Три традиционных способа покрытия дефицита
а) выпуск госзаймов;
б) ужесточение налогообложения;
в) производство денег, или «сеньо рынж», т.е. печатание денег.
3.Профицитное– или доходы превышают расходы
Причины профицита государственного бюджета:
- благоприятная экономическая конъюнктура (высокие мировые цены на экспортную продукцию);
- повышенная эффективность производства (рост производительности труда, снижение издержек, улучшение собираемости налогов, оптимизация государственных расходов и др.), что приводит к возрастанию доходной части бюджета.
Проблемы государственного долга
Бюджетный дефицит ведет к задолженности правительства, превращаясь в государственный долг.
Государственный долг (ГД) – это сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо бюджетов. ГД конкретно выражается в сумме государственных займов.
Различают внешний и внутренний долг
I. Внешний долг (ВД)– это долги иностранным государствам, организациям и отдельным лицам, которые формируются за счет внешних займов. Внешний долг представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны.
Методы управления ВД
1. Традиционный – выплата долга за счет золотовалютных резервов.
2. Консолидация ВД– т.е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, что означает перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее.
3. Конверсия ВД – это сокращение размеров ВД методом превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции.
4.Предоставление льгот за кредиты – выражается в обращении страны-должника к международным банкам с просьбой о предоставлении льготных кредитов.
II.Внутренний долг – это долг государства собственной банковской системе и населению.
Формы внутреннего долга
1. Кредиты, полученные правительством.
2. Государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг и других долговых обязательств.
Этот долг приводит к перераспределению доходов внутри страны (бедные беднеют, а богатые богатеют).
Тема 10. Налоги и налоговая система
Сущность Н и налоговой системы – это часть национального дохода, которая посредством обязательных платежей юридических и физических лиц поступает государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Объект налогообложения – это то, с чего платится налог: - доход, - имущество, - капитал, - земля, - наследство, - товар и др.
Налогоплательщики – те, кто уплачивает налоги и сборы: - физические лица (граждане), - юридические лица (частные, акционерные, арендные, государственные предприятия и др.).
Налоги, как правило,взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги.
Налоговая система – это совокупность всех налогов, действующих на территории страны, а также методы и принципы их поступления.
Функции налогов
1. Фискальная – состоит в формировании денежных доходов государства посредством собирания налогов.
2. Экономическая – проявляется в том, что через ее основные аспекты – стимулировании, ограничении той или иной деятельности и контроля - налоги оказывают воздействие на весь процесс общественного воспроизводства и решение социально-экономических проблем общества.
Экономическая функция подразделяется на три подфункции:
а) распределительная (социальная) – состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества;
б) регулирующая – направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма;
в) контрольная– означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц.