Перечень вопросов к зачету по дисциплине 15 страница
Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выраженные через выпуск специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут обращаться на рынке.
Рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой так называемого фиктивного капитала.
Капитализация финансового рынка России. Потенциал национального финансового рынка определяет и возможности бизнеса по привлечению дополнительных средств. Данные о капитализации финансового рынка России и его структуре таковы: за 2002—2003 гг. объем финансового рынка вырос в 2 раза, с 185,2 до 369,6 млрд долл.; несмотря на столь внушительный рост капитализации рынка, по данным ФКЦБ, привлеченные финансовыми организациями инвестиционные ресурсы составили в 2003 г. только 97 млрд долл., т.е. основная доля капитализации не подкреплена реальными активами.
Низкая капитализация рынка имеет серьезные последствия для устойчивости бизнеса и экономики в целом. Например, она предопределяет низкую капитализацию российских компаний.
По сравнению с другими странами удельный вес финансового рынка в ВВП России в 2002 г. был существенно ниже (табл. 8.2). За последние годы капитализация российских компаний росла, в 2008 г. она составила около 1 трлн. долл.
Таблица 8.2. Удельный вес капитализации отдельных сегментов фондового рынка в ВВП различных стран, % к ВВП
Страна | Акции | Долговые ценные бумаги | Банковские активы | Сумма |
Россия | 52,0 | 15,0 | 42,0 | 109,0 |
США | 103,0 | 181,0 | 223,0 | 507,0 |
Великобритания | 107,0 | 116,0 | 456,0 | 679,0 |
Германия | 33,0 | 158,0 | 413,0 | 604,0 |
Развивающиеся Страны | 25,0 | 36,0 | 150,0 | 211,0 |
Весь мир | 67,0 | 135,0 | 270,0 | 472,0 |
Соотношение доходности в реальном секторе и на финансовом рынке должно иметь приоритетом производственный сектор. Определенные шаги в этом направлении демонстрируют и российские власти, последовательно снижая ставку рефинансирования.
Так, в 2003—2004 гг. ставка рефинансирования сократилась на треть — с 21 до 14%.
В 2008 г. она составила 11%. Однако положительный эффект от этих мер еще не проявился в полной мере, что подтверждает высокая доля собственных оборотных средств в инвестициях.
Так, доля собственных средств предприятий в финансировании инвестиций в 2003 г. составила 45%1, а в 2006 г. — 83,5%.
Были выработаны международные теоретические и практические критерии финансовой безопасности национального хозяйства.
К примеру, если на обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга расходуется свыше 30% доходной части национального бюджета, то формально страну можно считать банкротом2.
Исторически приведение финансов страны в равновесное состояние связывалось с приведением государственного бюджета в сбалансированное состояние.
Обеспечение национальной безопасности сегодня означает установление государственной монополии на управление денежным оборотом страны.
1 Доклад МЭРТ «О сценарных условиях социально-экономического развития РФ на 2005 год и на период до 2007 года» (25 мая 2004 г.).
2 Экономическая безопасность: производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сен-чагова. М.: Финстатинформ, 1998. С. 236.
Поскольку в самом денежном механизме Запада почти нет ничего рыночного и в основе управления глобальным денежным оборотом лежит, в сущности, нерыночный принцип, то и национальные хозяйства других стран вынуждены выстраивать адекватную национальную денежную систему — управляемую государством.
Национальный финансовый рынок и мировое хозяйство. Качество денег определяется их стабильностью, или устойчивостью, как мерой стоимостей или масштаба цен. Устойчивость масштаба цен зависит от покупательной силы национальной валюты, которая в настоящее время определяется не паритетом покупательной способности, а количеством номинированных в ней активов.
Классическое состояние денежной системы описывается количественным уравнением денежного обмена:
MV=pY,
где М — денежная масса в обороте;
V — скорость обращения;
p — масса товаров;
Y — общая цена товаров.
Правая часть этого уравнения представляет собой совокупную обменную стоимость за год, или совокупный доход. В классической теории реальный доход считается главным фактором спроса на деньги.
Другой фактор — процентная ставка. Зависимость между реальной и номинальной ставками процента определяется уравнением Фишера:
i = r + π,
где i — номинальная ставка процента;
r — реальная ставка процента;
π — темп инфляции.
Связь между процентной ставкой и инфляцией называют эффектом Фишера: рост денежной массы вызывает рост инфляции, а инфляция приводит к увеличению номинальной ставки процента.
