Перечень вопросов к зачету по дисциплине 15 страница

Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выраженные через выпуск специальных до­кументов, которые имеют собственную стоимость и могут обра­щаться на рынке.

Рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебирже­вым и биржевым оборотами) есть механизм, который функциональ­но входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг разви­вается и движется по своим законам, определяемым спецификой так называемого фиктивного капитала.

Капитализация финансового рынка России. Потенциал национального финансового рынка определяет и возможности бизнеса по привлечению дополнительных средств. Данные о капитализации финансового рынка России и его структуре таковы: за 2002—2003 гг. объем финансового рынка вырос в 2 раза, с 185,2 до 369,6 млрд долл.; несмотря на столь внушительный рост капитализа­ции рынка, по данным ФКЦБ, привлеченные финансовыми органи­зациями инвестиционные ресурсы составили в 2003 г. только 97 млрд долл., т.е. основная доля капитализации не подкреплена реальными активами.

Низкая капитализация рынка имеет серьезные последствия для устойчивости бизнеса и экономики в целом. Например, она предопре­деляет низкую капитализацию российских компаний.

По сравнению с другими странами удельный вес финансового рынка в ВВП России в 2002 г. был существенно ниже (табл. 8.2). За последние годы капитализация российских компаний росла, в 2008 г. она составила около 1 трлн. долл.

Таблица 8.2. Удельный вес капитализации отдельных сегментов фондового рынка в ВВП различных стран, % к ВВП

Страна Акции Долговые ценные бумаги Банковские активы Сумма
Россия   52,0 15,0 42,0 109,0
США   103,0   181,0   223,0   507,0  
Великобритания   107,0   116,0   456,0   679,0  
Германия   33,0   158,0   413,0   604,0  
Развивающиеся Страны   25,0   36,0   150,0   211,0  
Весь мир   67,0   135,0   270,0   472,0  

Соотношение доходности в реальном секторе и на финансовом рынке должно иметь приоритетом производственный сектор. Опре­деленные шаги в этом направлении демонстрируют и российские власти, последовательно снижая ставку рефинансирования.

Так, в 2003—2004 гг. ставка рефинансирования сократилась на треть — с 21 до 14%.

В 2008 г. она составила 11%. Однако положительный эффект от этих мер еще не проявился в полной мере, что подтвер­ждает высокая доля собственных оборотных средств в инвестициях.

Так, доля собственных средств предприятий в финансировании ин­вестиций в 2003 г. составила 45%1, а в 2006 г. — 83,5%.

Были выработаны международные теоретические и практиче­ские критерии финансовой безопасности национального хозяйства.

К примеру, если на обслуживание внешнего и внутреннего государ­ственного долга расходуется свыше 30% доходной части националь­ного бюджета, то формально страну можно считать банкротом2.

Исторически приведение финансов страны в равновесное состоя­ние связывалось с приведением государственного бюджета в сбалан­сированное состояние.

Обеспечение национальной безопасности сегодня означает ус­тановление государственной монополии на управление денежным оборотом страны.

1 Доклад МЭРТ «О сценарных условиях социально-экономического развития РФ на 2005 год и на период до 2007 года» (25 мая 2004 г.).

2 Экономическая безопасность: производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сен-чагова. М.: Финстатинформ, 1998. С. 236.

Поскольку в самом денежном механизме Запада почти нет ничего рыночного и в основе управления глобальным денежным оборотом лежит, в сущности, нерыночный принцип, то и национальные хозяйства других стран вынуждены выстраивать адекватную национальную денежную систему — управляемую го­сударством.

Национальный финансовый рынок и мировое хозяйство. Качество денег определяется их стабильностью, или устойчивостью, как мерой стоимостей или масштаба цен. Устойчивость масшта­ба цен зависит от покупательной силы нацио­нальной валюты, которая в настоящее время определяется не пари­тетом покупательной способности, а количеством номинированных в ней активов.

Классическое состояние денежной системы описывается коли­чественным уравнением денежного обмена:

MV=pY,

где М — денежная масса в обороте;

V — скорость обращения;

p — масса товаров;

Y — общая цена товаров.

