Экономическая добавленная стоимость (EVA).

Лекция 7.

Оценка стоимости нематериальных активов

Нематериальные активы - активы, которые не имеют материально-вещественной формы, проявляют себя своими экономическими свойствами, дают выгоды их собственнику (правообладателю) и генерируют для него доходы (выгоды), в том числе:

1) исключительные права на интеллектуальную собственность, а также иные права (право наследования, право доступа и другие), относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях;

2) права, составляющие содержание договорных обязательств (договоров, соглашений);

3) деловая репутация[1].

Основные методы доходного подхода:

- Освобождение от роялти;

- дисконтирование/капитализация преимущества в доходах;

- дисконтирование/капитализация экономии затрат.

Метод освобождения от роялти.

Ро́ялти (англ. royalty, от средневекового французского roialte, от латинского regalis - царский, королевский, государственный) – вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило денежная, за использование патентов, авторских прав, франшиз, природных ресурсов и других видов собственности. Может выплачиваться в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, процента от прибыли или дохода. А также может быть виде фиксированной выплаты, в таком виде имеет некоторые сходства с арендной платой. Роялти получила широкое распространение во франчайзинге, в нём денежная компенсация взимается за торговую марку, логотип, слоганы, корпоративную музыку и другие знаки, по которым конечный покупатель может отличить компанию от конкурентов.

Три вида роялти[2]:

1. процент с оборота, при котором франчайзи платит франчайзеру процент от объёма продаж. Процент с оборота платится по результатам работы предприятия за определённый период времени.

2. процент с маржи (маржа - величина, выражающая разницу между двумя определёнными показателями) интересен франчайзи, в магазине которого установлен разный уровень наценки товаров, только в том случае когда он чётко контролирует ценовую политику оптовых и розничных продаж.

3. фиксированный роялти - регулярный платёж, который привязан к договору и имеет фиксированный процент от продаж. Эта сумма привязана к стоимости услуг франчайзера, числу предприятий, площади строения, числу обслуживаемых клиентов.

Существуют роялти в авторском праве - это авторский гонорар, причитающийся держателю авторских прав, принадлежащей другому лицу интеллектуальной собственности (патента, товарного знака, произведения искусства) за каждую публикацию, публичное воспроизведение, распространение или другое использование его произведения. Роялти в экономике и земельном праве - рентная плата за право разработки природных ресурсов, вносимая предпринимателем собственнику земли или недр.

Алгоритм расчета стоимости нематериального актива методом освобождения от роялти[3]:

Рекомендуемая последовательность действий при установлении рыночной стоимости исключительных прав на изобретение или промышленный образец методом освобождения от роялти состоит в следующем:

1. Определить сферу использования изобретения (промышленного образца).

2. Оценить объем использования. Определить примерный объем реализации продукции, изготавливаемой с использованием изобретения (промышленного образца).

3. Определить по таблице отраслевых роялти наиболее вероятную ставку роялти в случае продажи лицензии на использование изобретения (промышленного образца).

4. Определить ожидаемую среднегодовую прибыль (до налогообложения) от использования оцениваемого актива за период действия охранного документа. Как правило, эта прибыль совпадает со среднегодовыми поступлениями в виде роялти или меньше этих поступлений, если учесть затраты на поддержание патента в силе и т.п.

5. Умножить среднегодовую прибыль от использования оцениваемого актива на ставку роялти.

6. Разделить долю прибыли, приходящуюся на нематериальный актив, на ставку капитализации. Получаемый результат можно считать рыночной стоимостью оцениваемого актива на сегодняшний день.

Сравнительный подход.

- метод отраслевых стандартов;

- метод рейтинга (ранжирования);

- правила Бегунка.

Первый из трех методов стоимостной оценки, рассматриваемых в рамках рыночного подхода, основан на использовании отраслевых стандартов по выбору лицензионных платежей.

Метод Рейтинга/ранжирования включают следующие пять элементов:

1. Критерии оценки в баллах.

2. Система оценки в баллах.

3. Шкала оценки в баллах.

4. Весовые коэффициенты.

5. Решающая таблица.