В условиях возросшего влияния на процессы инфляционных ожиданий экономических агентов, а также с учетом того, что банки, устанавливая ставку процента, ориентируются на ожидаемый в перспективе уровень инфляции, формула Фишера модифицируется:
i = r + πe,
где πe — ожидаемый темп инфляции.
Соотношение темпов инфляции и номинальных процентных ставок в разных странах лежит в основе формирования реального обменного курса иностранной валюты.
Однако возникновение многочисленных специфических, присущих только финансовому рынку инструментов привело к тому, что деньги в современной экономике стали играть активную роль, а через механизм плавающего обменного курса усилилась возможность давления на показатели национальной денежной системы со стороны мировых финансовых рынков. Финансовый рынок стал важнейшим фактором, связывающим между собой национальные хозяйства с мировым.
Внутренний финансовый рынок функционирует во взаимосвязи с валютным рынком. Переплетение многообразных интересов, как и основополагающих взаимодействий, с трудом поддается системному рассмотрению. Тем не менее можно сформулировать основные закономерности, обусловленные тем, что российский рынок ценных бумаг, финансовые и валютные рынки постепенно приобретают черты, свойственные рынкам развитых стран, преследуют те же цели, выполняют те же функции и используют аналогичные механизмы.
Разрешаются старые противоречия, свойственные планово-распределительной системе хозяйствования, но возникают новые проблемы и противоречия, адекватные рыночной системе.
На внутреннем финансовом рынке в связи с институциональными изменениями, возникновением коммерческих банков и развитием рынка ценных бумаг произошли кардинальные перемены в составе и соотношении основных каналов перераспределения средств между секторами экономики.
Широкое размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке было связано с подрывом доверия к финансовым организациям, занимавшимся привлечением средств на основе рискованных (например, пирамидальных) схем, мерами по снижению доходности валютного рынка и развитием коммерческих банков, которые стали крупными покупателями ценных бумаг.
В условиях инфляции и опасности перетока средств на валютный рынок государству пришлось согласиться на высокий уровень доходности своих долговых обязательств, а затем вести сложную борьбу за снижение стоимости обслуживания государственного долга.
Доля государственного бюджета в расходах на хозяйство и инвестиции резко снизилась. Уменьшились государственное финансирование и кредитование за счет государственных средств. Одновременно увеличилась доля кредитных ресурсов банков и возникло привлечение средств хозяйствующими субъектами за счет выпуска ценных бумаг.
Вместе с тем в сложившейся ситуации привлечение средств предприятиями за счет выпуска акций и облигаций оказалось затруднено, а высокие проценты сделали труднодоступными кредит, особенно долгосрочный. Высокая инфляция поглотила оборотные средства и привела к развитию неплатежей.
Сектор реального производства не смог противостоять рынку государственных ценных бумаг и валютному рынку в привлечении свободных денежных ресурсов с помощью эмиссии своих ценных бумаг.
Нормализация валютного рынка и стабилизация валютного курса помогали стабилизации внутреннего финансового рынка и создавали условия для выравнивания доходности валютного рынка и сектора государственных ценных бумаг, способствуя его становлению и развитию с учетом рисков и других условий.
Стабильность и устойчивость рынка ценных бумаг и покупательной способности рубля базировались на поддержании любой ценой валютного курса в надежде обеспечить снижение инфляции и процентных ставок до уровня, при котором будет выгодно вкладывать средства в производство. В жертву кредитно-денежной политике было принесено производство, сократившееся почти в 2 раза.
Равновесие банковской системы на макроуровне можно обозначить и через равновесие между спросом и предложением на банковские продукты и услуги, спросом и предложением денег, эмитируемых эмиссионным банком, золотовалютными резервами и денежной массой, эмиссией денежных знаков, количеством кредитных учреждений и степенью удовлетворения потребностей субъектов экономики в банковских услугах1.
В этой связи необходимо последовательное макроэкономическое регулирование экономики, поскольку оно напрямую влияет на устойчивость финансовой системы, а следовательно, укрепляет экономическую безопасность. Для укрепления позиций рубля Россия должна максимально быстро увеличить свою долю в мировом ВВП.
8.2. Банковская система и экономика государства
История развития банковской системы России. Банковская система по своему содержанию представляет собой совокупность экономических субъектов, функционирующих в сфере денежного обращения и регулирующих денежный оборот. Она является звеном более общей экономической системы государства.
До реформы банковской системы в России все ресурсы распределялись согласно государственному плану, а цены были фиксированы, роль денежно-кредитной политики заключалась в обеспечении достаточной ликвидности в соответствии с планом.
Являясь результатом рыночных реформ, новая банковская система стала одним из ключевых элементов хозяйственного механизма страны.
В начале XX в. после денежной реформы С. Ю. Витте в России, кроме Государственного банка, функционировали акционерные коммерческие банки. Первым шагом в создании послереволюционной системы стала национализация в декабре 1917 г. частных коммерческих банков и банковских контор и их объединение в единый Народный банк РСФСР.
В 1920 г. был издан ряд декретов, отменявших денежные расчеты внутри государственного сектора за топливо, сырье и т.д.
1 Фетисов Г.Г. Устойчивость банковской системы и методология ее оценки. М.: Экономика, 2003. С. 68.
Народный банк перестал выполнять расчетную функцию для предприятий общественного сектора и был упразднен в январе 1920 г.
Его отделения были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых отделов. Функции международных расчетов, регулирования выпуска в обращение денежных знаков, взимания долгов и т.д. были переданы специально созданному Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.
С переходом на новую экономическую политику потребовалось восстановление кредитной системы. В октябре 1921 г. были учреждены Государственный банк РСФСР (Госбанк) и ряд кредитных институтов. Наряду с Госбанком были созданы банки, различающиеся по форме собственности. Госбанки были специализированы по отраслевому признаку. Для обслуживания населения в 1922 г. были созданы сберегательные кассы. Несмотря на многозвенность кредитной системы, в ее основу был положен принцип единства и централизации: доминирующую роль играл Госбанк РСФСР, для всех банков проводилась единая государственная кредитная политика, руководил всей банковской системой Наркомфин, а Госбанк осуществлял контроль за деятельностью банков.
По мере развития индустриализации и коллективизации сельского хозяйства появилась необходимость перестройки системы кредитования. Повысилась роль Госбанка как центрального звена кредитной системы, в результате он превратился в институт краткосрочного кредитования, расчетный и кассовый центр.
До конца 1980-х годов кредитная система СССР включала в себя Госбанк СССР и находившиеся в его ведении государственные трудовые сберегательные кассы, Стройбанк, Внешторгбанк. В конце 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы, заключавшаяся в изменении функции Госбанка СССР и создании с 1 января 1988 г. специализированных банков. Многие функции, ранее выполняемые Госбанком, были переданы специализированным банкам. Госбанк остался главным банком и единым эмиссионным центром страны, в компетенцию которого входило централизованное управление кредитно-денежной системой страны, координация деятельности банков СССР и организация расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета, обеспечение проведения единой политики в области валютных операций, установление официальных курсов иностранных валют и рад других операций.
Специализированные банки были организованы как универсальные, осуществляющие финансирование, кредитование и расчеты как в области их текущей производственной деятельности, так и в сфере капитальных вложений.
О начале становления двухуровневой банковской системы можно говорить лишь с принятием в декабре 1990 г. законов «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Впервые новая правовая база предусматривала экономическую самостоятельность банков, которые уже не отвечали по обязательствам государства.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР1.
Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. До 1 января 1992 г. ЦБ РСФСР предписывалось принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. В декабре 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).
Современное состояние банковского сектора российской экономики нельзя объективно оценить без анализа этапов его развития.
Первый этап — начало 1990-х годов — ознаменовался бурным процессом создания коммерческих банков, в результате Россия выдвинулась на одно из первых мест по их числу. Небольшой размер уставного фонда, обязательного для регистрации банка, нежесткие требования к помещениям создаваемых кредитных организаций, их руководителям, пришедшим в банковскую сферу, создали благодатные условия для кредитных учреждений первой банковской волны.
Второй этап характеризовался новыми тенденциями в развитии банковской системы. К ним можно отнести первые банкротства банков и крах финансовых пирамид, организованных различными финансовыми компаниями, привлекшими под тем или иным предлогом средства населения и юридических лиц. Начался лавинообразный поток отзывов лицензий банков. Резко замедлился, а вскоре и прекратился рост числа зарегистрированных кредитных организаций.
Главный итог второго этапа развития банковской системы — окончание свободной конкуренции в банковской сфере. Ужесточение требований Банка России к созданию новых банков практически привело к прекращению этого процесса, произошло значительное имущественное расслоение банков на крупные, узкую прослойку средних банков и большое число банков-аутсайдеров, обреченных на неизбежное вымирание.
Выделение нескольких десятков крупных банков из общей банковской среды и сосредоточение в них основной части суммарного банковского капитала позволяет говорить о третьем этапе становления современной банковской системы как этапе монополизации банковского дела.
1 Более подробно см.: Полянова В.П., Москвина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. М.: ИНФРА-М, 1997.