Правая часть этого уравнения представляет собой совокупную обменную стоимость за год, или совокупный доход. В классической теории реальный доход считается главным фактором спроса на день­ги.

Другой фактор — процентная ставка. Зависимость между реаль­ной и номинальной ставками процента определяется уравнением Фишера:

i = r + π,

где i — номинальная ставка процента;

r — реальная ставка процента;

π — темп инфляции.

Связь между процентной ставкой и инфляцией называют эффек­том Фишера: рост денежной массы вызывает рост инфляции, а ин­фляция приводит к увеличению номинальной ставки процента.

В условиях возросшего влияния на процессы инфляционных ожиданий экономических агентов, а также с учетом того, что бан­ки, устанавливая ставку процента, ориентируются на ожидаемый в перспективе уровень инфляции, формула Фишера модифицируется:

i = r + πe,

где πe — ожидаемый темп инфляции.

Соотношение темпов инфляции и номинальных процентных ставок в разных странах лежит в основе формирования реального обменного курса иностранной валюты.

Однако возникновение многочисленных специфических, прису­щих только финансовому рынку инструментов привело к тому, что деньги в современной экономике стали играть активную роль, а че­рез механизм плавающего обменного курса усилилась возможность давления на показатели национальной денежной системы со сторо­ны мировых финансовых рынков. Финансовый рынок стал важ­нейшим фактором, связывающим между собой национальные хо­зяйства с мировым.

Внутренний финансовый рынок функционирует во взаимосвязи с валютным рынком. Переплетение многообразных интересов, как и основополагающих взаимодействий, с трудом поддается систем­ному рассмотрению. Тем не менее можно сформулировать основ­ные закономерности, обусловленные тем, что российский рынок ценных бумаг, финансовые и валютные рынки постепенно приоб­ретают черты, свойственные рынкам развитых стран, преследуют те же цели, выполняют те же функции и используют аналогичные ме­ханизмы.

Разрешаются старые противоречия, свойственные плано­во-распределительной системе хозяйствования, но возникают но­вые проблемы и противоречия, адекватные рыночной системе.

На внутреннем финансовом рынке в связи с институциональ­ными изменениями, возникновением коммерческих банков и раз­витием рынка ценных бумаг произошли кардинальные перемены в составе и соотношении основных каналов перераспределения средств между секторами экономики.

Широкое размещение государственных ценных бумаг на внут­реннем рынке было связано с подрывом доверия к финансовым ор­ганизациям, занимавшимся привлечением средств на основе риско­ванных (например, пирамидальных) схем, мерами по снижению до­ходности валютного рынка и развитием коммерческих банков, которые стали крупными покупателями ценных бумаг.

В условиях инфляции и опасности перетока средств на валютный рынок госу­дарству пришлось согласиться на высокий уровень доходности сво­их долговых обязательств, а затем вести сложную борьбу за сниже­ние стоимости обслуживания государственного долга.

Доля государственного бюджета в расходах на хозяйство и инве­стиции резко снизилась. Уменьшились государственное финанси­рование и кредитование за счет государственных средств. Одновре­менно увеличилась доля кредитных ресурсов банков и возникло привлечение средств хозяйствующими субъектами за счет выпуска ценных бумаг.

Вместе с тем в сложившейся ситуации привлечение средств предприятиями за счет выпуска акций и облигаций оказа­лось затруднено, а высокие проценты сделали труднодоступными кредит, особенно долгосрочный. Высокая инфляция поглотила обо­ротные средства и привела к развитию неплатежей.

Сектор реаль­ного производства не смог противостоять рынку государственных ценных бумаг и валютному рынку в привлечении свободных де­нежных ресурсов с помощью эмиссии своих ценных бумаг.

Нормализация валютного рынка и стабилизация валютного кур­са помогали стабилизации внутреннего финансового рынка и соз­давали условия для выравнивания доходности валютного рынка и сектора государственных ценных бумаг, способствуя его становле­нию и развитию с учетом рисков и других условий.

Стабильность и устойчивость рынка ценных бумаг и покупатель­ной способности рубля базировались на поддержании любой ценой валютного курса в надежде обеспечить снижение инфляции и про­центных ставок до уровня, при котором будет выгодно вкладывать средства в производство. В жертву кредитно-денежной политике бы­ло принесено производство, сократившееся почти в 2 раза.

Равновесие банковской системы на макроуровне можно обо­значить и через равновесие между спросом и предложением на банковские продукты и услуги, спросом и предложением денег, эмитируемых эмиссионным банком, золотовалютными резервами и денежной массой, эмиссией денежных знаков, количеством кре­дитных учреждений и степенью удовлетворения потребностей субъ­ектов экономики в банковских услугах1.

В этой связи необходимо последовательное макроэкономиче­ское регулирование экономики, поскольку оно напрямую влияет на устойчивость финансовой системы, а следовательно, укрепляет эко­номическую безопасность. Для укрепления позиций рубля Россия должна максимально быстро увеличить свою долю в мировом ВВП.

8.2. Банковская система и экономика государства

История развития банковской системы России. Банковская система по своему содержанию представляет собой совокупность экономических субъектов, функционирующих в сфере денежного обращения и регулирующих денежный оборот. Она является звеном более общей экономической системы государства.

До реформы банковской системы в России все ресурсы распределялись согласно государственному плану, а цены были фиксированы, роль денежно-кредитной политики заключалась в обеспечении достаточной ликвидности в соответствии с планом.

Являясь результатом рыночных реформ, новая банковская система стала одним из ключевых элементов хозяйственного механизма страны.

В начале XX в. после денежной реформы С. Ю. Витте в России, кроме Государственного банка, функционировали акционерные коммерческие банки. Первым шагом в создании послереволюцион­ной системы стала национализация в декабре 1917 г. частных ком­мерческих банков и банковских контор и их объединение в единый Народный банк РСФСР.

В 1920 г. был издан ряд декретов, отменявших денежные расчеты внутри государственного сектора за топливо, сырье и т.д.

1 Фетисов Г.Г. Устойчивость банковской системы и методология ее оценки. М.: Экономика, 2003. С. 68.

Народный банк перестал выполнять расчетную функцию для предприятий об­щественного сектора и был упразднен в январе 1920 г.

Его отделения были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансо­вых отделов. Функции международных расчетов, регулирования вы­пуска в обращение денежных знаков, взимания долгов и т.д. были переданы специально созданному Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

С переходом на новую экономическую политику потребовалось восстановление кредитной системы. В октябре 1921 г. были учреж­дены Государственный банк РСФСР (Госбанк) и ряд кредитных институтов. Наряду с Госбанком были созданы банки, различаю­щиеся по форме собственности. Госбанки были специализированы по отраслевому признаку. Для обслуживания населения в 1922 г. были созданы сберегательные кассы. Несмотря на многозвенность кредитной системы, в ее основу был положен принцип единства и централизации: доминирующую роль играл Госбанк РСФСР, для всех банков проводилась единая государственная кредитная поли­тика, руководил всей банковской системой Наркомфин, а Госбанк осуществлял контроль за деятельностью банков.

По мере развития индустриализации и коллективизации сельско­го хозяйства появилась необходимость перестройки системы креди­тования. Повысилась роль Госбанка как центрального звена кредит­ной системы, в результате он превратился в институт краткосрочного кредитования, расчетный и кассовый центр.

До конца 1980-х годов кредитная система СССР включала в себя Госбанк СССР и находившиеся в его ведении государственные тру­довые сберегательные кассы, Стройбанк, Внешторгбанк. В конце 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы, заклю­чавшаяся в изменении функции Госбанка СССР и создании с 1 ян­варя 1988 г. специализированных банков. Многие функции, ранее выполняемые Госбанком, были переданы специализированным бан­кам. Госбанк остался главным банком и единым эмиссионным цен­тром страны, в компетенцию которого входило централизованное управление кредитно-денежной системой страны, координация дея­тельности банков СССР и организация расчетов между ними, кассо­вое исполнение бюджета, обеспечение проведения единой политики в области валютных операций, установление официальных курсов иностранных валют и рад других операций.

Специализированные банки были организованы как универ­сальные, осуществляющие финансирование, кредитование и расче­ты как в области их текущей производственной деятельности, так и в сфере капитальных вложений.

