Работа над текстом курсовой работы
Второй этап начинается с изучения и конспектирования литературы по теме курсовой работы. Изучение литературы нужно начинать с трудов, где проблема отражается в целом, а затем перейти к более узким исследованиям. Начинать ознакомление с изданием нужно с титульного листа, выяснив, где, кем, когда оно было издано. Нужно пересмотреть содержание, которое раскрывает структуру издания, наполнение его разделов, обратиться к предисловию, где раскрыто назначение издания, задачи, поставленные в нем автором.
Читая издание, нужно внимательно следить за ходом авторского мнения, уметь отличать положения главного от доказательств и иллюстративного материала. Часто статьи из научных сборников сложно воспринимаются, поэтому необходимо их читать несколько раз, пытаясь выделить главную идею и аргументы, которыми автор ее доводит. Выяснив это, нужно выписать все необходимые цитаты, цифры, факты, условия, аргументы, которыми оперирует автор, доводя основную идею статьи.
Конспектируя материал, следует постоянно помнить тему курсовой работы, чтобы выписывать только то, что имеет отношение к теме исследования. Выписывать цитаты нужно на одной стороне отдельных листов бумаги стандартного размера, который помогает лучше ориентироваться в накопленном материале, систематизировать его по темам и проблемам. Каждая цитата, например, цифровой материал, должен сопровождаться точным описанием источника с обозначением страниц, на которых опубликован этот материал. Применение так называемых «списанных» цитат, когда мнения других автораов выдаются за личные, рассматривается как грубое нарушение литературной и научной этики, квалифицируется как плагиат.
Однако это не означает, что студент совсем не должен опираться на труды других авторов: чем шире и разнообразнее круг источников, которые он использовал, тем выше является теоретическая и практическая ценность его исследования.
После конспектирования материала необходимо перечесть его опять, чтобы сложилось целостное представление о предмете изучения. Чтобы собрать материал по одному вопросу вместе, можно разрезать те конспекты, где рассмотрены несколько вопросов по теме исследования.
Правильная и логическая структура курсовой работы — это залог успеха раскрытия темы.
Процесс уточнения структуры сложный и может продолжаться в течение всей работы над исследованием. Предварительный план работы нужно обязательно показать научному руководителю, поскольку может оказаться, что нужно будет переписывать весь текст работы заново.
Готовясь к изложению текста курсовой работы, целесообразно еще раз внимательно прочитать ее название, содержащее проблему, которая должна быть раскрыта. Проанализированный и систематизированный материал излагается в соответствии с содержанием в виде отдельных разделов и подразделов. Каждый раздел освещает самостоятельный вопрос, а подраздел — только часть этого вопроса.
Тема должна быть раскрыта без пропуска логических звеньев, поэтому начиная работать над разделом, нужно отметить его главную идею, а также тезисы каждого подраздела. Тезисы необходимо подтверждать фактами, мнениями различных авторов, результатами анкетирования и эксперимента, анализом конкретного практического опыта. Нужно избегать бессистемного изложения фактов без достаточного их осмысления и обобщения.
Мнения должны быть связаны между собой логически, а текст должен быть подчинен одной главной идее. Один вывод не должен противоречить другому, а подкреплять его. Если выводы не будут связаны между собой, текст потеряет свое единство. Одно доказательство должно вытекать из другого. Для доказательства каждого положения нужно приводить аргументы, располагая их таким образом:
• среднее доказательство — слабое доказательство — сильное доказательство
или
• сильный — слабый — средний.
Относительно каждого раздела работы необходимо сделать выводы, на основе которых формулируют заключение ко всей работе в целом.
Достоверность выводов в целом подтверждается изучением практического опыта работы конкретных учреждений, относительно которых проводится исследование. Оперативно и в полном объеме собрать практический материал, обобщить его и систематизировать поможет овладение студентом основными методами исследования: наблюдением, экспериментом, беседой, анкетированием, интервью, математическими методами обработки количественных данных, методом сравнительного анализа и др. Наилучших результатов можно достичь при комплексном использовании этих методов, однако следует иметь в виду, что в зависимости от особенностей темы исследования, специфики предмета и конкретных условий отдельные методы могут получить подавляющее значение.
Накапливая и систематизируя факты, нужно уметь определить их достоверность и типичность, самые существенные признаки для научной характеристики, анализа, сравнения. Анализ собранных материалов следует проводить в совокупности, с учетом всех сторон соответствующей сферы деятельности (или учреждения). Сравнительный анализ помогает выделить главное, типовое в вопросах, которые рассматриваются, проследить изменения, которые произошли в работе предприятий разных форм собственности и отраслей деятельности в течение последних лет, выявить закономерность, проанализировать причины трудностей в их функционировании, определить тенденции и перспективы последующего развития.
Количественные данные, которые иллюстрируют практический опыт работы, можно проанализировать по методу ранжированного ряда, распределив материалы по годам, сведя их в статистические таблицы, таблицы для сравнения и др., что позволит сделать конкретные выводы.
Таким образом, широкое использование известных в науке методов накопления, изучение, систематизации фактов и практического опыта в целом даст возможность выполнить основную задачу курсового исследования: соединить различные разрозненные знания в целостную систему, вывести определенную закономерность, определить последующие тенденции развития теории и практики соответствующей сферы деятельности.