Составляющие сетевой организации: рынок, добавленная стоимость, технологии, коммуникации 3 страница
+ Сети и нематериальные активы
+ Сетевая организация характеризуется приоритетом нематериальных активов над материальными. В нематериальных активах генерируется интерспецифический ресурс сетевых компаний. Материализация таких нематериальных активов в виде товарных потоков формирует новые нематериальные активы, сопровождающий товарные потоки. Образовавшиеся в результате торговые марки и организационные инновации выходят за пределы данных товарных потоков и устремляются в глобальную внешнюю среду, укрепляя бренд и усиливая капитализацию сетевых компаний. В результате формируется новая волна генерации нематериальных активов.
+Аксиома. Все составляющие гудвила, в частности патенты и изобретения, бренд, «вытягивают» сетевые отношения, сопровождая их все возрастающими инвестиционными потоками.
+«Считается, что только 20-30% премии к проданному товару или услуге в зависимости от сферы деятельности дает известная торговая марка, бренд же может увеличить эту сумму еще в два раза». [19] BusinessWeek Россия .- 2008.-Февраль 11. – С.51.
++Доминирование нематериальных активов переводит проблему эквивалентности/равенства в качественную плоскость. Равнозначность в инновационном взаимодействии определяется в узком кругу лиц, способных решающих определенную проблему, владеющих определенными знаниями, умениями, технологическими компетенциями.
++Аксиома. Установление воспроизводящихся на все более высоком уровне активных инновационных обратных связей позволяет выделить данные отношения как эквивалентные.
Контракт
Сетевая организация представляет собой комплекс взаимосвязанных агентов и их элементов, деятельность которых координируется рыночными механизмами. В ней доминирует децентрализованное управление, координация на основе взаимных согласований и заключения контрактов. Последние пришли на смену заранее установленным внутренним правилам, процедурам и рутинным инструкциям. Контракты четко определенны и структурированы. Они необходимы в многовариантной среде сети неисчислимых пучков взаимосвязей и их комбинаций. В этих условиях устойчивость сетевой организации предполагает наличие системы правил. Для тех, кто их не знает партнерские отношения ограничиваются. Сети дестабилизирует одностороннее изменение сетевых правил одним из ее игроков.
Единый вектор сетевой цели действует, если поведение сетевых агентов координируется параметрами конечных результатов, а не структурными звеньями сети или должностными лицами. В этих условиях контракт может быть достаточно простым, предусматривающим прежде всего временные и стоимостные параметры. При этом необходимы разделение обязанностей, создание механизма эффективных рабочих отношений и разрешения споров. Искусство переговорного процесса в сети связано не с давлением на контрагента, а с конструктивным взаимодействием с целью решить проблему. В целях предотвращения конфликтных ситуаций используется технология медитации, формирующая навыки проведения переговоров и достижения компромиссов. Формированием особой предпринимательской культуры ведения переговоров занимаются региональные предпринимательские институты. Так, ТПП Ростовской области оказывает услуги в аккредитации медиаторов, организует соответствующее обучение в сфере дополнительного профессионального образования.
Закономерность. Сетевая экономика связности диктует необходимость при заключении сделок не только совершать трансакции, но устанавливать многомерную связность между сторонами сделки.
Это так или иначе способствует совместной интерпретации различных процессов и событий, что формирует основу доверия.
++Аксиома. По мере перехода к долгосрочным отношениям с потребителем контракт становится менее детальным. Рост доверия расширяет спектр устных, неформальных договоренностей. Последнее повышают гибкость связности, реактивность обратных связей.
Городские сети
Высокий же уровень доверия в сетевой организации является предпосылкой для построения и функционирования институтов сетевого развития. Это также относится к местному самоуправлению, опирающемуся на партнерские отношения. Это характерно и для мезосистем. «…для кластеров, ориентированных на технологические прорывы, важна самоорганизация на уровне местных сообществ». [20] Сараев Виталий. Затерянный кластер // Эксперт. №41. 15-21 декабря. 2014.
Муниципалитет в городском хозяйстве органического типа должен органично вписываться в горизонтальные связи и процессы местной самоорганизации. Привнесение элементов рыночных, конкурентных отношений в систему муниципального менеджмента повышает его эффективность. Смена парадигмы в этом случае связана с тем, что «городская администрация должна ступить в конкуренцию в сфере обслуживания жителей на тех же условиях, что и частный сектор». [] Опыт города Шарлотт. «Дорожная карта» преобразования и повышения эффективности системы городского управления / Д. Марсталл, Д. Боргсдорф, Э. Блайдбенберг и др. / [Сост. И пер. с англ. О. Савельева]. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. – С. 77.