О начале становления двухуровневой банковской системы мож­но говорить лишь с принятием в декабре 1990 г. законов «О Госу­дарственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельно­сти». Впервые новая правовая база предусматривала экономическую самостоятельность банков, которые уже не отвечали по обязатель­ствам государства.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР1.

Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем проти­востояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Незави­симых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютно­го регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. До 1 января 1992 г. ЦБ РСФСР предписывалось принять в свое пол­ное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, пред­приятий и организаций. В декабре 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).­

Современное состояние банковского сектора российской эконо­мики нельзя объективно оценить без анализа этапов его развития.

Первый этап — начало 1990-х годов — ознаменовался бурным процессом создания коммерческих банков, в результате Россия выдвинулась на одно из первых мест по их числу. Неболь­шой размер уставного фонда, обязательного для регистрации банка, нежесткие требования к помещениям создаваемых кредитных организаций, их руководителям, пришедшим в банковскую сферу, соз­дали благодатные условия для кредитных учреждений первой банковской волны.

Второй этап характеризовался новыми тенденциями в развитии банковской системы. К ним можно отнести первые бан­кротства банков и крах финансовых пирамид, организованных раз­личными финансовыми компаниями, привлекшими под тем или иным предлогом средства населения и юридических лиц. Начался лавинообразный поток отзывов лицензий банков. Резко замедлил­ся, а вскоре и прекратился рост числа зарегистрированных кредит­ных организаций.

Главный итог второго этапа развития банковской системы — окончание свободной конкуренции в банковской сфере. Ужесточе­ние требований Банка России к созданию новых банков практически привело к прекращению этого процесса, произошло значительное имущественное расслоение банков на крупные, узкую прослойку средних банков и большое число банков-аутсайдеров, обреченных на неизбежное вымирание.

Выделение нескольких десятков крупных банков из общей бан­ковской среды и сосредоточение в них основной части суммарного банковского капитала позволяет говорить о третьем этапе становления современной банковской системы как этапе монопо­лизации банковского дела.

1 Более подробно см.: Полянова В.П., Москвина Л.А. Основы денежного обраще­ния и кредита. М.: ИНФРА-М, 1997.

В царской России, в России периода нэпа и в более поздние го­ды банковская система характеризовалась относительной концен­трацией банковского дела в руках небольшого числа крупных ак­ционерных банков с одновременным развитием кредитных учреж­дений вспомогательного характера, обслуживающих различные категории юридических лиц и населения (кредитная кооперация, ссу­до-сберегательные товарищества, общества взаимного кредита и др.).

Увеличению числа слияний банков должно послужить Положе­ние ЦБ РФ «Об особенностях реорганизации банков в форме слия­ния и присоединения» от 30 декабря 1997 г. Согласно этому доку­менту, к образовавшемуся в результате слияния банку не предъяв­ляется требование по увеличению уставного капитала в отличие от вновь созданных банков. Ему выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имеет право осуществлять на основании банковской лицензии каждый из сливающихся бан­ков на дату принятия решения о его реорганизации, либо генераль­ная лицензия, если хотя бы один из банков такую лицензию имел.

В целом можно констатировать, что в настоящее время в России складывается система коммерческих банков, ориентированных на определенную группу высокодоходных топливно-сырьевых отраслей вместо кредитной поддержки других отраслей и секторов экономики. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономи­кой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает серьезные трудности вследствие циклического спада, то банки стано­вятся своего рода амортизаторами — источником финансирования ресурсов для стабилизации хозяйственных агентов и важнейших ка­налов воздействия на макроэкономические процессы.

Привлечение средств иностранных банков уже многие годы практикуется на российском финансовом рынке. Но эти банки — резиденты, т.е. те, что, являясь дочерними структурами зарубежных банков, функционируют как российские банки в рамках российско­го законодательства и отвечают перед клиентами только в рамках имеющихся у них активов, в то время как нерезиденты, т.е. филиа­лы зарубежных банков, отвечают перед клиентами всеми финансо­выми ресурсами основной фирмы, которые порой превышают фи­нансовые ресурсы всей российской банковской системы.

