Глаол i. подвиды и i'a шовидности туризма
Htm ( 'притч:, УайгСалфор Спрингс и Хо,т>Спрингс (США); Карловы Вары, Лазнеи
i II (Чехия и ('лопсппч), Ьурса (Турция), Ахами (Япония). Значительное количес-
рмильных источником известно в Греции и Венгрии. В России имеются обширные
in.it' ресурсы, обладающие целебными свойствами. Популярностью пользуются
|н.|.п.1 Кавказских минеральных вод. Есть водолечебницы в г. Сестрорецк под Санкт-
ргом (санаторий «Сестрорецкий курорт»), известен курорт «Марциальные
|fki.1 под I 1етрозаводском, «Старая Русса» в Новгородской области. Кировскому райо-
|I|mi мирского края присвоен статус санаторно-курортной зоны федерального уровня.
Hi пик in, широко известен своими минеральными водами (типа нарзан) курорт
КИЙ, В который входят санатории: «50-лет» (выкуплен Центральным Банком
.... is служащих), «Жемчужина», «Изумрудный» и другие.
щепные природно-климатические условия и лечебные ресурсы издревле
кмшмио использовались в лечебно-оздоровительных целях (лечебные грязи,
■I • I.hi.ic поды и источники, особый чистый и сухой или наоборот морской воздух).
I......... озданные в местностях с целебными ресурсами, предоставляют услуги вра-
■ "пых и оздоровительных процедур, массажистов и т. п. Однако выбор курорта
нлм использования целительных свойств должны производиться по рекомендации
I и 1 т.пению врача. Продавая такой тур, целесообразно оговорить с туристом
■ | ценность за возможные неблагоприятные последствия самолечения, которые
|" i и, не признаны страховым случаем;
I развлечения entertainment. Программы туров в значительной мере ориенти-
Ш hi приобретение туристом дополнительных услуг. Помощь туристу в реали-
неуемных желаний «покутить» или «хорошо развлечься» оказывает целая
р.ешлечений в сфере туризма. Это комплексы активных игр (гольф, крикет,
'| шпе на лошадях, аттракционы (тематические парки, например Диснейленд,
I чип, зоопарки), рестораны, дансинги, дискоклубы, магазины, казино и др. Даже
• .1 i руной оценке известны более 110 видов развлечений, широко используемых
i уризма. Существует специальная статистика расходов туристов на развле-
I. неинтересно, что бизнес-туристы, участники конгрессов и им аналогичные
hi туристов тратят денег на развлечения значительно больше, чем туристы,
тур за свой счет;
ими тельная, рекламная поездка familiarization trip или famtrip. В рекламные
нПычпо направляются турлидеры и работники туроператоров или туристских
i\'i детальной отработки маршрута и ознакомления с его условиями. Они
'•■ проходят весь маршрут, уточняют условия проживания, программы экскур-
■ННОСТИ питания, трансфера, культурной и развлекательной программы. Их
информируют о местных условиях, обычаях, порядке медицинского и.стра-
Ьлужииания, криминогенной обстановке и других аспектах взаимодействия с
ил.и ти в критических ситуациях. Как правило, на ознакомительную поездку
ни.' i пенная скидка или такая поездка полностью оплачивается принимающей
km 11ем)торые государства, активно поддерживающие туристскую деятель-
I приему, например Израиль,-дотируют такие ознакомительные поездки из
t |
"|ппо бюджета;
ниппельный connoisseur tour. Посещение туристских центров с познаватель-
Ьпмп ', )то всемирно известные города Нью-Йорк (32 млн туристов ежегодно),
I' рпд, Рим, Санкт-Петербург, Каир, Сингапур, Гонконг, Рио-де-Жанейро
i"ine, ставшие популярными туристскими центрами мирового значения.
I i-п. гского интереса — древности, музеи, памятники, достопримечательнос-
■родские ландшафты. Популярностью пользуются малые города — Гранада
|), I
Рское Село (Россия) и отдельные регионы. Только в Ленинградской облас- т горических памятников и мест, отнесенных к объектам туристского показа, — 165 —
ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ
прием финских туристских групп. В Финляндии были созданы гу|им к кис фирмы, ш рые специализировались на ностальгическом туризме финном на места историчсм ш проживания.
В целом проблемы ностальгического туризма тесно связаны с проблемами ни чественников за рубежом. Для России это новое звено в человеческих отношении!,| начале 1990-х гг. Россия законодательно была признана (по крайней мере, в uonpui применительно к соотечественникам) правопреемником СССР, Советской Республ! и Российской империи. Формально соотечественник — любое лицо, предки котом исходят из данной местности (страны), сохранивший культуру, родной язык и синя родиной. Это глобально расширило ареал лиц, причисляемых к этой категории, и ун чило туристский потенциал этих групп населения (более подробно см. главу 11);
- для посещения родственников или друзей relative & visitors tour,
- религиозное паломничество religious or pilgrim tour, путешествие или тур с рглЯ озными целями.
Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма, имеющий гл| кие исторические корни. Одними из первых туристов несомненно были средней. > I паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно cum u ,. чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, I'■■> i Щ Мекку, монастыри и другие святые места. Паломничества совершались и соверпыня чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники щщ налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали мри! путь босиком или в одной рубашке, совершить этап ползком. Марко Поло (тринндЦИ век) упоминает о пилигримах, встреченных им на территории нынешней Шрм Л*1 Паломники из Англии в XIV-XV вв. совершали свои путешествия в основном I I Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезными трудно! Л Начиная с 1388 г. английские пилигримы, по приказу короля Ричарда И, обязаны Щ получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего им пи Одиннадцатью годами позже Ричард ограничил количество портов, откуда английв паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя — ДуирЯ Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальное разрешение < *Щ короля.
Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многие другие отпр>*| лись в путь просто из любви к путешествиям или движимые мирскими побуждений ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в придорожных харчм и другие удовольствия. Паломничество имеет место и сейчас. Многие верующий I в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Приверженцы ислама едут в хадж I Мекку.11 В России православные стремятся посетить Валаам, монастырь на '» f Коневец, другие монастыри и святыни. Многие епархиальные управления ввели я | туру отделы, которые регулируют вопросы паломничества (паломнические служим))
Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает ту| Атеистически настроенное население России с любопытством и интересом учи ет в религиозных праздниках. Рождество12, Масленица, Пасха и другие приц|
11 Биржаков М.Б., Аширова Д.Ш. Паломничество в мусульманстве. «Туристские Фирмы», > пр
вып. 28. — СПб.: Невский фонд, 2002. С. 94-109. Биржаков М.Б., Надиров А.Н. Глоссарии Щ
международного туризма. Часть IX. Туризм и религии. Раздел 3. Ислам. «Туристские Фирмь
вочник, вып. 28. — СПб.: Невский Фонд, 2002. С. 147-182.
12 Рождество в России празднуется на 13 дней позже, чем в Европе и Америке, т. к. Русская npi
ная церковь придерживается юлианского (старого) стиля летоисчисления. Иностранные \ И
Европы и Америки Рождество отмечают по новому (григорианскому) стилю и традиционно lit
рождественские каникулы и с 20 декабря никто не работает. Они, прибывая в Россию.. Щ
получают разочарование — страна еще и не начала готовиться к празднику, который ил. i уц| Нового года, нет украшений и мероприятий, никто не отдыхает (все лихорадочно закрыпнкл ч тый квартал). Тем не менее, в этот период российская сфера обслуживания устанавливая I
— 168 —