Термин «правило Бегунка» введен, чтобы означать полезное руководство для принятия решений, основанных на многочисленных опытах. Простой пример, используемый прилежными студентами первокурсниками: два часа самоподготовки на каждый час аудиторных занятий. Почти в каждой житейской ситуации имеются аналогичные правила, которые служат как полезные упрощения сложных явлений и стратегий поведения. Они имеют тенденцию быть скорее разумными приближениями, чем непреклонными законами, так что термин «правила» к ним не всегда подходит. Вероятно, лучше здесь подошел бы термин «руководящие принципы», поскольку оно более точно отражает идею метода.

Наиболее известное правило Бегунка для стоимостной оценки при лицензировании известно как «Правило 25 процентов». Правила Бегунка и конкретно Правило 25 процентов широко используются в ситуациях стоимостной оценки. Подобно предыдущим двум методам, Отраслевым стандартам и Рейтингу/ранжированию, оно требует в своем использовании суждения и понимания конкретной ситуации.

Затратный подход в оценке нематериальных активов.

Затратный подход в оценке стоимости нематериальных активов не используется.

Экономическая добавленная стоимость (EVA).

Одним из основоположников экономической добавленной стоимости является Альфред Маршалл, который кроме чистого дохода, применяемого в бухгалтерском учете, выделял более важный параметр предпринимательской деятельности – прибыль, остающаяся после выплаты процента на капитал по текущей ставке. Большой вклад в развитие теории экономической прибыли внести И.Фишер, Ф.Модильяни, М.Миллер. Значительный вклад в развитие данной концепции был внесен также Беннетом Стюартом – разработчиком показателя экономической добавленной стоимости (EVA) и Альфредом Раппапортом – разработчиком показателя акционерной добавленной стоимости (SVA). В течение последних ста лет концепция экономической прибыли становится все более популярной. Сейчас экономисты согласны с тем, что до тех пор, пока бизнес не принесет прибыль, превосходящую стоимость капитала, он убыточен.

Расчет величины и оценка динамики экономической добавленной стоимости позволяет собственникам и инвесторам принимать обоснованные решения о вложении (изъятии) денег, анализировать стоимость и динамику капитала, определять требуемый уровень доходности предприятия; выявлять, насколько эффективно менеджеры использовали доверенный им капитал и какую добавленную стоимость они заработали для собственников предприятия. Положительный эффект применения показателя экономической добавленной стоимости заключается в том, что он позволяет корректировать действия собственников при принятии инвестиционных решений при различных его значениях. Главное, на что должны ориентироваться собственники, - это прирост или уменьшение рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью[4].

Расчет EVA ведется по следующей формуле:

EVA = IC *(ROIC –WACC),

где IC - инвестированный капитал; ROIC - рентабельность инвестированного

капитала, %; WACC - средневзвешенные затраты на капитал, %.

ROIC = Экономическая добавленная стоимость (EVA). - student2.ru ,

где NOPLAT - чистая прибыль (убыток) от основной деятельности за вычетом

налога на прибыль.

Оценка компании на основе показателя экономической добавленной стоимости:

Стоимость компании (V) = ранее инвестированный капитал + текущая добавленная стоимость от капитальных вложений (PV of EVA from Assets in Place) + сумма текущих добавленных стоимостей от новых проектов (Sum of PV of EVA from new project).

Таким образом, целью управления стоимостью компании на основе показателя EVA является создание такой стоимости компании для инвестора, когда операционная прибыль превышает средневзвешенную стоимость использованного капитала в денежном выражении. Другими словами, добавленная стоимость возникает в том случае, если рентабельность активов компании превышает средневзвешенные затраты на капитал.

Пример. Приведем расчет стоимости бизнеса с использованием показателя EVA. Предположим, что выручка от реализации составляет 1 000 000 руб. в первый год, 1 200 000 руб. во второй год, 1 500 000 руб. в третий год, 1 700 000 руб. в четвертый, 1 900 000 руб. в пятый год и 2 100 000 руб. во все последующие годы до конца деятельности компании. Период прогнозирования составляет 6 лет. Доля операционной прибыли до налогообложения – 20 %, налог на прибыль – 24%, средневзвешенная стоимость капитала – 15%. Инвестированный капитал по балансовой оценке равен 1 500 000 руб. в первый год, 1 600 000 руб. – во второй год, 1 200 000 – в третий по шестой год.

