Двенадцать практических уроков. не является полным в любом месте груди, которое не вполне гибко.
не является полным в любом месте груди, которое не вполне гибко.
Дыхание правым легким
Сядьте на пол, дышите как ранее. Представьте себе изменение правого легкого и его отход от стенок груди при выдохе, ощущение сжимания, как будто оно буквально отодвигается. Заметьте, что когда вы наблюдаете, что происходит на правой стороне, голова и туловище наклоняются влево в стадии удлинения и возвращаются к середине при выдохе.
Встаньте и отметьте изменения, которые вы можете почувствовать.
Заключение
Современные исследования поведения животных в естественных условиях их жизни показали, что элементы социальной структуры не созданы человеком в том смысле, в каком человеком создана музыка и математика. Тесная связь с определенным домом или территорией, преданность стаду или стае, враждебность к членам чужого стада, даже фиксированная иерархия в стае, — все это показывает, что войны за территорию и борьба за власть и положение являются животным наследием в человеке. Агрессивные импульсы всегда были камнем преткновения при попытках людей усовершенствовать себя. Немногие исключительные люди, которые действительно стремились к миру и подлинной братской любви, достигли такого состояния, совершенствуя свое сознавание, а не подавляя свои страсти.
Если справедливо, что мы наследуем инстинкты, то это значит, что точно также наследуется и сознавание, то есть совершенствовать сознавание предпочтительнее, чем подавлять свое животное начало. Сознавание — высшая стадия человеческого развития, и, когда оно является полным, оно поддерживает гармоничную «правильность» деятельности тела. Если человек силен, сильны и его страсти, и его способности и жизненность находятся на том же уровне. Невозможно подавить первичные влечения без уменьшения общего потенциала. Совершенствование осознавания предпочтительнее любых попыток преодолеть инстинктивные влечения. Чем, более полным становится сознавание в человеке, тем более способен он удовлетворить свои желания без нарушения первичного осознавания, и каждое его действие будет становиться все более человеческим.
В наше время молодые люди освобождают себя от условностей, сковавших их предков в области морали, секса, эстетики. Лишь в немногих областях, таких как наука и производство материальных благ, они могут следовать своим предшественникам, не ущемляя своих чувств, в осталь-
Двенадцать практических уроков
149
ных областях жизни они находятся в состоянии бунта или в состоянии полной неразберихи.
Увеличение осознавания поможет им преодолеть смятение и освободить свою энергию для творческой работы.
Содержание
Метод Фельденкрайза...................................... 5
I. Понимание при действии
Предисловие....................................................................7
Образ себя.....................................................................14
Уровни развития...........................................................27
С чего и как начать................,........................................31
Структура и функция......................................................39
II. Действие ради понимания
Двенадцать практических уроков.....................................51
Общие указания.............................................................51
Несколько практических советов......................................56
Урок 1: что такое хорошая поза?......................................58
Урок 2: что такое хорошее действие?.................................75
Урок 3: некоторые фундаментальные свойства движения.....80
Урок 4: дифференциация частей и функций в дыхании.......87
Урок 5: координация флексоров и экстензоров..................94
Урок 6: дифференциация тазовых движений с помощью
воображаемых часов .......................................................99
Урок 7: посадка головы влияет на состояние мускулатуры .. 106
Урок 8: совершенствование образа себя............................112
Урок 9: пространственные отношения как средство
координации действия ...................................................120
Урок 10: движения глаз организуют движение тела............125
Урок 11: сознавание частей, находящихся вне сознания, с
помощью средств, подвластных сознанию.........................134
Урок 12: мышление и дыхание........................................139
Заключение
Научное издание
М.Фельденкрайз
СОЗНАВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ
Сдано в набор 02.01.2001. Подписано в печать 02.02.2001.
Формат 84xl08V32- Гарнитура Петербург. Печать высокая.
Объем 5,0 печ. л. Тираж 5000 экз.
Заказ № 136.
Институт Общегуманитарных Исследований.
121471, Москва, Можайское ш., д. 28.
Издательская лицензия ИД № 02443 от 24.07.2000.
Отпечатано с оригинал-макета в ФГУП «Печатный двор»
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и
средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.