В сырьевой региональной экономике возможности муниципального управления ограничены. Так, сегодня в его ведении остались только внутренние дороги, вывоз мусора и детские площадки.
Сетевая самоорганизация региона берет свое начало с формирования сетевых отношений города. Историческим примером таких отношений являются земства (краткий период). В настоящее время – это городской активизм. Свят Мурунов считает, что городской активист – это «…человек, который тратит свободное время и ресурсы на создание общественного блага…Это носитель импульса перемен. Пассионарий, обладающий несколько иной системой ценностей, чем окружающие…Через самоорганизацию вокруг активистов возникают городские сообщества как форма с четким распределением рисков и задействуемых ресурсов». [21] Щукин Алексей. Люди, имеющие право на город // Эксперт. 2015. №16. 13-19 апреля. – С. 63.
Процесс создания городских сетей на основе активизации лидеров трансформации – основа сетевого развития общества, его конкурентоспособности. Любое подавление городской демократии – это шаг назад – в сторону феодализма и первобытного племени. К сожалению, в условиях советского прошлого городское самоуправление было раздавлено карательной машиной спецслужб и сверхцентрализацией общества. Сегодня это вернулось и разрушило основы институционального развития общества. Нанесен удар по сетевой организации. «В России нет ни одного города» - справедливо отмечает российский урбанист Вячеслав Глазычев, подчеркивая отсутствие городских сообществ. [22] Щукин Алексей. Люди, имеющие право на город // Эксперт. 2015. №16. 13-19 апреля. – С. 63.
Город – это связность интересов, действий, прежде всего – диалог. Этого нет. И это трагедия. Только пятая часть россиян включен в социальные институты. А именно эта включенность отражает высшие потребности социального развития как гражданина, так и страны. Социального государства в России нет.
Противостоят разрушительной тенденции пассионарии. Одним из них является Свят Мурунов, руководитель Центра прикладной урбанистики МВШСЭН, создатель сетевой организации активистов из 80 российских городов. В данном случае речь идет о стратегическом действии, позитивные последствия которого очевидны. Производится попытка (вторая после земств) создания городских сообществ. Неформальным сетевым сообщест.вам присущи основные свойства СО вообще. Прежде всего – это сетевая самоорганизация, которая может быть краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочные городские сети разворачиваются вокруг события. Долгосрочные – являются основой институционального развития города, региона.
В инновационном городе система управления становится все более плоской, менее централизованной и забюрократизированной. Городская администрация выстраивает партнерский связи с инновационными точками роста, инновационными экосистемами, предоставляя им локальные общественные блага, сложные услуги, предназначенные для развития четвертичного сектора.
Аксиома. Городское управление инновационного города нацелено прежде всего на развитие четвертичного сектора, встраиваясь в сложные сетевые процессы как равноправный партнер, развивая инфраструктуру местной самоорганизации, общественные пространства. Встраиваясь в стратегические процессы, подразделения городской администрации развиваются как стратегические бизнес-единицы, поощряющие предпринимательский организационный стиль.
Аксиома. Четвертичному укладу города соответствует сетевая организация как экономики города, так и городского менеджмента.
Аксиома. Сетевая организация городского менеджмента предполагает «укрощение» функций. Функциональные блоки городского менеджмента уступают место стратегическим единицам, в которых присутствуют разукрупненные функциональные структуры, сфокусированные на решение стратегических проблем, реализацию стратегических проектов.
Опыт города Шарлотт в сетевой перестройке городского менеджмента стал эталонным. «…в прошлом, как минимум, пять разных департаментов отвечали за обслуживание жилых районов по направлениями жилищного строительства, совершенствования законодательства, трудоустройства, кредитования малого бизнеса, взаимоотношений с сообществом. В новой структуре все это было объединено в единую ключевую бизнес-единицу по развитию районов». [23] Опыт города Шарлотт. «Дорожная карта» преобразования и повышения эффективности системы городского управления / Д. Марсталл, Д. Боргсдорф, Э. Блайдбенберг и др. / [Сост. И пер. с англ. О. Савельева]. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. – С. 18.