Таблица 1 - Данные для оценки стоимости компании с помощью показателя SVA (в тыс. руб.).

  Показатели   Годы
Постпрогноз
Выручка от реализации
Прибыль до вычета процентов и налогов
Чистая прибыль 182,4 258,4 288,8 319,2 319,2
Инвестиции  
Текущая стоимость инвестиций 1304,34 1209,83 789,02 686,10 596,61 518,79
Плата за капитал
Экономическая добавленная стоимость -73 -57,6 78,4 108,8 139,2 319,2
Коэффициент текущей стоимости 0,8695 0,7561 0,6575 0,5717 0,4971 0,4323 6,6667
Текущая стоимость экономической добавленной стоимости от капитальных вложений -63,48 43,55 31,56 44,83 54,09 60,18 919,99
Стоимость компании (сумма строк 5 и 9) 6108,33            

Сущность и применение показателя акционерной

добавленной стоимости (SVA).

Показатель акционерной добавленной стоимости представляет собой прирост стоимости инвестированного капитала. В отличие от показателя EVA, базирующегося на бухгалтерской оценке инвестированного капитала с определенными поправками, показатель SVA исходит из рыночной стоимости инвестированного капитала.

Методика расчета показателя акционерной добавленной стоимости (SVA) базируется на том, что рациональные инвестиции должны вызвать большее увеличение стоимости капитала компании. Разница между рос­том стоимости капитала компании и произведенными инвестициями, вызвавшими этот рост, и будет увеличением стоимости акционерного капитала. Прирост стоимости акционерного капитала происходит при условии, что рентабельность новых инвестиции компании превышает средневзвешенную стоимость капитала (RОIC > WАСС). Данное превышение существует только в период, когда компания имеет конкурентные преимущества. Поэтому в показателе А. Раппапорта прогнозный период ограничен периодом, в течение которого у компании имеются конкурентные преимущества[5].

Конкурентные преимущества не могут быть бесконечными. Наличие у компании конкурентных преимуществ, обеспечивая повы­шенную рентабельность капитала, приведет к обострению конкурен­ции, в результате чего рентабельность инвестиций со временем будет снижаться. При потере компанией своих конкурентных преимуществ рентабельность ее инвестиций сравняется со средневзвешенной стоимо­стью капитала, что приведет к равенству стоимости инвестированного капитала и показателя чистой операционной прибыли после налогооб­ложения.

При условии, что компания будет функционировать бесконечно, стоимость компании в постпрогнозный период можно определить путем капитализации чистой прибыли после налогообложения.

Итак, основными предпосылками для расчета SVA согласно показа­телю А. Раппапорта являются:

• прогнозный период ограничен периодом конкурентных преимуществ;

• величина амортизации равна величине текущих (нестратегических)
капитальных вложений, связанных с поддержанием существующего состояния основных фондов;

• стоимость, добавленная новыми инвестициями, учитывается в тот
же год, в который данная инвестиция была совершена;

• первоначальный инвестированный капитал при расчете стоимости
бизнеса фиксируется по рыночной оценке.

Показатель SVA используется для управления стоимостью компании в качестве:

• величины, на базе которой после расчетов, исходя из последователь­ности оценки, делается вывод о стоимости оцениваемой компании на оп­ределенную дату;

• показателя, позволяющего сделать вывод о степени эффективности
инвестиций, т.е. выявить, была ли создана новая добавленная стоимость
или, наоборот, в результате нерационального инвестиционного решения
произошло «разрушение» существующей стоимости.

Оценка стоимости компании с помощью показателя акционерной до­бавленной стоимости (SVA). А. Раппапорт предлагает определять сто­имость компании следующим образом:

Стоимость компании = Рыночная стоимость инвестированного капитала в начале периода + Накопленная величина SVA прогнозного периода + Рыночная стоимость ценных бумаг и иных инвестиций.