Необходимо укрепить российскую банковскую сферу, сделав ее конкурентоспособной по отношению к иностранному капиталу.

В 2007 г. число действующих кредитных организаций сократи­лось с 1189 до 1136.

Центральный банк в банковской системе. Регулирование кредитно-банковских институтов - это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функциониро­вание банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в бан­ковском секторе.

Принципы банковского надзора закреплены в документах Базельского комитета по банковскому надзору, к которым Банк Рос­сии принял решение присоединиться летом 1997 г. Многие из этих принципов в том или ином виде отражены в нормативных актах Банка России. Согласно принципам Базельского комитета для на­правленного ведения банковского надзора должны быть законода­тельно определены одна или несколько организаций, например Цен­тральный банк и/или специализированные агентства, работающие под эгидой и в тесном контакте с Центральным банком и/или Ми­нистерством финансов. Эти организации должны иметь четко опре­деленные функции и конкретные полномочия, они должны быть оперативно независимыми и иметь в своем распоряжении достаточ­ные ресурсы. Должна быть подготовлена законодательная база, в рамках которой будут функционировать органы банковского надзора, в том числе положение о лицензировании банковских учреждений, а также о постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии лик­видации. Кроме того, следует разработать критерии оценки надежно­сти и устойчивости банков.

При решении вопроса о выдаче лицензий надзорные органы могут учитывать и другие факторы: условия формирования сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учрежде­ния на состояние конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальная принадлежность инвестируемого в банковскую сферу капитала или учредителя. В лицензии указываются сроки ее дейст­вия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования.

Однако самым главным условием для получения банковской лицензии остается размер и состав уставного капитала, который яв­ляется базой ликвидности любого банка. Поэтому понятно стремление Центрального банка усилить контроль за формированием уставных капиталов, чтобы не допускать заведомо нежизнеспособных банков­ских учреждений, а также уменьшить возможность различных зло­употреблений.

В банковском секторе наблюдаются две тенденции: с одной сторо­ны, идет поглощение мелких банков более крупными, а с другой — основной формой развития региональной финансовой инфраструк­туры становится открытие филиалов крупных банков.

Вопрос численности коммерческих банков значительно разли­чается по странам. В некоторых странах рассматривают конкурен­цию между коммерческими банками как важный показатель эф­фективности банковской системы в целом. Однако в условиях воз­растающей конкуренции банки в большей степени ориентируются на краткосрочные кредиты.

Между тем крупные банки лучше противостоят конкуренции с иностранными банками, их легче контролировать. Так, в США и странах Восточной Азии большое количество небольших коммерче­ских банков считается нежелательным явлением. С 1950 г. в Японии не было создано ни одного нового банка. В 1995 г. в России насчиты­валось 2517 коммерческих банков, но к началу 2003 г. их было уже менее 2000, а в 2007 г. — 1136.

Важно не количество, а эффективность банков в перераспределе­нии средств между сберегателями и инвесторами, решении проблем ликвидности на денежном рынке своевременно и с минимальным риском.

Независимость Центрального банка позволяет ему поддержи­вать стабильность национальной валюты, избирать наиболее эффек­тивные инструменты денежно-кредитного регулирования, быть сво­бодным от политической конъюнктуры. В то же время в той или иной форме он должен учитывать макроэкономические цели и со­гласовывать свои действия с правительством.

Цели кредитно-денежной политики должны определяться со­вместно с правительством при выборе инструментов монетарной политики, так как при полном контроле Центрального банка над уровнем процентных ставок и кредитов уменьшается вероятность ис­пользования правительством денежной эмиссии для финансирова­ния бюджетного дефицита.

По итогам 2007 г. отношение активов банковского сектора к ВВП достигло 61,4%. Банковские активы на начало 2003 г. состави­ли более 45% ВВП. Действия Банка России сосредоточены на обес­печении устойчивости рубля, его покупательной способности. Свои расходы он осуществляет за счет собственных доходов, при этом не регистрируется в налоговых органах (ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Как говорится в ст. 3 За­кона, получение прибыли не является целью деятельности Банка: России. Это не бюджетная организация, компенсировать свои расхо­ды он может только за счет доходов, получаемых от потребителей его услуг (процентов, комиссии и т.п.).