Сетевая организация создает эффект относительности масштаба. Эффекты микромасштаба и мезомасштаба интегрируются. Связность, взаимозависимость, сложность взаимодействий – то что характерно как для микро-, так и мезоструктур. Интерспецифические ресурсы отдельных компаний кристаллизуются в мезосетях, конкурентные преимущества кластерных мезоструктур формируются лидерами микросетей. Само понятие территориальной структуры эволюционирует. Под территориальной структурой экономики мы в дальнейшем будем понимать совокупность определенным образом взаиморасположенных и сочленных территориальных элементов хозяйства, находящихся в сложном взаимодействии в процессе функционирования экономики мегарегиона. Сетевые эффекты связности модернизационных процессов имеют пульсирующий характер.
К чему приводят сверхцентрализация и отсутствие институтов? Прежде всего к скрытым формам развития псевдосетевых отношений. К ним относятся криминальные сообщества и экстремистские формирования, в частности, фрагменты советских спецслужб. После гибели тоталитарных режимов именно они возвышаются как самая организованная часть общества. Самая большая трагедия – это не тоталитарные режимы, о то, что после них остается. Не случайно ностальгия по сталинам способствует очень быстрому возвращению прежней мертвой схемы государства. Примерами трагических последствий разрушения диктатур является начало перестройки 1990-х годов в России (шокотерапия), распад Ирака после свержения Хусейна, современный Иран, Сирия. Но самой ужасающей формой разрушения общества является Северная Корея. Превдосетевые структуры живут по законам тюремной камеры, но именно они «представляют» страну на внешних рынках. Если Россия устанавливает внешние кооперативные отношения с определенной страной, она, как правило, в ней активизирует аналогичные псевдосети. Такие страны представляют опасность для мирового бизнеса прежде всего рейдерскими захватами (ЮКОС). Особенно опасно, когда в руки псевдосетей попадают триллионы нефтедолларов.. Последствия этого стратегического процесса никто не учитывает. Невооруженным взглядом можно определить, как с помощью шантажа интересы псевдосетей представляют некоторые политики развитых стран и спортивные комитеты.
Мировой опыт построения институтов самоорганизации и элементов сетевых отношений в транзитивной экономике первого типа (переход от сырьевой ее основы к индустриальной) имеет множество примеров включения в организацию партнерских горизонтальных отношений. Так, японские кейрецу, развивая устойчивые сетевые объединения партнеров, значительно повысили свою конкурентоспособность. Данная сетевая организационная инновация позволила переключиться с краткосрочного на долгосрочное сотрудничество, повысить взаимное доверие, сформировать пространство общих интересов и обязательств. В транзитивной экономике второго типа (переход от индустриальной к инновационной экономики) ярким примером организационного сетевого эксперимента является система кан-бан (точно в срок), подчиняющая стратегические бизнес-процессы вектору времени (сетевой тайм-менеджмент).
Петли взаимного усиления и обратные связи
Раннее развитие сетевого менеджмента сориентировано на построение сетевых форм самоорганизации и управление этим процессом как стратегическим. Это предполагает развитие организации как открытой системы, выстраивающей петли взаимного усиления как важнейший контур бизнес-процессов, укрепляющей петли обратных связей с потребителем.
В успешно развивающейся сети действуют «петли взаимного усиления». Сеть, обеспечивая более эффективные каналы связи с потребителем, успешнее продвигает свои продукты, получая все большую прибыль, которая направляется на повышение качества продукта/услуги и далее еще больше усовершенствует каналы связи. Петля взаимного усиления воспроизводится на все более высоком уровне, что позволяет привлекать более масштабные потоки ресурсов и расширять сетевой масштаб.
Петля положительной обратной связи расширяет пространства успеха. Здесь важны горизонтальные связи между потребителями, а не только клиентская лояльность. От потребителя, использующего новые ценности и укрепляющего свои конкурентные позиции, расходятся волны позитивной информации. В результате расширяется круг покупателей, усиливается эффективность рекламных акций. Ареал успеха растет. При наличии критической массы положительных обратных связей формируется бренд.
Сетевые коммуникации более развернуты и качественно собирают отзывы потребителей о товарах/услугах, что позволяет выявить сильные и слабые стороны последних, динамику потребностей, будущих потребителей.
Петли взаимного усиления имеют различные сетевые конфигурации, что связано с совместной эволюцией ее контрагентов.
Закономерность. Совместное развитие различных элементов сети, связано с формированием множества сетевых петель взаимного усиления.
Выстраивание сетевых обратных связей в рамках петель взаимного усиления неизбежно повышает значимость пространственной компоненты сети, способствует формированию сетей, привязанных к точкам пространства, насыщенным стратегическими ресурсами. Данные пространственные точки отличаются высоким разнообразием природных, социальных, культурных, экономических процессов. Территориальный подход здесь «…позволяет учесть пространственную дифференциацию ландшафтного разнообразия, этническую разнородность населения, региональные различия хозяйствования и жизнедеятельности людей». [24] Управление региональными социально-экономическими системами … Белоусов.. С. 316
Традиционная территориальная структура, экономическая система которой базируется на материальных активах, инерционна. Она накапливает прежние изменения, аккумулирует новые, консервируя их. Сетевая организация позволяет перейти от инерционной модели территориальной организации к динамичной.
Сетевая цепочка компаний, ее синергия, двумерны. С одной стороны, с рамках сети выстраиваются пели обратных связей «производитель – потребитель». С другой – петли операционного процесса, которые эволюционируют в направлении компактных межотраслевых операционных ячеек.
Закономерность. По мере развития сети укорачиваются петли обратной связи с потребителем.
Аксиома. Сетевая компания выделяет организационные точки взаимодействия с потребителем, помещая в них специалистов, знающих операционную систему, проводящих переговоры. Данные точки действуют как проектные группы. Цель – ускорить реакцию компании на запрос потребителя, повысить ее качество.
Аксиома. Петля обратной связи с потребителем выстраивается как пространственно ориентированный непрерывный процесс, органически встроенный в пространственную экосистему потребителя (процесс кастомизации в широком смысле).
Как отметил Владимир Полутин, директор представительства лабораторий НР в Санкт-Петербурге, «..местонахождение клиента … важно: подходящий сервис … должен «знать», кто вы, который сейчас час, какая погода, где ваши друзья и коллеги и т.п.» [25] Полунин Владимир. О технологиях будущего // BusinessWeek Россия.- 2008.- Апрель 28. – С. 61
Процесс кастомизации в широком смысле предполагает усиление роли потребителя в процессе принятия управленческих решений, соответствующую перестройку всех функций организации, например информационных и маркетинговых. Последние теперь имеют дело с экосистемами потребителя. В современной компании выработка новых идей связано с прямым или косвенным участием потребителей, позволяющим выявить новые, развивающиеся и угасающие потребности.
+Информационные технологии и развитие отношений
+Важнейшей целью применения современных ИТ является выстраивание отношений и расширение связей с клиентами. Разработка новых предложений предполагает использование структурированной информации о потребителях, которая содержится в CRM-системах. Актуальным является формирование и развитие система с адаптирующимся под клиента функционалом. Информационная система сетевой организации подстраивается под других сетевых игроков, анализируя их бизнес-процессы, новые проекты, потребности, продукты, которые они приобретают на рынке. Предоставляя актуальную информацию потребителю, которая учитывает новую реальность, сетевая организация не только развивает потребности клиента, но и заранее формирует контур петель связей. Сетевые инвестиционные и финансовые отношения приобретают новую информационную оболочку, и активизируют использование информационных продуктов, расширяющих возможности сетевых отношений. Инвестиционные потребности более качественно удовлетворяются при наличии баз данных, в которых информация индексируется по определенным критериям, оценивающих инвестиционные процессы и потребности различных организаций.
+Управленческие решения (УР)
++Современный рынок требует высокой организационной реактивности, на которую неспособны сложные, громоздкие многоуровневые иерархические системы. Скорость принятия УР в них очень медленная. Эта проблема решается в матричных и сетевых организациях, создающих микрокластеры связности с центрами принятия управленческих решений и автономными системами координации. Это позволяет радикально перестроить коммуникации, соответственно, приблизить координационные механизмы к операционным микрокластерам. Данный ренессанс ранней органической структуры предпринимательского типа предполагает усиление сложности взаимосогласованных действий. Живые потоки взаимосогласований поддерживают связность, являющейся субстанцией сетевой организации. Открытость сети требует выстраивания таких же схем совместно с потребителями, которые проникают в фабрику принятия сетевых УР.
+Закономерность. Петли взаимного усиления ограничивают отношения властного доминирования, укрепляют равноправное партнерство. Поскольку объект управления сети является субъектом, перед нами качественно новый способ управления. Управление в сети многомерно, связано с развитием самоорганизации в разных организационных плоскостях и формированием как операционного кластера мегасистемы, так и сети сложных услуг.
+ Еще одно из преимуществ сети заключается в том, что она благоприятно сказывается на выработке и принятии управленческих решений. Это объясняется приоритетом процессов интеграции и укрепления связности агентов сети, более точной целевой направленность информационных потоков в сетевом пространстве, наличии экспертного сообщества, способного структурировать информационные потоки и выделять проблемы. Выбор сетевых управленческих решений направлен на выделение портфеля мероприятий, нацеленных на решение проблемы.