Акционерную добавленную стоимость можно рассчитать следующим способом:

SVA = Изменению стоимости инвестированного капитала.

Стоимость инвестированного капитала = Накопленная текущая стоимость денежного потока + Текущая стоимость остаточной стоимости.

Пример. Рассчитаем стоимость компании (по стоимости инвестиро­ванного капитала) с использованием показателя акционерной добавлен­ной стоимости.

Выручка от реализации составляет: 1000 долл. - в первый год; 1200 долл. - во второй год; 1500 долл. - в третий год; 1600 долл. – в четвертый; 1700 – в пятый и 2000 – в шестой год. Прогнозным период - 6 лет. Доля операционной прибыли до налогооб­ложения равна 20% выручки; налог на прибыль - 24%. Средневзве­шенная стоимость капитала - 15%. Инвестированный капитал в первый год достигает 1500 долл.; во второй - 1600 долл.; в третий - 1200 долл.; в четвертый – 1000 дол.; в пятый - 1300 дол.; в шестой – 1400 дол.

Данные для расчета по двум способам приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Данные для оценки стоимости компании с помощью показателя SVA.

Показатель   Годы  
выручка
прибыль до вычета процентов и налогов
Чистая прибыль 167,2 182,4 243,2 258,4
Инвестиции
Стратегические инвестиции -400
Денежный поток 167,2 82,4 243,2 -41,6
Коэффициент текущей стоимости 0,87 0,76 0,66 0,57 0,50 0,43
Текущая стоимость денежного потока -21
Накопленная текущая стоимость денежного потока
Остаточная стоимость (капитализация NOPAT)
Текущая стоимость остаточной стоимости
Стоимость инвестированного капитала
Акционерная добавленная стоимость (SVA) -91
Стоимость компании          

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что акционерная добавлен­ная стоимость, созданная в прогнозном периоде, составляет 590 долл., при этом наибольшее значение показателя SVA будет в третьем прогнозном году.

Факторы, определяющие показатель SVA. А.Раппапорт выделяет следующие факторы, формирующие акционерную добавленную стоимость: темпы роста выручки; прибыль от операционной деятельности; увеличе­ние инвестиций в основной капитал; увеличение инвестиций в оборот­ный капитал; ставка налогов; стоимость капитала. При этом он проводит разграничение данных факторов в рамках микро- и макроуровней, например: темп роста выручки зависит от размера рынка, доли рынка, объема продаж; прибыль от операционной деятельности - от розничных цен, уровня обслуживания, ставки заработной платы, цен на сырье; увеличение инвестиций в основной капи­тал - от замещения оборудования, обслуживания оборудования, масштаба операционной деятельности; увеличение инвестиций в оборотный капитал - от взноса оборудования, кредиторской задолженности, дебиторской задолженности, условий заключения контактов поставок, цен на сырье; ставка налогов - от эффективности структуры налого­обложения: стоимость капитала - от размера собственного капита­ла, размера задолженности, доходности ценных бумаг.

Преимущества применения показателя SVA связаны с нетрудоемким определением с его помощью степени достижения фирмой конкретной цели - увеличения рыночной стоимости. Преимущества показателей EVA и SVA по сравнению с показателем денежного потока СF дает возможность понять, насколько эффективны были совершенные инвестиции. Распределение суммы добавленной стоимости по годам при этом различно.

Показатель акционерной добавленной стоимости SVA по сравнению с показателем EVA имеет значительное преимущество, заключающееся в оценке первоначальной величины инвестированного капитала по рыночным данным. В отличие от расчета с SVA при работе с помощью EVA предусматривается внесение большого количества корректировок при вычислении чистой операционном прибыли после налогообложения и первоначальной величины инвестированного капитала Очевидно, что корректный расчет величины данных показателей будет определяющим при формировании выводов в рамках управления стоимостью компании.

Ограничения в использовании показателей SVA и EVA. Как и у любого метода оценки, базирующегося на определенных показателях, существуют ограничения практического использования показателен акционерной добавленной стоимости и экономической добавленной стоимости.

Первое ограничение связано с существующей предпосылкой о бесконечном периоде функционирования компании.

