Экономический анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц на примере семьи
2.1. Анализ налога на доходы физических лиц в формировании бюджета Российской Федерации
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 14297,6 млрд.рублей, что на 9,6% (1370,1 млрд.) больше, чем в 2014 году и на 12,3% (1756 млрд.) больше, чем в 2013 году (см. таблицу 2).
Рис. 1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2015 г.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2015г. (как и в 2013-2014 гг. исследуемого периода) обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 17%, налогов за пользование природными ресурсами - 20%, налога на доходы физических лиц - 19% и "львиная" доля приходится на налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 28% (см. рисунок 1).
Таблица 2. Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 - 2015 гг. (в миллиардах рублей) [17]
Всего поступлений, из них: | 23435,1 | 24442,7 | 26766,1 |
налог на прибыль организаций | 2355,7 | 2071,9 | 2375,3 |
налог на доходы физических лиц | 2261,5 | 2499,1 | 2702,6 |
страховые взносы на обязательное социальное страхование | 4103,7 | 4694,2 | 5035,7 |
налог на добавленную стоимость | 3546,1 | 3549,1 | 3940,2 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции) | 1015,9 | 1072,2 | |
налоги на совокупный доход | 271,3 | 292,8 | 315,1 |
налоги на имущество | 785,5 | 900,7 | 957,5 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2484,5 | 2598,0 | 2934,7 |
прочие доходы и поступления | 6789,8 | 7432,8 |
В 2015 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 13025 млрд.рублей (90,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 765,2 млрд.рублей (5,9%), местных налогов и сборов - 192,3 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 315,1 млрд.рублей (2,4%).
Ощутимый вес по поступлениям в консолидированный бюджет имеет налог на доходы физических лиц, в 2015 г. его объем составил 2702,6 млрд. рублей, но в предыдущих годах поступлений было немногим меньше: на 8% - в 2014 г. и на 16% - в 2013 г.
Таблица 2.1. Доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 - 2015 гг.
Доходы консолидированного бюджета: а) млн. руб.; | |||
б) в процентах к валовому внутреннему продукту; | 37,7 | 36,9 | 37,5 |
Расходы консолидированного бюджета: а) млн. руб.; | |||
б) в процентах к валовому внутреннему продукту; | 37,3 | 38,2 | 38,7 |
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета: а) млн. руб.; | -848224 | -845586 | |
б) в процентах к валовому внутреннему продукту; | 0,4 | -1,3 | -1,2 |
Согласно данным статистического анализа можно сказать, что в течение исследуемого периода поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет увеличиваются, что может означать действенность осуществляемых мер по администрированию доходов физических лиц и применения плоской шкалы налогообложения.
Таблица 2.2. Распределение доходов и расходов консолидированный бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы в 2013 - 2015 гг. (в миллиардах рублей) [17]
Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | |
Доходы - всего, из них: | 12855,5 | 8064,5 | 13019,9 | 8165,1 | 14496,9 | 8905,7 |
налог на прибыль организаций | 375,8 | 1979,9 | 352,2 | 1719,7 | 411,3 | 1964,0 |
налог на доходы физических лиц | 2261,5 | 2499,1 | 9,2 | 2693,5 | ||
налог на добавленную стоимость | 3545,8 | 0,3 | 3548,7 | 0,4 | 3941,6 | 8,6 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции) | 395,3 | 441,8 | 524,4 | 491,4 | 592,4 | 479,8 |
налоги на совокупный доход | - | 271,7 | - | 292,8 | - | 315,1 |
налоги на имущество | - | 785,5 | 900,7 | - | 957,5 | |
Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2442,8 | 41,7 | 2554,8 | 43,2 | 2884,6 | 50,0 |
прочие доходы и поступления | 6095,8 | 2282,1 | 6039,8 | 2217,8 | 6657,8 | 2437,2 |
В 2015 г. в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации поступило 8905,7 млрд. рублей, что на 8,3% больше, чем в 2014 г. и на 9,4% больше, чем в 2013 г. В федеральный бюджет поступило 14496,9 млрд. рублей в 2015 г., а доходы поступающие в течение 2014 г. составили 13019,9 млрд., что меньше на 10,2% и в 2013 г. - 12855 млрд., что также меньше результатов будущих периодов на 11,3%. Наблюдается положительная динамика в течение исследуемого периода, доходы увеличиваются, хоть и с небольшой разницей между 2013-2015 гг. Основу консолидированных бюджетов субъектов РФ составляют поступления по федеральным налогам, таким как налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на прибыль организаций. В 2015 году доля НДФЛ в общем объеме доходов составила 30,2% (2693,5 млрд. рублей), в 2014 г. этот показатель был на уровне в 19,2% (2499,1 млрд. рублей) и в 2013 г. - 17% в структуре доходов (2261,5 млрд. рублей). Согласно полученным данным мы можем сделать вывод, что налог на доходы физических лиц с каждым годом занимает все больший удельный вес, а это значит что происходит постепенное расширение налоговой базы и улучшаются показатели собираемости рассматриваемого нами налога в Российской Федерации.
Таблица 2.3. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 - 2015 гг. (в миллиардах рублей)
Всего | из неё | ||||
недоимка | урегулированная задолженность | ||||
Всего, в том числе: | 728,2 | 770,3 | 802,7 | 430,3 | 363,3 |
по федеральным налогам и сборам, из них: | 591,7 | 610,2 | 613,6 | 286,0 | 320,7 |
а) налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) | 319,7 | 333,5 | 368,0 | 181,1 | 182,3 |
б) налог на прибыль организаций | 175,0 | 165,6 | 137,7 | 64,2 | 72,0 |
в) акцизы по подакцизным товарам (продукции) | 44,7 | 60,9 | 53,7 | 9,6 | 43,6 |
г) налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 5,0 | 4,6 | 4,7 | 2,3 | 2,4 |
по региональным налогам и сборам | 83,7 | 96,6 | 113,7 | 88,8 | 23,7 |
по местным налогам и сборам | 32,5 | 39,3 | 49,6 | 39,6 | 9,4 |
по налогам со специальным налоговым режимом | 20,3 | 24,3 | 25,7 | 15,9 | 9,5 |
В 2013 г. задолженность по налогам и сборам составила 728,2 млрд. рублей, но в последующих периодах долг стал увеличиваться и составил в 2014 г. - 770,3 млрд. рублей и в 2015 г. - 802,7 млрд. рублей, что соответственно на 5,5% и на 9,3% больше чем в предыдущем периоде. Эти данные показывают нам, что мы наблюдаем положительную динамику по задолженности, что непременно отрицательно скажется на поступлениях в бюджет.
"Львиную" долю занимают долги по федеральным налогам и сборам в 2013 г. они составили - 75,6%, региональные - 10,7%, местные - 4,1% и региональные налоги и сборы - 2,6%. По каждому виду налогов наблюдается увеличение сумм задолженности в консолидированном бюджете Российской Федерации.
Подводя итог, следует перечислить основные меры, которые по нашему мнению, создадут условия для расширения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а также увеличить показатели собираемости в Российской Федерации [40]:
1) Требуется усиливать заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала;
2) Необходимо ввести шкалу прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, в которой будет учитываться прожиточный минимум и средняя заработная плата;
3) Нужно жестче проводить контрольные проверки организаций, которые занижают уровень доходов своих работников;
4) Работа комиссий по легализации "теневой", или"серой" заработной платы должна быть усилена;
5) Обязательный контроль за крупными покупками и сделками у физических лиц - должен быть введён;