В последние годы в России была заложена основа системы управления банковской деятельностью в рыночных условиях.

К на­стоящему времени в стране разработана и законодательно утвер­ждена процедура регулирования деятельности банковской системы, которая является аналогом соответствующих механизмов регулиро­вания банковских систем в развитых странах мира. Однако она не полностью отражает особенности российской экономики и поэтому не является достаточно эффективной.

Для выполнения своих функций банки должны обладать высо­кой финансовой устойчивостью, иметь адекватную ликвидность, занимать стабильные позиции на рынке.

Необходимо, чтобы в слу­чае перебоев, которые могут возникать на рынке, включались ста­билизирующие механизмы, позволяющие локализовать кризис и уменьшить его последствия.

Можно констатировать, что в России складывается система ком­мерческих банков, ориентированных на определенную группу высо­кодоходных топливно-сырьевых отраслей, тогда как другие отрасли и секторы экономики остаются почти без кредитной поддержки.

Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей эко­номикой и отлаженной банковской системой.

Частный финансовый капитал, служащий главным источником экономического роста в рыночной экономике, в России пока что очень слаб, и прежде всего недостаточно развита банковская систе­ма, не обеспечивающая потребности экономики в кредитовании долгосрочных инвестиционных проектов. Банковская система Рос­сии пока далека от стран-лидеров. Средняя величина активов рос­сийского коммерческого банка (без учета Сбербанка) составляет 100 млн. долл., в то время как в Великобритании — 5 млрд. долл., а в Японии — 45 млрд. долл. Отношение активов российской банков­ской системы к ВВП в последние годы не превышает 40%, тогда как в ведущих странах оно находится в диапазоне 200—350% 1.

Инструменты и основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка. В распоряжении Центрального банка есть ряд инструментов, влияющих на макроэкономические показатели.

Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков. Когда Банк России намерен смягчить кредитно-денежную политику или ужесточить ее, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

Операции на открытом рынке — купля-продажа Центральным бан­ком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. Центральный Банк выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

Рефинансирование банков — предоставление Центральным банком кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется пу­тем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного и переучетного кредита.

Кредитные аукционы — предоставление коммерческим банкам кре­дитов в порядке централизованного распределения. Ломбардный кредит — это ссуды под залог движимого имущества (в отличие от ипотеки).

Надежные ценные бумаги, котируемые на бирже, как предмет за­лога, — ссуды в пределах определенной части их курсовой стоимо­сти, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обя­зательствами в залог могут приниматься векселя.

Переучетный кредит — это способ рефинансирования, бази­рующийся на использовании векселей. Вексель применяется в фи­нансовых системах разных стран как инструмент оформления креди­та, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме.

Наличное денежное обращение (агрегат МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком.

В промышленно развитых странах доля наличных денег в общей денежной массе находится на уровне 5—10%. В России удельный вес наличных денег в их общей сумме пока очень высок.

1 Ершов М.О. О стереотипах в экономической политике // Вопросы экономики. 2001. № 12. С. 7.

Анализ основных направлений кредитно-денежной политики Центрального банка РФ показывает, что целевые установки, кото­рые должны быть направлены на экономический подъем реального сектора экономики, по сути, были заменены задачей ускоренного перевода экономики на рыночные рельсы, при этом на первое ме­сто вышли инструменты монетарной денежной политики.

Денеж­ная политика оказалась подчинена единой цели: ограничению де­нежной эмиссии, а на этой основе и совокупного платежеспособно­го спроса. В результате темпы инфляции снижались, но не столько под воздействием ограниченной эмиссии, сколько в силу снижения платежеспособного спроса и емкости внутреннего рынка.

8.3. Устойчивость банковской системы России

Причины неустойчивости российских банков. Оправившись после августовского кризиса 1998 г., банковская система России до сих пор не приобрела необходимого запаса прочности, испытывает затруднения в наращивании своей капитальной базы.

Как на федеральном, так и на региональном уровне по-прежнему ощущается слабость воздействия банковского сектора на развитие экономики.

Наши рекомендации