При расчете остаточной стоимости, которая с EVA определяется как величина постпрогнозного периода, ограниченного сроком конкурентных преимуществ, а с SVA - как величина, «разбросанная» на соответствующие годы прогнозного периода, возможна переоценка стоимости компании. Например, объект оценки и соответственно управления стоимостью - добывающая компания, при этом существует жесткое ограничение времени «выборки» ресурса (например, запасы ресурса могут быть полностью выработаны в течение 7 лет). После данной «выборки» стоимость бизнеса фактически стремится к нулю. Следовательно, без учета данного момента применение SVA и EVA может привести к получению некорректного результата.

Второе ограничение обусловлено наличием искаженной величины cтоимости основных фондов и, как следствие, неточным расчетом величины амортизационных отчислений. Соответственно если в результате переоценок стоимость основных фондов существенно занижалась, вели­чина бухгалтерских амортизационных отчислений оказалась не сопоста­вимой с рыночными требованиями относительно величины текущих ка­питальных вложений.

Несмотря на отмеченные недостатки, оценка на базе показателей SVA
и EVA дает дополнительный инструментарий при проведении расчетов, позволяет «разложить» стоимость по годам и является развитием метода
дисконтирования денежных потоков.

Выводы

Концепция управления стоимостью принята специалистами по экономике в качестве базовой парадигмы развития бизнеса. Данная концепция переносит центр тяжести от бухгалтерских показателей оценки успешно функционирования компании на показатели добавленной стоимости.

Если компания не создает стоимость на ожидаемом инвесторами уровне, она теряет один из основных ресурсов - капитал. Концепция управления стоимостью дает в руки менеджеров экономические инструменты, с помощью которых они могут увеличивать стоимость компании, воздействуя на факторы стоимости. Концепция позволяет постоянно обновлять показатели, характеризующие эффективность деятельности компании

Одним из наиболее популярных является показатель экономической добавленной стоимости (ЕVA). Причиной этого служит простота расче­та наличия специального программного продукта, возможности исполь­зования EVA для оценки стоимости компании, подразделений. EVA мо­жет использоваться как индикатор качества управленческих решений. Так, положительная величина данного показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, а отрицательная - о ее снижении.

Показатель экономической добавленной стоимости рассчитывается как разность между чистой операционной прибылью после налогообло-жения и затратами на привлечение капитала. На его величину существен­но влияет первоначальная оценка инвестированного капитала. Для ликвидации данного недостатка предлагается в бухгалтерскую отчетность вносить значительное число поправок. Однако это, как правило, приво­дит к искажению стоимости компании.

В отличие от показателя EVA показатель акционерной добавленной стоимости (SVA) базируется на рыночной стоимости инвестированного капитала. Он определяется как разница между двумя показателями: стоимостью акционерного капитала после произведенных инвестиций и сто­имостью того же капитала до этой операции.

Важным преимуществом показателя SVA выступает учет стоимости, добавленной новыми инвестициями, в том же году, когда данная инвес­тиция была совершена.

Модели оценки, базирующиеся на использовании показателей EVA и SVA, позволяют совершенствовать метод дисконтирования денежных потоков.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается содержание концепции экономической прибыли!

2. Какое практическое значение имеет концепция управления стоимостью компании?

3. В каких отраслях применение показателя экономической добавлен­ной стоимости наиболее целесообразно?

4. Применимо ли использование показателя акционерной добавлен­ной стоимости для оценки российских энергетических, нефтедобывающих и транспортных компаний? Обоснуйте ответ.

5.Как сопоставляются факторы, определяющие показатели экономической добавленной стоимости и акционерной добавленной стоимости?

6.Чем отличаются показатели экономической добавленной стоимости и акционерной добавленной стоимости?

7.Какова характеристика положительных и отрицательных сторон показателей экономической добавленной стоимости и акционерной добавленной стоимости?

Задача.

В таблице приведен пример расчета рыночной стоимости патента на изобретение методом освобождения от роялти с капитализацией прибыли (до налогообложения). Ставка роялти применяется к цене изделия, а не к прибыли, так как таблицы стандартных отраслевых роялти строятся именно с таким расчетом.