++Аксиома. В инновационной сети поощряется интерес к необычным управленческим решениям, учитывающим взаимодействие альтернативных позиций. Объектом управления являются бизнес-процессы, выстраиваемые на основе дискуссии. Менеджеры выстраивают мотивационную систему, поощряющую дискуссию. Ошибки в этом направлении приводят к угасанию ряда жизненно важных бизнес-процессов. В этих условиях важно поддержание баланса сторон, ведущих дискуссию, поддержка и защита менеджерами оппонентов.
+Сетевая организация имеет четыре составляющих:
- рынок, конкурентные преимущества контрагентов сети, движители потребителе;
- развитие цепочки добавленной стоимости;
- технологии;
- коммуникации, в частности коммуникации трансферта технологий.
+1. Рынок
+Рыночные связи доминируют. В сетевых структурах это не гарантирует того, что они всегда будут эффективными для каждой из сторон, но они направляют стороны к некоторому равновесию, паритету, компромиссу.
+Аксиома. Признание субъектами рыночного пространства рациональности и коммерческой перспективности действий определенного агента открывает возможность подключения рыночных ресурсов к данному проекту. Рынок – это борьба за признание. Сетевой рынок – это признание через совместное партнерское участие в потоке взаимосвязанных событий.
+Аксиома. Сетевой рынок предполагает сетевую конкуренцию. Сети могут вести агрессивные войны в различных отраслях и регионах, используя ресурсы других отраслей и региональных звеньев. Повышение накала конкурентной борьбы, расширение спектра конкурентных сил и действий означает реанимацию ряда свойств рынка совершенной конкуренции, в котором основные действующие лица имели органические структуры управления, альянсы выстраивались как мультиагентные системы.
+Аксиома. Сетевое признание предполагает взаимосвязанные процессы формирования сетевых компетенций, усиливающих позиции каждого участника процесса. Конкурентные преимущества развиваются как элемент сетевой матрицы взаимосвязанных конкурентных преимуществ. Признание – это осознание данной связности.
+В целях сохранения равноправного партнерства и исключения властного доминирования/подчинения в СО используется широкий спектр противовесов вертикальным, бюрократическим конструкциям. Это напоминает американскую систему трех ветвей власти, исключающей доминирование/подчинение одной ветви другой. Данная система использует различные демократические механизмы равновесия трех сил на федеральном, региональном и местном уровнях. То же самое в СО. Система организационного развития устроена так, что локализует и нейтрализует эффекты разрушения партнерских отношений. Важнейшим элементом организационной демократии является дуальность лидерства. Присутствие равновесия лидеров-организаторов и лидеров-инноваторов является основой устойчивого организационного горизонтального равновесия. Лучшим механизмом поддержания равновесия партнерских сил является конкуренция, воспроизводящая многообразие и равенство, и рынок.
+Аксиома. Сетевая организация развивается как органическая структура в направлении повышения многомерности внутренних связей. Это предполагает развитие внутреннего рынка с предпринимательскими группами, повышением их ответственности, рыночной ориентацией функциональных подразделений, продающих свои услуги. Внутренний рынок наполняет многообразием и ответственностью горизонтальные отношения. Постепенно стираются границы между внутренней и внешней средой сетевой организации с доминирующимим внутренними рыночными связями.
+Развитие внутреннего рынка – стратегический процесс сетевой организации. В СО существует два внутреннего рынка: внутрисетевой и внутрифирменный. Если организация использует рыночные отношения как часть бизнес-процессов, это создает благоприятные условия для инкубации новых продуктов. Внутренние предпринимательские ячейки принимают самостоятельные управленческие решения и ответственны за результат. Конкурентоспособные команды остаются, неконкурентоспособные автоматически отсеиваются. В результате организация формирует портфель устойчивых конкурентоспособных преимуществ. Другим преимуществом является активизация развития молодых сотрудников, формирование обучающих систем, позволяющих эффективно и быстро решать сетевые проблемы. Данная организация позволяет по-другому контактировать с внешним рынком, перестроить работу бизнес-центра. Вспомогательные подразделения отдельных компаний могут обслуживать как контрагентов сети, так и других игроков рынка.
+Примером успешной сетевой структуры с внутренним рынком (рост прибыли – 30% ежегодно) является Hewlett-Packard, в которой 100 тысяч сотрудников объединены в небольшие многофункциональные подразделения.
