Характеристика основных методов управления: административное принуждение как метод государственного и муниципального управления
Метод принуждения – это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер.
Административное принуждение является вспомогательным методом государственного и муниципального управления, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом государственного управления (его должностным лицом). Цель административного принуждения – заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.
Любое управленческое воздействие управляющей стороны на управляемую понуждает вторую к чему-либо, но не любое понуждение следует относят к методу принуждения в государственном управлении.
В отличие от метода убеждения метод принуждения (как крайнее средство достижения цели управления) урегулирован нормативно-правовыми актами более детально. Следовательно, метод управления, не подпадающий под определение метода принуждения, и будет являться методом убеждения.
«Искусство» управления и заключается в способностях управляющей стороны верно определить объем мер принуждения и убеждения, необходимый для наиболее рационального решения стоящей перед ней управленческой задачи. При определении такого соотношения для каждого конкретного случая следует учитывать особенности методов государственного управления, специфику правового положения управляющей стороны и индивидуальные признаки управляемой стороны (сторон). И метод принуждения будет наиболее простым средством решения поставленной задачи.
Цель управления, достигнутая методом убеждения, основана на внутреннем убеждении управляемой стороны в верности его поведения, и соответственно, такой результат более ценен для общества. При этом государству удается избежать ущемления прав, свобод и законных интересов субъектов права, что также является немаловажным.
Государство заинтересовано в том, чтобы его представители, сотрудники государственных учреждений, делали бы ставку именно на метод убеждения, но так как этот способ достижения цели более сложный, то одной из задач государства является формирование соответствующих способностей и навыков государственных служащих, необходимых им для наиболее эффективного осуществления государственно-управленческой деятельности.
Планирование как функция государственного управления и местного самоуправления: теория и практика применения
Основным механизмом целостного развития местного сообщества, региона и страны в целом является стратегическое управление с учетом рационального использования имеющихся ресурсов. 28 июня 2014 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», регламентирующий работу органов управления.
Стратегическое планирование рассматривается как «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ» (ст. 3 гл. 1).
Среди основных задач стратегического планирования в статье 8 этого закона перечислены, в частности: координация государственного и муниципального стратегического управления; выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономической политики страны, её регионов, муниципальных образований; координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения и т.д.
Д.М. Ланцев отмечает, что с определением целей и задач развития у большинства муниципалитетов не бывает затруднений. Сложности возникают на этапе реализации планов, когда необходимо привязывать пожелания к реальным ресурсам, прежде всего бюджетным, которыми располагает муниципалитет. Плюс Закона № 172-ФЗ в том, что он обязывает устанавливать связь между управлением социально-экономическим развитием и бюджетными процессами, и именно координация муниципального стратегического управления и бюджетной политики является основной задачей стратегического планирования[3].
Имеющаяся практика стратегического планирования на местном уровне предоставляет ряд примеров включения в стратегии социально-экономического развития бюджетных показателей. Например, в стратегии развития г. Нижневартовска до 2020 г. были проработаны сценарные (альтернативные) прогнозы основных показателей бюджета. В ряде стратегий показатели бюджетной обеспеченности полностью отсутствовали (например, стратегии развития г. г. Пскова (до 2020 г.), Омска (до 2025 г.), стратегия развития городского округа Инта на период до 2020 г.).
В Законе № 172-ФЗ ничего не говорится по поводу оценки бюджетной эффективности документов стратегического планирования, хотя в отношении наиболее крупных и стратегических проектов, реализация которых требует много времени, всегда проводится оценка бюджетного эффекта.
[1] Калинина Л.Е. Убеждение как метод государственного управления экономикой // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 11
[2] Калинина Л.Е. Убеждение как метод государственного управления экономикой // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 11
[3] Ланцев Д.М. Согласование стратегического и бюджетного планирования на муниципальном уровне // Бюджет. – 2015. - № 6