Объект правовой охраны - конструкция автомобильного аккумулятора;

Изделие - автомобильный аккумулятор;

Планируемая отпускная цена изделия - 2400 руб. за 1 изделие;

Максимальный объем продаж - 15 000 изделий в год;

Планируемые объемы выпуска с разбивкой по годам:

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8-й год 9-й год
10 000 15 000 15 000 15 000 15 000 15 000 15 000

Ставка роялти - 4% от цены изделия.

Ставка дисконта - 50%.

Метод избыточных прибылей для оценки гудвилла.К типичным нематериальным активам предприятия относятся: патенты и лицензии, ноу-хау, товарный знак, деловая репутация, торговое имя, обученный и подобранный персонал, льготные контракты, закрепленная клиентура и т.д. Рыночная стоимость нематериальных активов может существенно отличаться от их балансовой стоимости. В интересах оценки бизнеса достаточно оценить стоимость всей совокупности НМА предприятия, которая называется гудвиллом (goodwill).

Под гудвиллом понимаются нематериальные активы, возникающие в результате действия факторов, вызывающих экономические выгоды, таких как популярное название предприятия, постоянство клиентуры, удачное размещение, характер продукции и др. Иными словами гудвилл представляет собой увеличение оценки бизнеса, его стоимости в той мере, в какой этому способствуют репутация, авторитет фирмы и другие подобные, трудно определимые «неосязаемые» факторы.

Для оценки гудвилла предприятия, как правило, используется метод избыточных прибылей, который основан на предпосылке о том, что избыточные прибыли приносят предприятию не отраженные в балансе НМА, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Алгоритм метода сводится к следующему.

1. Расчет среднеотраслевого показателя съема прибылей (П) с чистых материальных активов (ЧМА) по формуле:

Котр = П / ЧМА.

2. Определение для оцениваемого предприятия показателей стоимости чистых материальных активов (ЧМАоц) и нормализованной прибыли (Поц).

3. Расчет ожидаемой прибыли на оцениваемом предприятии (Пож) в расчете на имеющиеся чистые материальные активы (ЧМАоц) без учета влияния его НМА по формуле:

Пож = ЧМАоц Котр.

4. Расчет избыточной прибыли (Пизб) вычитанием ожидаемой прибыли предприятия (Пож)

из фактически регулярно получаемой прибыли:

Пизб = Поц – Пож.

5. Расчет стоимости НМА (гудвилла) делением избыточной прибыли на коэффициент

капитализации:

Стоимость НМА = Пизб / i,

где i — ставка дисконта, учитывающая риски оцениваемого бизнеса.

Задача 1

Рыночная стоимость материальных активов предприятия оценивается в 50000 тыс. руб.,

нормализованная чистая прибыль — 17000 тыс. руб. Средний доход на материальные активы по отрасли равен 15%. Ставка капитализации прибыли - 20%. Оценить стоимость гудвилла.

Решение:

1) ожидаемая прибыль предприятия в соответствии с отраслевыми нормативами: 50000 ×

× 0,15 = 7500 тыс. руб.;

2) избыточная прибыль предприятия = 17000 – 7500 = 9500 тыс. руб.;

3) стоимость избыточной прибыли (гудвилла) = 9500 / 0,20 = 47500 тыс. руб.

Задача 2

Оценить рыночную стоимость гудвилла и рыночную стоимость предприятия, если рыночная

стоимость материальных активов оценивается в 400 тыс. руб., достигнутая среднегодовая прибыль

предприятия 160 тыс. руб., среднеотраслевой уровень дохода на активы 35%. Коэффициент

капитализации прибыли 25%.

Решение:

1) ожидаемый по предприятию уровень прибыли = 400 × 0,35 = 140 тыс. руб.;

2) избыток прибыли = 160 – 140 = 20 тыс. руб.;

3) стоимость гудвилла = 20 / 0,25 = 80 тыс. руб.;

4) стоимость предприятия = 400 + 80 = 480 тыс. руб.

Задача 5[6].Оценка стоимости товарного знака

Стоимость товарного знака полагается равной части прибыли от реализации продукции, защищенной этим товарным знаком.