В царской России, в России периода нэпа и в более поздние годы банковская система характеризовалась относительной концентрацией банковского дела в руках небольшого числа крупных акционерных банков с одновременным развитием кредитных учреждений вспомогательного характера, обслуживающих различные категории юридических лиц и населения (кредитная кооперация, ссудо-сберегательные товарищества, общества взаимного кредита и др.).
Увеличению числа слияний банков должно послужить Положение ЦБ РФ «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения» от 30 декабря 1997 г. Согласно этому документу, к образовавшемуся в результате слияния банку не предъявляется требование по увеличению уставного капитала в отличие от вновь созданных банков. Ему выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имеет право осуществлять на основании банковской лицензии каждый из сливающихся банков на дату принятия решения о его реорганизации, либо генеральная лицензия, если хотя бы один из банков такую лицензию имел.
В целом можно констатировать, что в настоящее время в России складывается система коммерческих банков, ориентированных на определенную группу высокодоходных топливно-сырьевых отраслей вместо кредитной поддержки других отраслей и секторов экономики. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает серьезные трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами — источником финансирования ресурсов для стабилизации хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы.
Привлечение средств иностранных банков уже многие годы практикуется на российском финансовом рынке. Но эти банки — резиденты, т.е. те, что, являясь дочерними структурами зарубежных банков, функционируют как российские банки в рамках российского законодательства и отвечают перед клиентами только в рамках имеющихся у них активов, в то время как нерезиденты, т.е. филиалы зарубежных банков, отвечают перед клиентами всеми финансовыми ресурсами основной фирмы, которые порой превышают финансовые ресурсы всей российской банковской системы.
Необходимо укрепить российскую банковскую сферу, сделав ее конкурентоспособной по отношению к иностранному капиталу.
В 2007 г. число действующих кредитных организаций сократилось с 1189 до 1136.
Центральный банк в банковской системе. Регулирование кредитно-банковских институтов - это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Принципы банковского надзора закреплены в документах Базельского комитета по банковскому надзору, к которым Банк России принял решение присоединиться летом 1997 г. Многие из этих принципов в том или ином виде отражены в нормативных актах Банка России. Согласно принципам Базельского комитета для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно определены одна или несколько организаций, например Центральный банк и/или специализированные агентства, работающие под эгидой и в тесном контакте с Центральным банком и/или Министерством финансов. Эти организации должны иметь четко определенные функции и конкретные полномочия, они должны быть оперативно независимыми и иметь в своем распоряжении достаточные ресурсы. Должна быть подготовлена законодательная база, в рамках которой будут функционировать органы банковского надзора, в том числе положение о лицензировании банковских учреждений, а также о постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии ликвидации. Кроме того, следует разработать критерии оценки надежности и устойчивости банков.
При решении вопроса о выдаче лицензий надзорные органы могут учитывать и другие факторы: условия формирования сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на состояние конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальная принадлежность инвестируемого в банковскую сферу капитала или учредителя. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования.
Однако самым главным условием для получения банковской лицензии остается размер и состав уставного капитала, который является базой ликвидности любого банка. Поэтому понятно стремление Центрального банка усилить контроль за формированием уставных капиталов, чтобы не допускать заведомо нежизнеспособных банковских учреждений, а также уменьшить возможность различных злоупотреблений.
В банковском секторе наблюдаются две тенденции: с одной стороны, идет поглощение мелких банков более крупными, а с другой — основной формой развития региональной финансовой инфраструктуры становится открытие филиалов крупных банков.
Вопрос численности коммерческих банков значительно различается по странам. В некоторых странах рассматривают конкуренцию между коммерческими банками как важный показатель эффективности банковской системы в целом. Однако в условиях возрастающей конкуренции банки в большей степени ориентируются на краткосрочные кредиты.
Между тем крупные банки лучше противостоят конкуренции с иностранными банками, их легче контролировать. Так, в США и странах Восточной Азии большое количество небольших коммерческих банков считается нежелательным явлением. С 1950 г. в Японии не было создано ни одного нового банка. В 1995 г. в России насчитывалось 2517 коммерческих банков, но к началу 2003 г. их было уже менее 2000, а в 2007 г. — 1136.
Важно не количество, а эффективность банков в перераспределении средств между сберегателями и инвесторами, решении проблем ликвидности на денежном рынке своевременно и с минимальным риском.
Независимость Центрального банка позволяет ему поддерживать стабильность национальной валюты, избирать наиболее эффективные инструменты денежно-кредитного регулирования, быть свободным от политической конъюнктуры. В то же время в той или иной форме он должен учитывать макроэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством.
