Неоклассическая экономическая мысль
Отход от принципа монизма, означающего поиск единого источника стоимости, единого основания цен, связан с теорией ценообразования в конкурентных условиях А. Маршалла (1842-1924 гг.). Если у экономистов-классиков стоимость (ценность) товара определялась количеством труда, затраченного на его производство (Рикардо), или в целом издержками производства (Смит, Сэй и др.), у австрийцев - субъективной предельной полезностью, то А. Маршалл соединил эти подходы, считая, что в определении цен участвуют как спрос, так и предложение, являясь равноправными элементами рыночного механизма. С этого момента экономисты объясняли уже не стоимость, а цены, которые, устанавливаются под влиянием многих факторов. Таким образом, с отказом от поиска первоосновы (субстанции) цен, под которой понималась некая объективная естественная или истинная стоимость, связан переход от теории стоимости (ценности) к теории ценообразования или микроэкономике. Последний означал также поворот в экономической теории от «реализма» к методологическому «номинализму», господствовавшему в естественных науках. Методологический номинализм стремится не к постижению того, чем вещь является на самом деле, и не к определению ее подлинной природы, а к описанию того, как вещь себя ведет при различных обстоятельствах, и в частности к выяснению того, имеются ли в этом поведении какие-либо закономерности.
Исследуя проблему распределения, А. Маршалл заменил через 50 лет триаду Сэя (труд, земля, капитал) комбинацией четырех факторов, добавив к ним фактор организации, или институционального устройства бизнеса. По его мнению, с ростом корпораций и рассеиванием владения акциями функция управления попадает в руки профессиональных управляющих, вознаграждение которых (нормальная прибыль) должно быть достаточным, чтобы побудить их к предложению своих услуг. Таким образом, А.Маршалл подчеркнул, что с возникновением акционерной формы собственности вознаграждение за труд управления отделяется от экономической прибыли. Задачей теории распределения, по Маршаллу, является исследование предложения каждого фактора и спроса на него.
Практически в то же самое время, когда А.Маршаллом были исследованы проблемы ценообразования, Дж.Б.Кларком (1847-1938 гг.) предприняты попытки объяснения того механизма, при помощи которого определяется размер вознаграждения каждого фактора производства. Являясь оппонентом Бем-Баверка, Дж.Б.Кларк, совершенно независимо от австрийской школы открывший принцип предельной полезности и распространивший его на сферу производства, считал, что в условиях статического равновесия, когда чистые инвестиции равны нулю, число производственных процессов, приближающихся к завершению, в точности равно числу только что начинающихся. Из этого следует, что капитал поддерживается на неизменном уровне, а спрос на него предъявляется только в целях замещения. Поэтому временной лаг, по мнению Дж.Б.Кларка, не играет существенной роли для понимания такого явления, как капитал.
Кларк выделяет четыре фактора производства: специфические капитальные блага (средства производства и земля), капитал как абстрактную производительную силу (чистый капитал), деятельность предпринимателя, труд рабочих. Чистый капитал он определил как однородный постоянный денежный фонд, вкладываемый в различные комбинации конкретных капитальных благ.
Для того чтобы сформулировать закон, на основе которого оплачиваются факторы производства, им был использован предельный принцип. В соответствии с законом распределения Кларка доля дохода, направляемая на оплату любой производственной функции, измеряется величиной действительно произведенного с ее помощью продукта. Заработная плата каждого рабочего будет равна предельному продукту труда, т.е. продукту труда наименее производительного рабочего (предельной производительности). Излишек произведенного продукта над заработной платой является продуктом капитала. Следовательно, в состоянии долгосрочного конкурентного равновесия, когда оплата каждого фактора, включая нанимателя труда, равна денежному выражению его предельного продукта, предпринимателю не достается никакого остатка и прибыль равна нулю (прибыль - нормальна, по выражению А.Маршалла).
Весьма оригинальная трактовка капитала содержится в теории общего экономического равновесия Л.Вальраса (1834-1940 гг.), отчетливо сформулировавшего различие между запасом ресурсов и произведенным с их помощью потоком услуг и доходов. Все имеющиеся ресурсы, все формы общественного богатства, которые расходуются через определенный промежуток времени, он определил как «основной капитал», а блага недлительного пользования, все формы общественного богатства, которые расходуются мгновенно, - как «оборотный капитал или доход». Таким образом, теория капитала у Вальраса имеет в виду только производительные блага длительного пользования, поскольку предполагается, что сырье и другие блага, участвующие в производственном процессе, целиком потребляются в течение одного периода производства. Новые капитальные блага в стационарной экономике не производятся, так как Вальрас допускает, что отчисления на амортизацию и замену являются техническими константами.
Зная ставку процента на рынке ссудных капиталов, предприниматели инвестируют свои капиталы. Но при этом главная проблема все же заключается в определении того, как формируется ставка процента на рынке заемных средств и как рынок ощупью движется к общему равновесию. Если равновесие достигнуто, предпринимателю не достается никакого остатка, прибыль равна нулю.
Теория капитала Вальраса была воспринята и развита дальше И.Фишером. Строго придерживаясь микроэкономической модели общего равновесия Вальраса, Фишер по-новому подошел к проблеме капитала и процента, рассматривая их в однопродуктовой модели экономики. Он определил капитал как любой капитальный запас (землю, машины, сырье, природные ресурсы, трудовые навыки людей), который приносит поток благ. Доход у Фишера - излишек этого потока над затратами, необходимыми для поддержания и замещения запаса.
Капитал, таким образом, выступает здесь единственным фактором производства, а весь подлежащий распределению доход состоит из процента. Из такой трактовки капитала и дохода следует, что капитал представляет собой некий однородный «фонд», «приведенную к настоящему моменту времени дисконтированную стоимость будущих доходов». В последние десятилетия идея о том, что капиталом является любой актив, физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток доходов, получила всеобщее признание в экономической науке.