Прибыль от реализации продукции, защищенной товарным знакам, определяется по следующей формуле:

, (4.5) пр ед n P N П **

где П – прибыль от реализации продукции, защищенной товарным знаком;

N – объем реализуемой продукции за срок действия товарного знака;

Ред – предполагаемая цена единицы продукции, защищенной товарным знаком;

nпр – норма прибыли.

Стоимость товарного знака равна 30% от прибыли реализации продукции, защищенной этим товарным знаком. Ожидается, что объем реализуемой продукции за срок действия товарного знака составит 300000 единиц. Предполагаемая цена единицы продукции, защищенной товарным знаком, равна 50 руб. Норма прибыли 20%. Определим стоимость товарного знака.

Решение:

Прибыль от реализации продукции, защищенной товарным знаком = (объем реализуемой продукции за срок действия товарного знака)х(предполагаемая цена единицы продукции, защищенной товарным знаком)х(норма прибыли) = 300000x50x0,2 = 3000000 руб.

Тогда стоимость товарного знака = 0,3х (прибыль от реализации продукции, защищенной товарным знаком) = = 0,3x3000000 = 900000 руб.

Задача 6.Стоимость лицензии

Стоимость лицензии оценивают по ожидаемой прибыли покупателя лицензии. Ожидаемая прибыль покупателя определяется по формуле:

, (4.6) пр ед n tТ P N П *)(**

где П – ожидаемая прибыль покупателя лицензии;

N – среднегодовой выпуск продукции;

Ред – цена единицы продукции;

Т – срок действия лицензии;

t – период освоения предмета лицензии;

nпр – норма прибыли.

Срок действия лицензии обычно составляет 5-10 лет, а период освоения предмета лицензии занимает 1-3 года.

Стоимость лицензии равна доле ожидаемой прибыли покупателя лицензии.

Стоимость лицензии составляет 30% от ожидаемой прибыли покупателя лицензии. Среднегодовой выпуск продукции равен 10000 единиц. Цена единицы продукции – 50 руб. Срок действия лицензии 7 лет. Период освоения предмета лицензии 1 год. Норма прибыли равна 20%. Определим стоимость лицензии.

Решение:

Ожидаемая прибыль покупателя лицензии = 10000x50(7 - 1)х0,2 = 600000 руб.

Тогда стоимость лицензии = 0,3х(ожидаемая прибыль покупателя лицензии) = 0,3x600000 = 180000 руб.

Задача 7.Стоимость изобретения

Стоимость изобретения определяется следующей формуле:

, (4.7) R t Т P N Ст ед * )( **  

где Ст – стоимость изобретения;

N – среднегодовой выпуск продукции;

Ред – цена единицы продукции;

Т – срок действия лицензии;

t – период освоения предмета лицензии;

R – размер роялти.

Роялти – это определяемое на основании анализа рынка вознаграждение за право на использование объекта интеллектуальной собственности, то есть текущие отчисления с единицы продукции по лицензии.

Размер роялти зависит от объема производства, стоимости продукции и обычно составляет 1-12%.

В задаче 6 размер роялти равен 12%. Определим стоимость изобретения.

Решение:

Стоимость изобретения = 10000х50х(7 - 1)х0,12 = 360000 руб.

[1] Федеральный стандарт оценки "ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ФСО N 11)" / ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 июня 2015 г. N 385

[2] Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A0%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D1%82%D0%B8

[3] Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / – М.: Интерреклама, 2003. – 352 с.

[4] Канушина И. А. Концепция экономической добавленной стоимости в управлении предприятием / Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd=1&ved=0ahUKEwiiw8ztvdbKAhXClHIKHQLSAPAQFggdMAA&url=http%3A%2F%2Ffinbiz.spb.ru%2Fdownload%2F3_2007_kanu.pdf&usg=AFQjCNGdUzLoHQg69GYKwmr3_0B6yfwSpA

[5] Оценка бизнеса: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, М.А.Федотовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 736 с.

[6] Рыбакова И.В. Оценка стоимости бизнеса / Методическое пособие для студентов. Рубцовск. 2013. – 64 с.

Наши рекомендации