Цели кредитно-денежной политики должны определяться совместно с правительством при выборе инструментов монетарной политики, так как при полном контроле Центрального банка над уровнем процентных ставок и кредитов уменьшается вероятность использования правительством денежной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита.
По итогам 2007 г. отношение активов банковского сектора к ВВП достигло 61,4%. Банковские активы на начало 2003 г. составили более 45% ВВП. Действия Банка России сосредоточены на обеспечении устойчивости рубля, его покупательной способности. Свои расходы он осуществляет за счет собственных доходов, при этом не регистрируется в налоговых органах (ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).
Как говорится в ст. 3 Закона, получение прибыли не является целью деятельности Банка: России. Это не бюджетная организация, компенсировать свои расходы он может только за счет доходов, получаемых от потребителей его услуг (процентов, комиссии и т.п.).
В последние годы в России была заложена основа системы управления банковской деятельностью в рыночных условиях.
К настоящему времени в стране разработана и законодательно утверждена процедура регулирования деятельности банковской системы, которая является аналогом соответствующих механизмов регулирования банковских систем в развитых странах мира. Однако она не полностью отражает особенности российской экономики и поэтому не является достаточно эффективной.
Для выполнения своих функций банки должны обладать высокой финансовой устойчивостью, иметь адекватную ликвидность, занимать стабильные позиции на рынке.
Необходимо, чтобы в случае перебоев, которые могут возникать на рынке, включались стабилизирующие механизмы, позволяющие локализовать кризис и уменьшить его последствия.
Можно констатировать, что в России складывается система коммерческих банков, ориентированных на определенную группу высокодоходных топливно-сырьевых отраслей, тогда как другие отрасли и секторы экономики остаются почти без кредитной поддержки.
Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой.
Частный финансовый капитал, служащий главным источником экономического роста в рыночной экономике, в России пока что очень слаб, и прежде всего недостаточно развита банковская система, не обеспечивающая потребности экономики в кредитовании долгосрочных инвестиционных проектов. Банковская система России пока далека от стран-лидеров. Средняя величина активов российского коммерческого банка (без учета Сбербанка) составляет 100 млн. долл., в то время как в Великобритании — 5 млрд. долл., а в Японии — 45 млрд. долл. Отношение активов российской банковской системы к ВВП в последние годы не превышает 40%, тогда как в ведущих странах оно находится в диапазоне 200—350% 1.
Инструменты и основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка. В распоряжении Центрального банка есть ряд инструментов, влияющих на макроэкономические показатели.
Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков. Когда Банк России намерен смягчить кредитно-денежную политику или ужесточить ее, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.
Операции на открытом рынке — купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. Центральный Банк выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.
Рефинансирование банков — предоставление Центральным банком кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного и переучетного кредита.
Кредитные аукционы — предоставление коммерческим банкам кредитов в порядке централизованного распределения. Ломбардный кредит — это ссуды под залог движимого имущества (в отличие от ипотеки).
Надежные ценные бумаги, котируемые на бирже, как предмет залога, — ссуды в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя.
Переучетный кредит — это способ рефинансирования, базирующийся на использовании векселей. Вексель применяется в финансовых системах разных стран как инструмент оформления кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме.
Наличное денежное обращение (агрегат МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком.
В промышленно развитых странах доля наличных денег в общей денежной массе находится на уровне 5—10%. В России удельный вес наличных денег в их общей сумме пока очень высок.
1 Ершов М.О. О стереотипах в экономической политике // Вопросы экономики. 2001. № 12. С. 7.
Анализ основных направлений кредитно-денежной политики Центрального банка РФ показывает, что целевые установки, которые должны быть направлены на экономический подъем реального сектора экономики, по сути, были заменены задачей ускоренного перевода экономики на рыночные рельсы, при этом на первое место вышли инструменты монетарной денежной политики.
Денежная политика оказалась подчинена единой цели: ограничению денежной эмиссии, а на этой основе и совокупного платежеспособного спроса. В результате темпы инфляции снижались, но не столько под воздействием ограниченной эмиссии, сколько в силу снижения платежеспособного спроса и емкости внутреннего рынка.
8.3. Устойчивость банковской системы России
Причины неустойчивости российских банков. Оправившись после августовского кризиса 1998 г., банковская система России до сих пор не приобрела необходимого запаса прочности, испытывает затруднения в наращивании своей капитальной базы.
Как на федеральном, так и на региональном уровне по-прежнему ощущается слабость воздействия банковского сектора на развитие экономики.