодно ли приобретение станка?

Дисконтированная стоимость серии потоков платежей, получаемых каждый год в течение периода t лет вычисляется по следующей формуле:

Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru , то есть

Инвестиции. Инвестиционный спрос - student2.ru

где: FV1, FV 2, … FV n – доходы, которые экономический агент предполагает получить в каждом из будущих периодов (от первого до n-ого) от инвестиций;

i – норма дисконта, которая в макроэкономических моделях, как правило, полагается равной ставке процента.

Исходя из ставки процента, равной 10%, дисконтированная стоимость ожидаемого дохода составит: [45000 / (1 + 0,1) + (45000 / (1+0,1)2 + 45000 / (1+ 0,1)3] = 111,9 тыс. руб, тогда чистая дисконтированная стоимость будет равна: 111,9 – 100 =11,9 тыс. руб. Инвестиции выгодны.

Однако, если ставка процента будет равняться 20%, то дисконтированная стоимость составит 94,8 тыс. руб., т. е. чистая дисконтированная стоимость будет меньше 0. А это значит, что приобретение станка невыгодно.

Выводы по 2 вопросу

Инвестиционный спрос зависит от ожидаемой нормы прибыли (прямая зависимость) и уровня банковского процента (обратная зависимость) и практически не зависит от величины текущего объема национального производства (доходов).

Изменения в инвестициях приводят к изменениям в ВНП (доходах), большим, чем величина инвестиций, вызвавшим эти изменения. Способность расходов вызывать большее изменение доходов, чем сами расходы, называется мультипликационным эффектом.

Инвестиционный мультипликатор равен величине, обратной предельной норме сбережений. Прирост ВНП, вызванный инвестициями, равен величине инвестиций, умноженной на инвестиционный мультипликатор.

Заключение

Выводы по лекции

Наши рекомендации