Концепция программы реформирования
Несмотря на достигнутые результаты, система управления общественными финансами в Чувашской республике, как в прочем и в большинстве субъектов Российской Федерации, в силу ряда объективных причин может характеризоваться как требующая совершенствования. В настоящее время управление общественными финансами происходит большей частью в форме финансирования отраслей в целом. Ставящиеся задачи по оказанию полноценных и качественных бюджетных услуг населению региона зачастую являются размытыми. Деятельность государственных служащих и исполнителей в существующей системе не всегда приводит к улучшению текущей ситуации.
Причин для существования подобной ситуации в общественном секторе несколько:
- требующее совершенствования взаимодействие между различными уровнями и подразделениями государственных органов власти, учреждений и организаций;
- отсутствие четкого перечня и стандартов качества бюджетных услуг;
- размытость ответственности менеджеров и отсутствие действенной системы стимулирования эффективного управления, необъективные критерии оценки результатов управленческой деятельности государственных служащих;
- редкое и неэффективное использование инструментов контроля качества как контролирующими органами, так и конечными получателями бюджетных услуг.
Предлагаемая программа реформирования предполагает не только введение индикаторов улучшения состояния системы управления, не только реализацию ряда мероприятий, создающих потенциал для перехода на более качественный уровень управления, но и предусматривает механизмы, с помощью которых этот переход станет возможным.
Существует привычное представление о том, что экономический рост может решить практически все проблемы современного общества: бедность, загрязнение окружающей среды и т.д. При этом в качестве основного источника экономического роста рассматривается физический капитал. Однако практика последних десятилетий показала, что подобный рост, основанный на искусственном стимулировании инвестиций, пренебрежении экологическими последствиями, неэффективном использовании общественных средств, подвержен значительным колебаниям и не может быть устойчивым. Это привело к появлению понятия качества роста. Для обеспечения качества экономического роста необходимо:
- учитывать все виды активов, имеющихся в распоряжении общества – физический капитал, человеческий и природный;
- уделять должное внимание проблемам распределения общественных благ (образования, медицинского обслуживания, …);
- совершенствовать государственное управление и институты.
Для экономического развития имеют три вида активов: физический капитал (здания, оборудование, и т.п.), человеческий (запас знаний и умений) и природный (запасы природных ресурсов, а также качество окружающей среды), которые не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Только скоординированные инвестиции в физический, человеческий и природный капитал могут обеспечить высокое качество экономического роста и, соответственно, устойчивое развитие. Практика показывает, что зачастую, несмотря на высокий уровень инвестиций в традиционном понимании, т.е. в физический капитал, инвестиции в совокупный капитал оказываются отрицательными. Так например, по оценкам Всемирного банка, в России в 1997 г инвестиции в физический капитал составили 25% ВВП, тогда как совокупные инвестиции (т.е. с учетом инвестиций в человеческий и природный капитал) оказались отрицательными и равными – 1,6% ВВП.
В рамках программы предполагается провести оценку человеческого и природного капитала и их динамики в Чувашии. Это позволит сделать вывод относительно качества экономического роста и устойчивости развития региона. В качестве природного капитала предполагается учесть следующие его составляющие:
- минеральные ресурсы;
- леса;
- пахотные земли и пастбища.
Природный капитал будет определяться исходя из ренты, обеспечиваемой соответствующим природным ресурсом, с учетом нормы дисконтирования. Человеческий капитал будет оцениваться на основе адаптации существующих методик. Физический капитал определяется в соответствии со стандартным подходом, т.е. с учетом инветиций и амортизации. Кроме того, будут оценены чистые инвестиции в совокупный капитал, что позволит определить, является ли экономическое развитие Чувашии устойчивым. Предлагаемая программа реформирования в большей степени направлена на улучшение качества человеческого капитала.
Основной целью деятельности системы управления общественными финансами является производство конечного продукта – бюджетных услуг для механизма выборов. Осуществляя свой выбор, население региона рассчитывает в конечном итоге получить от менеджеров наилучшее соотношение цена/качество оплачиваемых им услуг, предоставление которых в должном объеме и качестве не могут осуществить предприятия частного сектора экономики. При этом в теории государственный сектор, так же как и частный, должен преследовать единую конечную цель – увеличение совокупной стоимости собственного капитала. Динамичный рост этой стоимости и является основным показателем прогресса системы управления общественными финансами региона в целом.
Для достижения этой цели программа реформирования предусматривает решение следующих задач:
- определение полного иерархического перечня всех прямых и сервисных бюджетных услуг, за предоставление которых отвечает республиканская и местная власть;
- однозначное распределение обязанностей государственных служащих в сферах производства, маркетинга и продаж (предоставления) бюджетных услуг;
- внедрение показателей оценки соотношения цена-качество бюджетной услуги. Определение текущего состояния этого соотношения для каждого из государственных служащих;
- внедрение системы контроля цен и качества услуг, предусматривающей привлечение профессиональных контролеров и конечных потребителей услуг;
- создание механизма стимулирования (поощрения) эффективной деятельности государственных служащих.
Нормотворческая деятельность не выделяется в отдельный компонент программы, но включается по мере необходимости в отдельные компоненты в виде мероприятий, проводимых в рамках отдельных компонентов.
Рынок бюджетных услуг основывается на ожиданиях налогоплательщиков и их совокупных платежах за эти услуги. Средством оплаты бюджетных услуг являются налоговые платежи. Кроме того, для формирования источников финансирования бюджетных услуг налогоплательщики передали в управление государственных менеджеров общественные активы, принадлежащие им (участие в предприятиях, недвижимость, инвестиции).
Устройство бюджетной системы в Российской Федерации также предусматривает возникновение конфликтов интересов государственных органов управления и их менеджеров, при которых, с одной стороны, определенный менеджер отвечает за осуществление закупок бюджетных услуг, т.е. осуществляет распределение средств конечным производителям бюджетных услуг, а с другой стороны, сам участвует в процессе производства, является их производителем. Действия по разрешению подобного конфликта должны предусматривать четкое позиционирование органа государственного управления: является ли он ответственным за закупки бюджетных услуг у поставщиков (например, Минстрой) или организует процесс их производства. Во втором случае необходимо определить, кто является закупщиком этих услуг.