+Сетевые процессы формируются и развиваются в рыночном пространстве в соответствии с рыночным генетическим кодом. Сетевые организации при всей открытости не являются «распахнутым настежь» сообществом. Постоянно развивающаяся уникальность конкурентных преимуществу сети предполагает особые формы коммуникаций, которые отсеивают дилетантов и недостаточно компетентных игроков и являются барьером для деструктивных процессов агрессивного поведения. В этом ключе действуют конкурентные и партнерские отношения, приобретающие относительность в процессе обучения, обретения новых компетенций как физических, так и юридических лиц.
+Сетевые организации не только включают в свою среду рынок, но и развивают рыночные отношения, расширяя пределы ресурсных обменных трансакций. Системная субстанция обмена включает интерактивную реакцию потребителя на действия производителя. Ресурсный обмен теперь имеет другие временные рамки. Он начинается с моделирования и изготовления продукта и завершается его потреблением.
+Поскольку современный рынок глобален, перед компанией, имеющей высокие темпы роста, рано или поздно встает задача выхода на мировые рынки. Это предполагает использование сетевых технологий партнерства, в частности, формирование совместных предприятий с компаниями, добавляющими стоимость в дамках данной стратегии. Рыночная проблема выбора приобретает сетевой аспект. Важно правильно выбрать как рынок, так и сетевого партнера, сетевую технологию (степень сетевой интеграции).
+Сетевой рынок характеризуется более динамичной конкуренцией.
+Аксиома. Сетевая организация не только не исключает конкурентных отношений, но базируется на них. Конкурентные преимущества за рамками конкурентных отношений угасают.
+ Примером присутствия конкурентных отношений в сетевой мезосистеме является автомобилестроительный кластер Детройта, в котором конкурирующие компании создают сети в рамках совместных проектов, цепочек поставок.
+ Формирование новых сетевых альянсов, других сетевых структур способно изменить конкурентные позиции любого рыночного игрока. Поэтому важно исследовать развитие новых сетевых рыночных союзов. Данный мониторинг возможен при использовании сетевых подходов. В сети эксперты различных областей постоянно отслеживают новые тенденции, информируя об угрозах и возможностях все сетевое сообщество. Таким образом, конкуренция сетевых экосистем нацеливает агентов сети не только на развитие сетевых форм сотрудничества, но и изменение методов конкурентной борьбы.
+ Большую роль в развитии сетевых отношений сыграли товары-заменители, усиливающие позиции потребителей и минимизирующие возможности диктата производителей. В результате последние вынуждены выстраивать особые отношения с покупателями, чтобы удержать рыночные позиции. В то же время, появление новых товаров-заменителей способно радикально перестроить цепочки добавленной стоимости сетевых организаций, ограничить их масштаб.
++В сетевом пространстве стремительно расширяются инновационные ареалы, в которых конкурентные отношения приобретают исключительно острый характер. Здоровые инновационные звенья, СБЕ выживают, слабые сметаются новыми инновационными потоками. Система жесткого соперничества действует по законам дарвиновского отбора. «Конфликты и агрессивность являются необходимыми элементами адхократии» [] Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПБ.: Питер, 2002. – С.471 и распространяются на межорганизационные отношения.
2. Развитие цепочек добавленной стоимости ( ДС)
По мере движения от линейно-функциональной к дивизиональной, далее матричной и сетевой структуре меняются базовые цепочки ДС. Появление фундаментальных организационных инноваций происходит параллельно с достраиванием целого блока цепочек ДС. По мере движения вверх по цепочкам ДС повышается сложность и многоаспектность менеджмента, методов управления организацией.
+Аксиома. Основу сетевой организации составляет бизнес-процесс, соединяющий проектные группы, функциональные звенья их обслуживающие, нацеленные на развитие цепочки ДС или создание новой.
+Аксиома. Сетевой бизнес-процесс развития цепочки ДС в качестве координационных использует не вертикальные, а рыночные связи. Изучение спроса в одних звеньях и операционная деятельность в других тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены. Рынок вторгается во все сферы сетевых отношений.
Закономерность. В зависимости от того, какой степени ДС соответствует, на каком уровне цепочки ДС находится сетевая организация, формируются ее фундаментальные свойства, качество межсетевых связей. Сети более высокого уровня «собирают сливки» сетей более низкого.
Примером такого типа перераспределительных процессов является производство айфона, который собирается в Китае, но его производители получают лишь 5% его цены.